разрозненные атеистич. представления, возникающие в процессе познания мира и обществ.-историч. практики, к-рые в совокупности отрицают сверхъестественное, трактуют религию как человеч. установление. Часто С. а. связан с критич., насмешливым отношением к релис институтам и духовенству. С. а. находит яркое выражение в анти-религ. и антиклерик. фольклоре. Основой С. а. является стихийно-материалистич. принятие мира таким, как он есть. С. а. возникает на уровне обыденного сознания и постоянно воспроизводится в результате успешной материальной и духовной деятельности. Особое распространение получает в периоды наибольшей соц. активности народных масс, в хоре подготовки и проведения восстаний и революций, в периоды патриотич. подъемов и т. д. Являясь непосредств. отражением определенных соц. процессов, С. а. вместе с тем обладает преемственностью, передается из поколения в поколение и расширяет сферу своего распространения. В клас. антагонистич. об-ве С. а. играет важную соц. и культурную роль: стимулирует народные движения против любых видов угнетения; служит необходимой соц.-психологич. базой теоретич. атеизма; содействует раскрепощению народного творчества, освобождению сознания трудящихся от предрассудков. Однако С. а. неглубок, неустойчив. В. И. Ленин ставил перед коммунистами задачу «заинтересовать совсем еще неразвитые массы сознательным отношением к религиозным вопросам и сознательной критикой религии» (т. 45, с. 27). Порождаемый при социализме непосредственно социалистич. способом производства, С. а. имеет постоянную тенденцию к перерастанию в сознат. атеизм в процессе коммунистич» в т. ч. и атеистич., воспитания.