СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
Стиль научного мышления
совокупность определенных приемов познавательной деятельности в науке, содержащая методологические, ценностные и философско-мировоззренческие компоненты и задающая направления научно-познавательной деятельности. В истории развития науки можно выделить несколько стилей мышления: механистический, вероятностный, системно-структурный, кибернетический и др.
Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.
СТИЛИ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
это исторически сложившаяся устойчивая система общепринятых методологических нормативов и философских принципов, которые, выражая, общепринятые стереотипы интеллектуальной деятельности определенной эпохи, лежат в основе научного исследования в определенную эпоху исторического развития, поэтому различают следующие их конкретно-исторические формы: 1) в классической науке (XVII-XIX вв.) при исследовании объекта устраняется все, что относится к субъекту, поэтому здесь господствует объективный стиль мышления; 2) в неклассической науке (первая половина XX в.) отвергается объективизм классической науки, и интерпретация объекта начинает рассматриваться в связи со средствами его субъективного познания; 3) в постнеклассической науке (вторая половина XX в.) полученные знания об объекте обязательно включают все, что связано с субъективными предпосылками знаний (особенности средств и операции деятельности и ценностные ориентации субъекта познания).
Источник: Философия науки и техники: словарь
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
интегративная форма знания, которая включает научную картину мира и определяемые ею ценности, методы, методологические принципы и нормы познавательной деятельности. Стиль научного мышления является наиболее общей и фундаментальной единицей структуры познавательного процесса. Он объединяет различные логико-методологические образования, выделяемые в философии науки: нормы рациональности, научные программы, ценностные регул яти вы и пр. Но то или иное образование не закреплено только за определенным стилем мышления, один и тот же логико-методологический компонент может присутствовать в разных стилях мышления. Стиль мышления внутренне достаточно пластичен, в его границах могут происходить в различных компонентах существенные подвижки. В то же время он достаточно устойчив, даже консервативен, обеспечивая единство, преемственность научного познания. Со сменой стиля научного мышления связаны глобальные научные революции. Научная революция конца XVI - начала XVII вв., творцами которой были Коперник, Кеплер, Галилей, Ньютон, Декарт, Бэкон, была связана с кардинальными изменениями в стиле мышления. Изменилась картина мира - из геоцентрической она превратилась в гелиоцентрическую. Изменилось представление о месте человека в мире - из «венца природы» ок стал обитателем одной из планет. Изменились нормы познавательной деятельности - научное знание отделили от метафизики, противопоставили схоластике, магии, оккультным видам знания. Идеалом научного познания стало не созерцание, а опыт, эксперимент, в научное познание стали включаться технические приборы. Для современного стиля мышления характерны системный подход и установка на вероятность. Можно говорить о стиле мышления цивилизации, эпохи, отдельной научной школы, конкретного человека.
Источник: Краткий философский словарь 2004
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
проявляется как в науке в целом, так и на отдельных исторических этапах ее развития. Под С.н.м. часто понимается система принципов и канонов мыслительной деятельности и форм представления результатов научной деятельности вовне. С.н.м. выражает дух эпохи, «общее расположение умов» и выполняет регулятивную функцию. С.н.м. проникает во все области знания, «окрашивая» его определенным образом. Понятие С.н.м. шире понятия парадигмы, обслуживающей какоелибо научное общество, и более общее, чем система методов. Выделяются механистический, вероятностный, синергетический и другие стили. Как и в искусстве, откуда пришел сам термин (stilos — палочка, особенность которой дает возможность узнавания ее по оставленным ею характерным бороздкам), можно говорить о моде на стиль. Так, Б. Спиноза в соответствии с духом эпохи излагает этику «геометрическим способом», моделируя процесс взаимодействия людей и сцепления эмоций, переходит от одной точки к двум (прямая), трем (плоскость) и т.д. Стиль науки в целом задается ее основными целями и ценностями. В классической науке таковыми являются истина, объективность, точность. Ученый ставит себя в положение «научного субъекта», «агента» истины. Научный стиль становится демонстрацией ученым своей приверженности объективности. Этому соответствует стилистика научных текстов: «требуется доказать», «представляется возможным», «приходится признать» и т.п. В безличной, отстраненной стилистике находит реализацию фигура ученого. Не субъект формулирует, но через него сама истина, наука обнаруживают себя. Вопрос авторства в науке часто сводится к приоритету первооткрывателя. Идеал точности внутри науки описывается термином «строгость», а вне науки это воспринимается как «сухость». В стилистике научных текстов ориентация на строгость в математическом смысле проявляется в том числе в тенденции удалять богатые многозначностью понятия и заменять их специально придуманными терминами и использовать аббревиатуры — сокращения (С.н.м., КПД), уподобляя тексты формулам. Неудачная реализация создает специфический наукообразный стиль. На стиль языка науки оказывают влияние задачи рационализации процесса коммуникации внутри научного сообщества и общения ученых с обществом в целом. Тезисная форма, статья, монография предполагают свои стилистические приемы презентации информации, так же как дайджестный и научнопопулярный стили.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Понятие С.Н.