СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Найдено 10 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Старообрядчество
совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ ХVII в. и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. До 1906 г. сторонники старообрядчества преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий.

Источник: Большой толковый словарь по культурологии

Старообрядчество
Совокупность религиозных групп и церквей в России, не принявших церковных реформ XVII в. (см. Раскол) и ставших оппозиционными или враждебными официальной православной церкви. Сторонники старообрядчества до 1906 г. преследовались царским правительством. Старообрядчество делится на ряд течений (поповцы, беспоповцы, беглопоповцы), толков и согласий. Имеет в своем составе 2 церкви: Белокриницкую иерархию, возглавляемую архиепископией Московской и всея Руси (центр на Рогожском кладбище в Москве), а также Беглопоповскую архиепископию (центр в г. Новозыбков Брянской обл.).

Источник: Православный церковный словарь.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
совокупность релит, течений, возникших в результате раскола в рус. православии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные патриархом Никонам во вт. пол. 17 в. Суть этих реформ сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, изменение направления движения во время богослужения (хождение против солнца - «посолонь»), трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя»), а также исправление церк. книг, изменение формы креста (допущение шестиконечного креста наряду с восьмиконечным) и др. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действит. причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью патриарха, а это наносило удар по соборности. по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархия, гос-ву. С. явилось идеологич. выражением обострения клас. противоречий. В конфликте по поводу церк. реформ столкнулись 3 осн. силы: дворянская монархия, стремившаяся подчинить церковь гос-ву, бояре и феод. духовенство, преследовавшие цель сохранения устоев феод. раздробленности и своих сословных привилегий, и возглавляемое Никоном духовенство, стремившееся к централизации церкви и установлению верховенства церк. власти над светской. Соц. неоднородность сил, поддерживавших раскол, начиная от родовых бояр, богатых купцов и кончая, крестьянством, городской беднотой, обусловила наличие в С. большого числа группировок. По классификации Бонч-Бруевича, С. делится на 2 осн. направления - поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий. Многие из старообрядч. согласий еще до революции распались и слились с другими.

Источник: Атеистический словарь

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
староверие - совокупность разл. рода религ. организаций, возникших в результате раскола рус. правосл. церкви в сер. 17 в., отказавшихся признать церк. реформу патриарха Никона. Сторонники С. были прокляты на церков. соборе 1666 - 1667 и преданы суду «градских властей». Царское правительство обрушило на С. жестокие репрессии, заставившие его защитников бежать в отдаленные уголки России. Тысячи сторонников С. были казнены, десятки тысяч подвергались пыткам, заключены в тюрьмы и сосланы. Как религ. направление С является своеобразной эсхатологии. разновидностью рус. православия. Для раннего С, характерно отрицание «мира», - крепостниц, гос-ва, в к-ром господствует «антихрист», отказ от какого бы то ни было общения с «мирскими» (в еде, питье, молитве и т. д.), исступленная надежда на близкий «конец света», строгий аскетизм, приверженность старым традициям и обрядам, образу жизни и т. д. В отличие от правосл. церкви в С., особенно в беспоповщине, огромную роль играли миряне. С. никогда не было единым ни в организац., ни в идеологич. отношении. Уже в кон. 17 в. оно распалось на два осн. направления: поповщину и беспоповщину. Первые признавали необходимость священников при богослужениях и обрядах, вторые отрицали всякую возможность существования «истинного» духовенства, т. к. оно «истреблено антихристом». В