СТЕПАНЯНЦ Мариэтта Тиграновна

Найдено 1 определение
СТЕПАНЯНЦ Мариэтта Тиграновна
(р. 16.10.1935) — спец. в обл. истории вост. филос; д. филос. н., проф. Р. в Москве, в семье служащего. Окончила вост. ф-т МГИМО (1959), асп. ИФ АН СССР (1964). Работает в ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР) с 1959, в наст. вр. — рук. Центра вост. филос. С 1980 по 1994 — проф. Дипломатической академии МИД СССР (МИД РФ). С 1995 по наст. вр. — проф. Гос. ун-та гуманит. наук. Докт. дисс. — «Мусульманские концепции в философской и общественной мысли зарубежного Востока. XIX-XX вв.» (1973). С. - отв. ред. сер. «История восточной философии» и «Сравнительная философия». Она являлась отв. ред. таких трудов, как «Философия и религия на зарубежном востоке. XX в.» (М., 1985); «Рационалистическая традиция и современность» в 3 т. (т. 1 — «Индия», М., 1988; т. 2 — «Мусульманский восток», М., 1990; т. 3 — «Китай», М., 1993) и др. Заслуженный деятель науки РФ (2005), лауреат премии им. Г. В. Плеханова (2006). С. принадлежит заслуга в превращении филос. востоковедения в ведущее направление рос. филос. науки, в становлении отечеств, филос. компаративистики, учреждении Московских международных конф. по сравнительной философии (2002, 2006). С. — основатель и рук. первой рос. кафедры по истории восточных философий (Гос. ун-т гуманит. наук). С 2003 С. — член Исполкома Международной федерации философских обществ. В работах С. дан обобщающий анализ осн. тенденций и направлений филос. мысли в странах мусульм. мира в XIX-XX вв.; обосновывается возможность и реальность реформаторских процессов, аналогичных христ. Реформации, в восточных религиях в целом и в исламе в частности. Впервые в науч. литературе определяются филос. основания иссл. «реформации». С. разработана типология религ. сознания в восточных об-вах второй половины XX в., доказывается несостоятельность однозначной негативной характеристики религ. «возрожденчества», не учитывающей разл. его варианты, включая те, что ориентированы на поиск внутр. стимулов развития традиц. об-ва. Впервые в отеч. литературе исследуется филос. мусульм. мистицизма, реконструируется филос. ядро суфизма. В наст. вр. работает в обл. филос. компаративистики. Член исполкома International Society for Indian Philosophy. С. — автор первого отечеств, уч. по истории восточных филос.
Соч.: Философия и социология в Пакистане. М., 1963; Об одной реакционной концепции религиозного социализма // ВФ. 1964. № 9; «Исламская этика» и ее социальный смысл // Там же. 1966. № 2. Лотос на ладонях. (Очерки об эволюции духовной жизни в Индии). М., 1971; Мусульманская философия и общественная мысль XIX-XX вв. М., 1974 (на англ. языке — Zahore, 1989); «Мусульманские» концепции философии политики. М., 1982; Философские аспекты суфизма. М., 1987; Проблема познания в суфизме // ВФ. 1988 № 4; К вопросу о специфике «восточных» типов философствования // Рационалистическая традиция и современность. Индия. М., 1988; Восток—Запад: диалог культур // ВФ. 1989. № 12; Восточные концепции «совершенного человека» в контексте мировой культуры // Историко-философский ежегодник-90. М., 1991; Философия ненасилия: Уроки гандизма. М., 1992; Восточная философия. М., 1997; Мухаммад Икбал. Реконструкция религиозной мысли в исламе. (Перевод, вступительная статья и коммент.). М., 2002; Мир Востока. Философия: Прошлое, настоящее, будущее. М., 2005; Знание и вера: многообразие культурных подходов // ВФ. 2007. № 2; Philosophy and sociology in Pakistan. Zahore, 1972; Philosophical aspects of sufism. New Delhi, 1989; Отв. ред. международных трудов: Religion and Identity in Modern Russia. The Revival of Orthodoxy and Islam. (Соредактор). Burlington, 2005, (Co-ed.); Comparative Ethics in a Global Age. Washington, 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009