М. (СНМ), наряду с понятиями "парадигма", "научно-исследовательская программа", "тема", "философские основания науки", "базовые модели знания" и др., относится к ряду средств метатеоретического исследования структуры и динамики науки. Первоначально понятие СНМ было связано с вопросом об особенностях фундаментальных исследований: предполагалось, что господствующая наука или лидирующая фундаментальная теория определенной эпохи полностью определяли СНМ этой эпохи (а именно: категориальный состав знания, определенный тип логической организации знания). В ходе исследования феномена СНМ были уточнены представления о его сложной гетерогенной природе. СНМ является и социокультурным, и внутринаучным феноменом и формируется под их воздействием. Основной механизм социокультурной детерминации СНМ связан с системой конкретно-исторических норм и идеалов науки, уходящих корнями в культуру эпохи. Нормы и идеалы науки, воплощаясь в фундаментальную лидирующую теорию, задают направленность иным теориям данной научной дисциплины, ряда дисциплин, науки в целом. Например, в период становления опытного естествознания классическая механика определяла "видение", объяснение, описание, структуру строения теории не только всей механики, но и физики, химии, биологии, социальной философии. Философские представления, идеи в структуре СНМ участвуют в процессе осмысления пределов эвристичности старых идеалов научности и формировании новых. Через философскую составляющую СНМ происходит соотнесение идеалов и норм науки, методологических установок с особенностями изучаемого данной наукой объекта. Так было в период перехода во второй половине 19 в. ряда наук - биологии, физики, психологии, социологии - к изучению системных статистических объектов. Изучение массовидных объектов - газов, демографических и социальных систем и процессов, сложных органических объектов и т.д. - потребовало переосмысления старых и выработки новых философских понятий: случайность, вероятность, возможность, историзм, эволюция и др. С одной стороны, в этих философских категориях отразилось новое понимание строения материального мира и его объектов. С другой стороны, в них в отрефлектированном, объективированном виде выразились основные ценностные предпочтения этого исторического периода. Основу философских представлений СНМ составляют детерминистские категории: обусловленность, связь, причина, следствие, необходимость, случайность, возможность, действительность и др. Именно через них с наибольшей полнотой "просвечивает" характер организации объектов науки и особенности взаимодействия между феноменами материального мира. Анализ объектной детерминации СНМ выявляет теснейшую связь СНМ с научной картиной мира (НКМ), поскольку именно НКМ формирует базовые знания о системно-структурных особенностях изучаемых наукой объектов, об их пространственно-временных характеристиках, особенностях взаимодействия материальных объектов. Взаимная согласованность СНМ и НКМ особенно отчетливо проявляется в переломные моменты развития науки: при смене лидирующих теорий, научной революции и т.д. В конце 19 - начале 20 в. выход на арену биологии популяционной генетики, возникновение системного и кибернетического подходов обнаружили ограниченность дарвиновской картины биологической реальности и ее операциональной составляющей - вероятностного стиля мышления в биологии. Становление синтетической теории эволюции ориентировалось на новую картину мира и новое понимание биообъекта. Биообъект стал представляться как сложная самоуправляемая и саморазвивающаяся система. Сформировались адекватные философские и методологические познавательные понятия и принципы: информация, саморегуляция, саморазвитие, целесообразность, прямая и обратная связь, автономность, эволюция и др., которые объективировали новый кибернетический СНМ в биологии. СНМ имеет сложную структуру. В ней можно, как базовые, выделить несколько уровней. Первый включает идеалы и нормы, выражающие специфику научной деятельности в целом: направленность на объективное знание, субъект-объектная расчлененность познавательной структуры и пр.. Другой уровень содержит философские представления, методологические предписания, нормы познания, общие для всех конкретных наук. Например, требования лапласовского детерминизма для наук конца 18 - первой половины 19 в. Следующий уровень конкретизирует первые два применительно к специфике предметной области науки и особенностям исторического развития самой данной науки. Например, французский биолог 18 в. Ламарк, реализуя лапласовские механистические принципы, принял образ "лестницы существ" в качестве объяснительной схемы взаимодействия живых объектов. Это было относительно прямолинейное изображение ряда или цепи независимых групп организмов (биовидов). На этом уровне нормы и идеалы объяснения, описания, доказательства, обоснования, строения научного теории, составляющие основу структуры СНМ, приобретают адекватное конкретно научное звучание и оформление. СНМ выполняет по отношению к формирующемуся научному знанию многообразные функции. СНМ выполняет интегрирующую роль по отношению к разнородным компонентам научно-теоретического знания: НКМ, философским основаниям науки, массиву конкретно-теоретического знания. СНМ регулирует и ориентирует научное исследование в определенном, заданном социумом и внутринаучными реалиями, направлении. СНМ выступает также как механизм, обеспечивающий диалог, связь между целями и потребностями науки и требованиями и возможностями социокультурного целого, запросами исторического времени. Например, особенностью современного, только формирующегося экологического СНМ можно считать признание принципиальной неустранимости ценностной основы познания. В экологическом стиле мышления в биологии обретают теоретический статус моральные экологические императивы, принцип коэволюции мира человека и мира природы. Человеческое измерение в современной физике, химии отражено в активной разработке и освоении антропного космологического принципа, идей неравновесности, концепции глобального эволюционизма. Перспектива современных исследований феномена СНМ определяется не только когнитивно-методологической, но и социологической и психологической направленностью его разработки.