поповщине ведущую роль играли торговые и промышленные элементы, в беспоповщине - разл. слои крестьянства. Социальная дифференциация и внутренняя борьба в С. привели к ослаблению эсхатологии, настроений, к отказу от аскетич. ограничений, к постепенному примирению с миром. Поповщина н беспоповщина разбились на разл. толки (беглопоповский, поморский, федосеевский, филипповский, страннический, спасовский, белокриницкую иерархию и др.), к-рые также раздробились на многочисленные согласия. Многие из них распались еще до революции. В наст. вр. сохранившиеся общины старообрядцев действуют в Прибалтике, в Белоруссии, на Украине, севере европ. части СССР, в Сибири, В 1971 на соборе рус. правосл. церкви была снята анафема на С.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
общее наименование религ. течений, отрицающих обрядовую реформу рус. православной церкви, осуществленную патриархом Никоном в 1650-х гг. С. никогда не представляло собой единого целого и распадалось на отд. толки и согласия. Умеренное направление С. – поповщина, признавая необходимость священников при совершении богослужения и обрядов, мало чем отличается от православной церкви. Беспоповщина, отрицающая церк. иерархию и упростившая обрядность, явилась радикальным направлением, занявшим промежуточное положение между православием и сектантством. Начавшись с протеста части духовенства, возглавленного протопопом Аввакумом, против церк. реформы, старообрядч. движение в дальнейшем охватило значит. массы крестьянства и посадского населения. В эсхатологии С., в учении о воцарении антихриста в "мире" нашли религ. отражение оппозиц. настроения различных слоев общества, недовольных усилением самодержавного и крепостнич. гнета. С. жестоко преследовалось царской администрацией и офиц. церковью. Спасаясь от репрессий, старообрядцы бежали в труднодоступные, малозаселенные местности – в Поморье, Заволжье, на Дон и Яик, в Сибирь, за рубежи России. Крупнейшим духовным и организац. центром С. была Москва. Старообрядч. верхушка враждебно встретила Великую Окт. социалистич. революцию. За годы социалистич. строительства С. потеряло большую часть своих приверженцев и находится в состоянии упадка. В наст. время в поповщине преобладает т.н. белокриницкая иерархия (австрийское согласие), менее распространена "древлеправославная" (беглопоповская) церковь. В беспоповщине господствует поморский толк, получивший наибольшее распространение в Прибалтике, сохраняет нек-рое значение федосеевский толк; остальные беспоповские толки представляют собой немногочисл. религ. группы. Лит.: Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, кн. 1–3, М.–Л., 1925; Смирнов П. С., История рус. раскола С., 2 изд., СПБ, 1895; Щапов А. П., Рус. раскол С., рассматриваемый в связи с внутр. состоянием рус. церкви и гражданственности в 17 в. и 1-й пол. 18 в., Соч., т. 1, СПБ, 1906; Каптерев ?. ?., Патриарх Никон и царь Алексей Михайлович, т. 1–2, Сергиев Посад, 1909–12; Никольский Н. М., История рус. церкви, 2 изд., М.–Л., 1931; Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и др. его соч., [М., 1960]; Миловидов В. Ф., С. и социальный прогресс, в сб.: Вопросы науч. атеизма, вып. 2, М., 1966. См. также. лит. при ст. Беспоповщина. В. Миловидов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
приверженность часта русского православного духовенства и мирян к старым церковным обрядам Русской Православной Церкви, существовавшим до реформы, предпринятой в сер. 17 в. патриархом Никоном. В старообрядчестве сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из которых именует себя Православной (Древнеправославной) Церковью, а своих последователей — православными христианами. Богословствование начального старообрядчества содержало только защиту традиций и критику реформы. Его наиболее известным духовным вождем был протопоп Аввакум. Уже к кон. 17 в. из-за продолжающегося разделения с официальной церковной иерархией старообрядчество оказывается вынужденным разрешать ряд проблем религиозно-философского содержания. 