СТИЛЬ в искусстве

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СТИЛЬ В ИСКУССТВЕ
совокупность черт, близость выразительных художественных приемов и средств, обусловливающих собой единство какого-нибудь направления в творчестве.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

Стиль в искусстве
исторически сложившаяся, устойчивая общность образной системы, средств и приемов художественной выразительности, обусловленная единством идейно-эстетического и общественно-исторического содержания. Это единство достигается на основе определенного творческого метода. В С. находят отражение как социально-экономические условия жизни об-ва, так и особенности и традиции того или иного народа. Таковы, напр., архаический С, эллинистический, романский, готический, С. Возрождения, барокко, рококо, ампир, модерн и др. Каждый С. с наибольшей полнотой проявляется в определенных видах искусства. Рождение нового С, выражающее глубокие общественные изменения, происходит тогда, когда возникает принципиально новое соотношение между художественной формой и идейным содержанием. Буржуазная формалистическая эстетика дает либо чересчур расширительное понимание С, отождествляя его с художественным методом (что приводит к сведению реализма к одному из С), либо сужает его до пределов творческой манеры того или иного художника. Неверны также утверждения о некоем «С. эпохи», не зависимом ни от мировоззрения, ни от художественного метода. В каждую эпоху существуют различные художественные методы, а в рамках этих методов развиваются различные С, к-рые в свою очередь включают в себя художников разных творческих манер и почерков. Многообразие С. и манер — характерная черта социалистического реализма.

Источник: Философский словарь. 1963

СТИЛЬ в искусстве
лат. stylus, от греч. stylos — палочка, стержень для письма) — структурное единство образной системы и приемов худож. выражения, порождаемое живой практикой развития архитектуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Понятие «С.» употребляется для характеристики крупной эпохи в развитии иск-ва, различных худож. направлений и индивидуальной манеры художника. С. служит одним из связующих элементов в синтезе искусств, приобретая наибольшую степень органичности и целостности (готика, барокко, классицизм). Будучи относительно самостоятельным, образуя собственную традицию, С. может при известных условиях существовать дольше, чем социально-культурная ситуация его породившая, сталкиваясь с др. С. В формировании С. участвуют мн. социальные и культурные предпосылки, связанные с представлениями о природе иск-ва, его функциях, выражаемые в творческом методе и мировоззрении художников. Первые значительные С. складываются в древн. цивилизациях (Египет, Вавилон) в соответствии с господствующими религиозно-идеологическими нормами. В разные исторические периоды С. специфично осуществляется в отдельных видах искусства, в большей или меньшей степени проявляя свои типичные признаки во взаимоотношении содержания и формы в искусстве. Стилевому развитию иск-в с каждой новой эпохой соответствует все нарастающее усложнение, проявляющееся во взаимодействии местных, региональных школ, худож. традиций. С эпохи Возрождения все большее значение приобретает индивидуальность художника (Индивидуальность в искусстве), уже не укладывающаяся в рамки стилевых явлений (Микеланд-жело, Рембрандт, Д. Веласкес, А. Ватто, Ф. Гойя). Развитие станкового иск-ва способствует укреплению подобных тенденций, давая живописи, графике, скульптуре все большую свободу выражения. Начиная с романтизма, в иск-ве XIX—XX вв. проявляются лишь отдельные стилистические тенденции, определяемые общностью мировосприятия художников. Попытки создать «новый стиль» (модерн) из-за социально-худож. противоречивости развития иск-ва на рубеже XIX—XX вв. оказались несостоятельными. Однако именно в это время ряд ученых (Вельфлин, А. Ригль и др.) предприняли попытку рассматривать историю иск-в как «историю С.». Но в XX в- развитие иск-ва уже не может полностью укладываться в рамки смены С. Возникновение и быстрое исчезновение всевозможных «измов» в авангардизме, их идеологическая неустойчивость препятствуют созданию цельных стилевых образований. В социалистическом об-ве поиски С. в иск-ве связываются со стремлением создавать эстетически совершенную среду, окружающую человека.

Источник: Эстетика: Словарь



Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
868.41 кб

Стиль и современное искусство: культурфилософский анализ

Жевак Анна Ильинична
В статье анализируется феномен стиля и его взаимодействие со сферой искусства и иными формами бытия в контексте социокультурных изменений предшествующих исторических эпох и современности, рассматриваются примеры реализации цифрово
Читать PDF
997.43 кб

«Нетрадиционное» искусство ханты и «Северный изобразительный стиль»

Новиков А. В., Бондарева А. А.
Статья посвящена проблеме изучения развития «северного изобразительного стиля» и роли нетрадиционного изобразительного искусства народа ханты в современном ху­дожественном процессе.
Читать PDF
78.58 кб

Стиль Фаберже в отечественном ювелирном искусстве 1980-2010-х годов

Перфильева Ирина Юрьевна
«Стиль Фаберже» одно из направлений в современном отечественном ювелирном деле России в рамках ретроспективных тенденций. Однако было бы неверным объяснять это явление исключительно стремлением к «продолжению традиций».
Читать PDF
708.20 кб

Стиль футуризм: путь от изобразительного искусства в предметную среду

Котляр Елена Романовна, Вершинина Александра Михайловна
В статье охарактеризованы основные аспекты и идеологические основы стиля футуризм, прослежены его истоки и этапы развития. Особое внимание акцентировано на личности идеологов направления: Ф. Маринетти, Д. Северини, К. Карра, Д.
Читать PDF
788.55 кб

Эксперимент с нормой: стиль модерн в архитектуре и прикладном искусстве

Светлана Бородина, Алина Булгакова
Статья посвящена специфике художественного стиля модерн, его исторической обусловленности и проявлению в архитектуре, интерьере и декоративно-прикладном искусстве конца XIX-начала XXв.
Читать PDF
203.64 кб

«Советский стиль» (к вопросу о сущности понятия в современном искусствознании)

Усанова Алла Леонидовна
Предпринята попытка аналитического обзора явления в контексте традиционных и современных трактовок стиля как базовой категории в искусствознании, философии и истории искусства.
Читать PDF
375.83 кб

Официальный стиль Ахеменидов и его отражение в искусстве северных сатрапий на материале архитектуры

Вергазов Рамиль Рафаилович
Статья посвящена исследованию влияния официального стиля Ахеменидов на провинциальную архитектуру северных областей империи, предоставляющих репрезентативный материал памятников ахеменидского круга.
Читать PDF
1.52 мб

Авторский стиль орнаментики в памятниках книжно-рукописного искусства старообрядцев-поморцев Южного

Мухина Наталья Владимировна
По материалам пяти старообрядческих книжно-рукописных памятников из фондов южно-уральских собраний выявлена творческая деятельность старообрядца-поморца, проживающего в г. Златоусте, в последней трети XIX начале XX вв.