И.А. Медведева
И.А. Медведева
Источник: Новейший философский словарь
стиль научного мышления
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ — совокупность характерных черт мышления ученых, система ориентации на те или иные идеи, методы, образцы исследования, интерпретации и оценки; «готовность к направленному восприятию и соответствующему пониманию того, что воспринято» (Флек Л. Возникновение и развитие научного факта: Введение в теорию стиля мышления и мыслительного коллектива. М., 1999. С. 162). С. н. м. может рассматриваться в различных «проекциях»: методологической, социологической, социально-и личностно-психологической. В методологической проекции С. н. м. — это система принимаемых и используемых учеными методологических регулятивов, центрированная вокруг некоторых («стилеобразующих») элементов этой системы. К важнейшим из них относятся: научные картины мира, идеалы и нормы науки, философские идеи и принципы. Влияние научной картины мира на стиль мышления ученых особенно значительно в периоды, когда новая предметная область исследуется, главным образом, эмпирическими методами в отсутствие успешной объясняющей теории. Тогда поиски теоретического объяснения направляются научной картиной мира (общей или специальной), которая позволяет обобщать наблюдения, ставить исследовательские задачи, планировать эксперименты, интерпретировать их результаты. Дальнейшее влияние научной картины мира на С. н, м. усиливается или ослабевает, в зависимости от того, прогрессирует или регрессирует научная исследовательская программа, в рамках которой возникают и эволюционируют соответствующие ей теории. Напр., стиль мышления, соответствующий электродинамической картине мира, направлял исследования экспериментально обнаруженных катодных и рентгеновских лучей, позволяя выдвигать гипотезы об их природе (новые виды излучения интерпретировались как потоки частиц или как волновые процессы в эфире); впоследствии сама электродинамическая картина мира была существенно скорректирована, когда природа этих излучений получила новое теоретическое объяснение (B.C. Степин). С. н. м. может формироваться под влиянием различных научных картин мира (напр., эксперименты У Гарвея, приведшие к открытию кровообращения, интерпретировались им одновременно с точки зрения механистической и аристотелевской научных картин мира; разрешение противоречий, возникавших при этом, вело к созданию теоретической физиологии). Идеалы и нормы объяснения и описания, доказательности и обоснованности, строения (организации) научного знания, определяющие С. н. м., обусловлены историческим состоянием науки и обладают как инвариантным, так и вариабельным содержанием. Напр., идеал обоснованного знания инвариантен для всех этапов истории науки, но по-разному трактуется в различных философско-методологическихи научныхтрадициях: в «картезианской» науке обоснованность знания равнозначна его выводимости из самоочевидных истин, в «ньютонианской» науке она является синонимом эмпирической проверяемости; идеал детерминистского объяснения существенно различен в эпоху П. Лапласа и в эпоху квантовой физики. Регулятивность философских идей и принципов проявляется в общей стратегии научного исследования, при выяснении его онтологических и гносеологических оснований. Однако это не означает некой «фундаментальности» философии по отношению к С. н. м.; философские идеи «всеобщей связи», причинности, необходимости, вероятности и т.п. становятся «стилеобразующими», если само развитие научного знания указывает на их ведущую роль в освоении новых предметных сфер. При этом сами эти идеи не остаются неизменными (напр., физика «элементарных частиц» существенно меняет традиционные представления о соотношении части и целого, о характере объективного знания, о логическом выводе в рассуждениях об объектах «микромира» и т.п.). Главенство того или иного методологического регулятива (научной картины мира, превалирующего метода, принципа, философской или специально-научной идеи, теории) определяет характер С. н. м. Так, можно говорить о «механистическом», «системном», «детерминистском» или «индетерминистском», «вероятностном», «кибернетическом», «математическом», «популяционном», «линейном» или «нелинейном», «экспериментальном», «алгоритмическом» или «процедурном» стилях мышления в естествознании; «прогрессистском», «таксономическом», «статистическом» стилях в социальных науках. В конкретных дисциплинах специфика С. н. м. определяется принятыми в них образцами объяснения и описания, методами исследования, эвристическими идеями и т.