18 в. стал периодом высокой интеллектуальной активности, когда были созданы такие произведения, как «Диаконовы ответы», «Поморские ответы», «Щит веры», широко развернулась полемика между поповцами и беспоповцами. Вплоть до нач. 20 в. литература старообрядчества создавалась на церковнославянском языке и печаталась нелегально или же переписывалась от руки. Незадолго до революции появляются сочинения на русском языке, принадлежавшие И. Кириллову, Ф. Мельникову, Л. Пичугину, В. Сенатову и др. Обсуждение духовных, мистических последствий реформированных внешних материальных форм богопочитания сопровождалось в старообрядчестве осмыслением религиозно-философской проблематики связи формы и содержания, сущности и явления, земного и сверхъестественного. Вырабатывались представления о гармоничном единстве всех вербальных и невербальных форм отношений между человеком и Богом, воплощаемых в церковном богопочитании; о неразрывном единстве духовной сущности и совокупности ее внешних явлений. Конфликт с высшей церковной иерархией потребовал выяснить пределы повиновения христианина авторитету духовных властей и способности человека самостоятельно судить, что есть истина, а что ей противоречит. Большое развитие получили принципы понимания и истолкования текстов, в частности, положение о связи смысла текста с контекстом и с историческими условиями его создания. Старообрядческому мыслителю 18 в. А. Денисову принадлежит первое в России палеографическое исследование. Особое внимание уделялось эсхатологическим проблемам. Подвергаясь гонениям от властей, старообрядчество не создало, однако, оппозиционной социально-политической доктрины и сочетало верность своей вере с гражданской лояльностью. Книжное наследие старообрядчества, созданное за трехвековой период, огромно по объему, но вплоть до настоящего времени его религиозно-философское содержание мало изучено и не оказало значительного воздействия на развитие русской философской мысли, хотя пример духовной стойкости вдохновлял многих выдающихся деятелей России.
Лит.: Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола, т. н. старообрядства. Сергиев Посад, 1895; Зеньковскии С. А. Русское старообрядчество. Духовные движения 17 в. М., 1995; Старообрядчество. Лица, события, предметы и символы. Опыт энциклопедического словаря. М., 1996; Шахов М. О. Философские аспекты староверия. М., 1997.
М. О. Шахов

Источник: Новая философская энциклопедия

Старообрядчество
совокупность религ. течений, возникших в результате раскола в русском православии и отказавшихся принять церк. реформы, проведенные патриархом Никоном в сер. 17 в. Суть этих реформ, против к-рых выступали старообрядцы, сводилась гл. обр. к обрядовой стороне: введение трехперстного крестного знамения вместо двухперстного, замена земных поклонов поясными, хождение вокруг церкви и аналоя против движения солнца, а не «посолонь», вместо 7 просфор стали употреблять 5, трехкратное повторение слова «аллилуйя» в пении («трегубая аллилуйя») вместо двухкратной («сугубой»), а также исправление церк. книг в соответствии с греческими образцами, изменение формы креста (допущение шестиконечного наряду с восьмиконечным) и др. Противники нововведений расценили все это как «порчу веры», как дело антихристово. Однако несогласие с культовыми новшествами явилось лишь поводом и внешней формой выражения протеста. Действительная причина заключалась в том, что культовые новшества впервые вводились не поместным собором, а единоличной властью Патриарха, а это наносило удар по соборности, по автономии церкви, устанавливало в ней единовластие и подчиняло ее монархическому гос-ву. Возникновение С. явилось идеологическим выражением обострения соц. противоречий, характерных для России 17 в. С. делится на 2 осн. направления поповщину и беспоповщину, состоящих из мн. течений, толков и согласий (Беглопоповцы, Белокриницкая иерархия, Единоверческая церковь, Поморский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк, Страннический толк, Спасовский толк).
Сторонники С. («раскольники») были прокляты на церк. соборе 1666–1667. Указом от 1685 старообрядцы были объявлены вне закона. Участие в расколе каралось смертью.
