СТХАВИРАВАДА, стхавира

Найдено 1 определение
СТХАВИРАВАДА, стхавира
от санскр. sthavira, букв. — старейшины) — одна из двух первых школ, на которые разделился первоначальный буддизм либо на Втором буддийском соборе в Вайшали (возможно, ок. 380), как считает В. Гейгер, либо, согласно А. Баро, на Третьем соборе в Паталипутре, проходившем между началом и серединой 3 в. до н. э. в эпоху правления не то Калашоки, не то Махападмы Нанды. В буддийских текстах называются разные причины раскола: замеченные странствующим монахом Ясой (Яшасом) нарушения предписаний Винаи монахами общины Вайшали (они послужили поводом созыва Второго собора); пять техисов о природе архата как несовершенной, выдвинутые Махадэвой [1 — apxat еще Поддается соблазнам; 2 — архат еще не свободен от неведения; 3 — архат еще сомневается в Дхарме (Учении); 4 — архат еще нуждается в помощи других на пути к освобождению; 5 — он может достичь освобождения произнесением определенных слов и медитацией]; несогласие некоторых членов общины считать каноническим изложение Учения Анандой и споры о языке, на котором проповедовал Будда. Оппонентами стхавиров стали махасангхики («члены большой общины»).
Примерно в период правления Биндусары (293—268 до н. э.) от школы стхавиров откололась шкода ватсипутрия (по имени ее основателя Ватсипутры), разрабатывавшая концепцию пудгалы — псевдосубъекта, носителя кармы, обеспечивающего действие закона кармы в разных рождениях субъекта. От ватсипутриев вскоре откололись школы хаймавата, дхармоттария, бхадарания, самматия и саннагарика, разошедшиеся по вопросам абхчдхармы. Поскольку все названные школы склоняются к концепции пудгалы, их адептов обобщенно называли пудгалавадинами («сторонниками доктрины пудгалы»). На Четвертом буддийском соборе (или Втором соборе в Паталипутре), созванном Ашокой (ок. 247—236 до и. э.), произошло разделение стхавиров на вибхаджьявадинов и сарвастивадинов. Вибхаджьявадины («аналитики», «делающие различие») получили свое имя благодаря председателю собора Тиссе Моггалипутте, выразившему их теоретическую позицию словом «вибхаджья» — «разделение существующего и несуществующего». Сарвастивадины получили имя за концепцию о том, что все дхармы, в т. ч. прошлые и будущие, существуют (сарвам асти), хотя и особым образом (в непроявленном состоянии).
Вероятно, к кон. 3 в. от вибхаджьявады отпадают школы махишасака и дхармагуптака, оставшиеся вибхаджьявадины делятся на школы тхеравадинов (палийский синоним стхавиравадинов — «сторонников старой мудрости», или «сторонников учения старейшин») и кашьяпиев. Ок. 250 до н. э. учение тхеравадинов было завезено на Шри-Ланку монахом Махиндой. Как отмечается в цейлонских хрониках Дипавамса (IV.6.13) и Махавамса (III.40), тхеравадины приняли это имя потому, что считали (и считают) свой вариант буддизма наиболее близким к оригинальной проповеди Будды. Канон тхеравады Типитака (см. Трипшпака), записанный на пали, провозглашается ими «исходящим из уст самого Учителя».
Лит.: Barealt A. Buddhist Schools of Hinayana.— Encyclopedia of Religion, ed. M. Eliade, v. 2. N. Y, 1987.
Я. А. Канаева

Источник: Новая философская энциклопедия