д. В личностно-психологической проекции С. н. м. предстает как система убеждений, взглядов, установок, приоритетных стереотипов мышления ученого, в которых интериоризируются методологические регулятивы. В этой проекции выясняется, какие процессы ведут к интериоризации, как личностные особенности ученого влияют на его С. н. м. В период формирования стиля, в условиях конкуренции различных С. н. м. личность ученого, его ценностные и целевые ориентации, мотивы, психологические установки, эмоциональные особенности — важный (хотя, безусловно, не единственный) фактор выбора им теории, методов, той или иной стратегии исследования. Догматизм, скепсис, конструктивный критицизм, оптимизм или пессимизм — эти и др. психологические диспозиции влияют на принятие ученым системы методологических регулятивов, на ее устойчивость или изменчивость. Такие влияния разнообразны, их можно различать по типам личности, по преобладающим структурным элементам личности, по когнитивным ориентациям (право- и левополушарные), по формам интеллекта (вербальный, пространственный, моторный, формально-математический и т.д.), по сравнительной степени личностных свойств и т.д. Интериоризация методологических регулятивов не исключает критической рефлексии. Однако формирование С. н. м. конкретного ученого предполагает органическое сращивание методологических и концептуальных элементов с психологическими, что создает «призму», сквозь которую он «видит мир». Поэтому изменение С. н. м. связано с глубокими, часто противоречивыми, психологическими переживаниями (напр., А. Эйнштейн, несмотря на очевидные успехи квантовой физики, до конца жизни не принимал С. н. м., в котором принцип детерминизма утрачивал свой классический смысл). Психология ведущих ученых играет важную роль в формировании С. н. м. той или иной эпохи, в его прогрессирующем развитии или распаде из-за непреодолимых противоречий. В социологической и социально-психологической проекциях С. н. м. рассматривается как характеристика «мыслительных коллективов» — институциональных групп или «незримых колледжей» (Д. Прайс). В этих проекциях выявляются условия, при которых системы методологических регулятивов становятся нормами мышления и деятельности ученых (включая коммуникацию, организацию, выбор социальных, политических и экономических стратегий научного исследования). В социологической проекции эти условия рассматривается на различных уровнях: от малых научных сред (микросоциумов) до общества в целом (макросоциума). Социально-психологические факторы С. н. м. яснее всего обнаруживаются в микросоциумах: психологический климат, типы лидерства, господствующие убеждения и мотивации деятельности, предрассудки и моды, мораль и пр. Эти условия способствуют или противодействуют становлению тех или иных С. н. м. Напр., моральный и психологический климат, установленный в школе Э. Резерфорда, явился мощным фактором формирования С. н. м., позволившего этой школе сделать решающие прорывы в атомной физике 20 в. В то же время преобладание карьеристских, корыстных или конфликтных мотиваций в научном коллективе ведут к формированию стиля, который противоречит «всеобщим нормам научного этоса» ( Р. Мертон), и, как следствие, — к мошенничеству, подтасовке данных, плагиату, скрытой или явной эксплуатации интеллекта подчиненных или зависимых научных работников и т.п. Такой «вырожденный» С. н. м. легко совместим с догматизмом, подавлением рациональной критики. На формирование С. н. м. оказывает серьезное влияние престиж науки и научной профессии в данном обществе, конкуренция между научными коллективами как борьба за приоритеты, размеры и длительность финансирования и т.д. С. н. м. чутко реагирует на социально-экономические изменения в обществе, особенно такие, которые несут в себе угрозу масштабных и даже глобальных кризисов. Напр., экологический С. н. м. получил распространение (от сравнительно узкой сферы биологических исследований до широкого спектра технических дисциплин, экономики и даже наук о космосе) из-за очевидной угрозы необратимого нарушения природных балансов как следствия неконтролируемого антропогенного воздействия на среду обитания человека. В социологической и социально-психологической проекциях С. н. м. предстает как система методологических регулятивов науки, принятая данным научным сообществом (коллективным субъектом научного познания) и выступающая как совокупность предпосылок его научно-познавательной деятельности; как таковая, она подвержена действию социологических, личностно- и социально-психологических факторов, взаимодействующих также и между собой. В этих проекциях обнаруживается взаимовлияние С. н. м. и форм социальной организации науки. Различные проекции С. н. м. — методологические абстракции, позволяющие рассматривать этот сложный конструкт в его целостности и многоаспектности. Он стоит в ряду таких понятий, как «парадигма», «научно-исследовательская программа», применяемых в исследованиях структуры и исторической динамики науки, отличаясь от них широтой и большей гибкостью. При некоторых интерпретациях эти понятия можно рассматривать как частные случаи С. н. м. В. К Порус