Царское самодержавие вместе с офиц. Правосл. церковью жестоко преследовали С. в течение почти всей вт. пол. 17 и перв. пол. 18 в., за исключением нескольких лет при Петре I, когда им были разрешены свободные богослужения при условии записи на «двойной оклад», т. е. при согласии платить двойные налоги (т. наз. записные раскольники). Спасаясь от гонений, старообрядцы бежали на малозаселенные окраины России (в Поволжье, на Урал, в Сибирь) или даже за ее пределы (в Польшу, Австрию, балканские страны, Германию, Турцию, Румынию), основывали там свои слободы, селения и скиты. Нередки были случаи самосожжения гонимых старообрядцев. Роль торгово-промышленных элементов в С. к сер. 18 в. сильно возросла. В связи с этим госво, проводя политику поощрения торгово-промышленной деятельности, в 1762 издало указ, разрешавший старообрядцам вернуться на родину и предоставлявший им при возвращении даже нек-рые льготы. Опорными пунктами С. с того времени стали города, слободы и села в развивающихся промышленных районах. Главенствующее положение как центр С. с кон. 18 в. заняла Москва, где беспоповцы обосновались вокруг Преображенского кладбища, а поповцы вокруг Рогожского кладбища. Вторым по значению центром С., преимущественно беспоповщины, стал Петербург.
С нач. 19 в. самодержавие вновь усилило давление на С. В 30 40-х гг. нередки были случаи насаждения «единоверия» среди старообрядцев при помощи военных отрядов. Мн. старообрядческие монастыри и церкви были в то время разрушены или переданы «единоверцам». В связи с нехваткой священников в некрых беглопоповских приходах их роль стали исполнять уставщики. Т. обр. возникло «часовенное со1ласие», получившее распространение в Сибири.
В 1862 группа сторонников белокриницкой иерархии выступила с «Окружным посланием», в к-ром провозглашала отказ от наиболее острых расхождений с офиц. православием по догматическим и обрядовым вопросам.
Осн. центрами С. в кон. 19 в. были Москва, Гуслицы и Поволжье. В результате революции 1905 С. получило нек-рые права: оно могло строить церкви и молельни, а также открывать новые приходы и общины. В 1912, согласно переписи, в России насчитывалось свыше 2,2 млн старообрядцев. Однако эту цифру можно было бы увеличить в 1,5–2 раза. Старообрядцы имели накануне 1917 630 храмов, 3161 молитвенный дом, 73 скита и др. Было создано 99 старообрядческих школ.
В советский период С. вступило в полосу углубляющегося кризиса, характерными чертами к-рого было сокращение численности, исчезновение мелких толков и согласий, постепенное стирание граней между отдельными направлениями, процесс «обмирщения», утраты ре лиг. специфики.
В наст. вр. последователей С. в России и за рубежом насчитывается ок. 2 млн чел. В Румынии имеется старообрядческая митрополия. Старообрядцы проживают также в Канаде, США, Бразилии, Австралии, Новой Зеландии.
На 1 янв. 1996 в Российской Федерации насчитывалось 164 зарегистрированных религ. объединения С., 5 релит, центров и управлений, 156 религ. обществ, 1 духовно-образовательное учреждение, 1 монастырь. С. в осн. исповедует русское население бывшего СССР. В 1971 на Поместном соборе РПЦ была снята анафема на старообрядцев.

Источник: Религии народов современной России

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
религиозное движение духовенства и мирян, не принявших реформу Русской Православной Церкви, проведенную во втор. пол. 17 в. патриархом Никоном и его последователями. Важные положения учения С. сформулировали руководители движения в 60—70-х гг. 17 в. в Москве, Пустозерске и Соловецком монастыре (протопоп Аввакум, дьякон Федор, иноки Епифаний и Авраамий, борисоглебский священник Лазарь и др.).
В кон. 17 п. движение распространяется по всей стране и за ее пределами, но одновременно дробится на отдельные согласия и толки. Старообрядцы не создали систематического этического учения, но нравственные вопросы занимают важное место в их сочинениях.
В основе этики С. лежит эсхатологическая концепция, основные положения к-рой были сформулированы рус. мыслителями 15—16 вв. (Филофей, Максим Грек и др.).
