(Elements, Elemental Spirits).
Корневое значение понятия ta stoicheia , к-рое встречается в НЗ, "присущий последовательности предметов, следующих друг за другом ". Этот термин обозначал порядок букв алфавита, а отсюда элементарные принципы к.л. науки или системы знаний. В этом значении он употребляется в Евр 5:12, где ап. Павел критикует незрелость христиан, крых "нужно учить первым началам слова Божия ". К-ром е того, в эпоху написания НЗ словом stoicheia обозначали четыре основные стихии физического мира (землю, воду, огонь и воздух). НЗ предсказывает, что в "день Господень" стихии этого мира будут уничтожены (2ПетЗ:1012).
Смысл, крый ап. Павел вкладывает в понятие stoicheia, не всегда до конца ясен (Гал 4:3,9; Кол 2:8,20). Скорее всего под "стихиями мира" он понимает просто мировой порядок, т.е. элементарные истины естественной религии, выраженные в основных этических предписаниях, крые призваны упорядочить повседневную жизнь человека. Тем не менее многие исследователи убеждены, что ап. Павел, говоря о "стихиях мира", имел в виду сверхъестественные силы, поскольку в некрых своих посланиях он либо персонифицирует stoicheia (Гал 4:23), либо связывает их со "служением Ангелов" (Кол 2:18). Еврейские и ранние христианские источники свидетельствуют о широко распространенной вере в духов, управляющих стихиями физического мира (Книга Юбилеев 2:2; 2 Езд 6:3; Аристид. "Апология", 36, 7.4). Если еретические взгляды, о крых говорится в Кол, сочетают представления, заимствованные из религий Востока и элементов еврейского закона, то сам ап. Павел осуждает обожествление небесных тел (слово stoicheia в ту эпоху означало еще и "звезды"; ср. 1 Енох 80:6).
Основным аргументом против такой интерпретации служит то, что все известные случаи употребления слова stoicheia в упомянутом значении наблюдаются после I в. н.э. К-ром е того, ап. Павел связывает поклонение stoicheia с еврейским законничеством. Однако, какими бы серьезными ни были заблуждения иудействующих, трудно поверить в то, что он действительно обвинял их в обожествлении небесных тел. Отождествление стихийных духов с ангелами, через крых, как утверждает ап. Павел, евреям "преподан" закон (Гал 3:19), лишь осложняет проблему отношения к закону, а это против воли ап. Павла приводит к пренебрежению самим законом (взгляд, прямо противоположный этому, см. Рим 9:45).
Хотел или нет ап. Павел придать духовное измерение понятию " элементы ", теологическая подоплека его аргументов вполне очевидна. Stoicheia в его посланиях означает религиозные и этические представления, принадлежащие жизни вне Христа, будь то следование еврейскому закону или языческое поклонение богам, "которые в существе не боги" (Гал 4:35,89). По сравнению с Христом все это немощные и бедные вещественные начала (Гал 4:9). Христос победил их; поэтому Его последователи должны быть свободны от рабского им служения (Кол 2:20).
D.H. Field (пер. В. Р.) Библиография: G. Delling, TDNT, VII, 67087; Н.Н. Esscr,N1DNTT, II, 451 ff.; ?. Lohse, Collosians and Philemon; D. Guthrie, NT Theology; G. E. Ladd, Theology of the NT.