В соответствии со сложившейся традицией Московское государство рассматривалось старообрядцами как оплот благочестия и истинной веры, богоизбранное царство, носитель особой исторической миссии. События, свидетелями к-рых являлись старообрядцы, в этом контексте понимались как «последнее отступление», утрата Москвой благодати. Это служило свидетельством непосредственной близости реализации эсхатологических ожиданий («последнего времени»). «Последнее время» понимается в С. как ситуация подрыва веры, разрушения и подмены всех основных общественных устоев. Важное место в доказательстве природы переживаемого времени старообрядцы уделяли критике нравственного состояния официальной церковной иерархии.
В эсхатологии С. на первый план выступало не конкретное воплощение «Третьего Рима» в образе Московского царства, а необходимость не дать прерваться христианской традиции перед лицом наступающего царства антихриста. Ключевым становится противостояние «немногих малых избранных», с к-рыми отождествляли себя старообрядцы, и «слуг антихриста», по неведению или сознательно отступившихся от истинной веры. Эсхатология старообрядцев имеет и непосредственный этический смысл: антихрист является главным источником зла и разложения в мире. При этом вопрос о личности антихриста имел в С. подчиненное значение. Авторы, оказавшие наиболее сильное влияние на развитие движения, не пытались отождествить его с кем-либо из реальных деятелей церкви и государства того времени.
В условиях «последнего времени» избранность приобретает характер обязательства, особой миссии, возложенной на участников движения. Конкретное ее содержание С. передает через категорию «подвиг». Она объединяет в себе нравственный идеал и конкретные формы выполнения нравственного закона. Подвижник воплощает в себе этот нравственный идеал как целостный образ. Основными его компонентами в соответствии с традицией являются вера и благочестивая деятельность. Вера рассматривается как главная ценность, в сохранении к-рой видится основная задача С. Большое место в наставлениях руководителей общин занимают традиционные элементы христианского нравственного идеала: воздержание и послушание. Воздержание включает в себя пост, бдение, нестяжание имущества, умеренность, довольство малым.
В С. при отсутствии церковной иерархии особую роль играет «духовный отец» как наставник в делах веры и нравственности. Свободное избрание наставника, неформальные отношения с ним позволяли старообрядцам сочетать принцип послушания с идеей личной ответственности человека за свою веру и выбор позиции.
В условиях «последнего времени» этическую ценность приобретают категории «терпение» и «стояние за веру» как ненасильственное сопротивление власти антихриста, сохранение верности традиции. Применение насилия для разрешения религиозных конфликтов рассматривалось старообрядцами как один из признаков власти антихриста, оно изначально противоречит христианским нравственным принципам и совершенно недопустимо с т.з. большинства лидеров С.
В своих общинах старообрядцы стремились создать особый мир, отделенный от власти антихриста. Отношения братства «по вере», преобладающие над всеми другими связями в объединениях старообрядцев, помогли им избежать социальных конфликтов и иных последствий имущественного неравенства. Такой жизненный уклад определил исключительную стабильность старообрядческих обшин даже в условиях почти не прекращающихся гонений. Неуклонное следование старообрядцев принципам их учения, высокий авторитет подвижничества, традиционно сохранявшийся в народе, сделали старообрядцев, несмотря на изоляционизм, очень влиятельным религиозным движением, к-рое во вес времена легко приобретало сторонников и пользовалось сочувствием самых широких слоев населения. С. широко распространенное в среде торгово-промышленного сословия, оказало значительное влияние на формирование хозяйственной этики рус. купечества. Идея созидания нашла развитие в признании высшего религиозно-этического смысла личного труда. По свидетельствам современников, сторонников С. отличала исключительная честность и педантичность в ведении дел. Именно с традиционно православным мировосприятием, к-рое сохранялось С. связывалось, напр., формирование «русского хозяина» как особого нравственно-психологического типа.
В качестве отличительных особенностей «русского хозяина» можно выделить черты глубокой религиозности и особое сознание своей миссии в мире, проявляющейся в высокой профессиональной гордости, потребности осуществлять благотворительную деятельность и противостоять любым разрушительным тенденциям в обществе. Влияние С. на развитие рус. общественной мысли особенно возрастает в кон. 19 в. Лит.: Аввакум. Житие // Памятники литературы древней Руси: XVII век. Кн. II. М.:Худ.лит-ра, 1989. С. 351-397Лазарь. Челобитная царю Алексею Михайловичу // Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под. ред. Н.И.Субботина. М.: Братское слово. 1875-1895. Т. IV. С. 223-284; Федор. Послание из Пустозерска к сыну Максиму и прочим сродникам и братиям по вере // Материалы для истории раскола за первое время его существования / Под. ред. Н.И.Субботина. М.: Братское слово, 1875-1895. Т. VI; Зеньковский С.А. Русское старообрядчество: духовные движения семнадцатого века. М.: Церковь, 1995; Рябушинский В. Судьбы русского хозяина// Рябушинский В. Русский хозяин. М.: Изд-е Тверской Никольской старообрядческой общины, 1998; Смирнов ПС. Внутренние вопросы в расколе в семнадцатом веке. СПб.: Печатня С.П.Яковлева, 1898; Соловьев ВС. О расколе в русском народе и обществе // Соловьев B.C. Собр. соч. в 9 т. Т. 3. СПб.: Общественная польза, 1903; Фяоровскии Г. Пути русского богословия. Вильнюс: Вильтис, 1998. С. 67-73. М. К. Константинова

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001

СТАРООБРЯДЧЕСТВО
староверчество - общее наименование религ. течений в русском православии, не признающих церк. реформы Никона (см. Раскол). В силу социальной пестроты и территориальной разобщенности С. никогда не представляло и ныне не представляет чего-либо единого ни в организац., ни в идеологич. отношении. Уже в конце XVII в. оно распалось на два осп. направления - поповщину и беспоповщину. Формальным поводом для разделения явились недостаток («великая нужда») в священниках, возведенных в сан до церк. реформы, и разногласия в том, каким образом найти выход из возникшего затруднения. Истинная причина разделения заключалась в противоречиях между вовлеченными в раскол представителями трудовых масс и эксплуатат. классов. К поповщине, признавшей необходимость священников при совершении богослужения и обрядов, примкнули по преимуществу торгово-пром. элементы С, к-рые в силу своих экономич. интересов не были склонны к к.-л. радикальным переменам в русском обществе и оппозиция к-рых не была особенно решительной. Беспоповщина, отрицавшая всякую возможность существования «законной» правосл. иерархии после нововведений Никона, привлекла к себе в основном демократич. слои С. и явилась ре лиг. выражением их стихийного, неосознанного протеста против самодержавно-крепостнич. строя.
С нач. XVIII в. мн. обрядовые споры в С. постепенно отошли па второй план. Осн. разногласия внутри движения уже касались таких вопросов, в постановке к-рых более явственна социальная подоплека: приемлемость молитвы за царя, отношение к господств. церкви, допустимость браков (сторонниками браков выступали наиболее зажиточные слои беспоповцев, стремившиеся закрепить свое имущество за членами своих семей). Новые разногласия повлияли на дальнейшую дифференциацию С. на появление в нем большого числа разл. толков и согласий (см. Беглопоповщинский толк, Белокриницкая иерархия, Беловодская иерархия, Единоверие, Поморский толк, Федосеевский толк, Филипповский толк, Бегунский толк, Спасовский толк). Разделению С. на толки способствовала не только пестрота его социального состава, но и отсутствие в нем тех средств организац. принуждения, к-рыми располагает господств. церковь. Расслоение С. зашло настолько далеко, что между радикальными толками и согласиями беспоповщины и наиболее умеренными течениями поповщины возникло гораздо большее различие, чем между поповщиной в целом и офиц. церковью. Отдельные согласия беспоповщины - дырники, неплательщики, немоляки - полностью отрицали какие бы то ни было церк. обряды. Однако даже радикальным течениям в С. было свойственно искание обществ. и нравствен. идеалов в прошлом России - в периоде до раскола. Отрицат. отношение к самодержавно-крепостнич. действительности и к освящавшей ее церкви стало у старообрядцев выражаться в развитии учений о близком «конце света» и о «мире антихриста», к к-рому они причисляли всех не «истинно верующих», в том число и старообрядцев др. толков. Неприятие «мира антихриста» вылилось у них в запрет пить, есть и молиться вместе с его представителями. В антиобществ. учениях и требованиях С, особенно уродливых у крайних толков беспоповщины, в частности у приверженцев «бегунства», в поощрении религ. нетерпимости и фанатизма и в отвлечепии трудящихся от активной классовой борьбы заключается реакц. сущность С.
Царское самодержавие вместе с офиц. правосл. церковью обрушивало па старообрядцев жестокие преследования в течение почти всей второй пол. XVII и первой пол. XVIII в» за исключением неск. лет при Петре I, когда им были разрешены свободные богослужения при условии записи па «двойной оклад», г. е. при согласии платить двойные налоги (т. н. записные раскольники). Опасаясь от гонений, старообрядцы бежали на малозаселенные окраины России - в Поволжье, на Урал, в Сибирь - или даже за ее пределы - в Польшу, Австрию, балканские страны, основывая там свои слободы, селения и скиты. Нередки были случаи самосожжения гонимых старообрядцев. Роль торг.-пром. элементов в С. к сер. XVIII в. сильно возросла. В связи с этим гос-во, проводя политику поощрения экономич. развития, в 1762 издало указ, разрешавший старообрядцам вернуться на родину и предоставлявший им при возвращении даже нек-рые льготы. Опорными пунктами С. с того времени стали города, слободы и села в развивающихся пром. районах. Главенствующее положение как центр С. с конца XVIII в. заняла Москва, где беспоповцы собирались вокруг Преображенского кладбища, а поповцы - вокруг Рогожского кладбища. Вторым по значению центром С, преимущественно беспоповщины, стал Петербург.
Во главе старообрядч. общин в XVIII—XIX вв. стояли, как правило, крупные купцы и промышленники, находившие в своих «собратьях» по вере дешевую и послушную рабочую силу, привязанную к эксплуататорам прочными религ. путами. Характерной чертой старообрядч. буржуазии являлась тенденция к переходу в более умеренные толки и даже к компромиссам с офиц. православием. В результате такого рода компромисса в 1800 возникло т. н. единоверие - своеобр. «уния» между С. и офиц. церковью, подчиняющая первое последней. Напротив, старообрядцы-рабочие дореформ. периода нередко принадлежали к наиболее радикальным согласиям - аристовщине, кондратьевщине. С нач. XIX в. самодержавие, в связи с общим усилением реакционности его внутр. политики, вновь усилило нажим на С. В 30—40-е гг. нередки были случаи насаждения «единоверия» среди старообрядцев при помощи военных отрядов, мн. старообрядч. монастыри и церкви были в то время разрушены или переданы «единоверцам».
В пореформ. период в результате развития освободит. движения началось интенсивное разложение С, хотя оно и возросло в численности: рабочие и крестьяне отходили от него, а в бурж.-старообрядч. слоях с новой силой появилось стремление к согласованию расхождений с царизмом и офиц. церковью. В 1862 белокриницкая иерархия выступила с «Окружным посланием», в к-ром провозглашала отказ от всех наиболее острых расхождений с офиц. православием по догматич. и обрядовым вопросам. Руководящая верхушка С. с удовлетворением восприняла царский указ 17 апр. 1905, «даровавший» народу «свободу верований». Выразив на многочисл. съездах разл. толков свою благодарность царю, старообрядч. буржуазия примкнула в своей полит. деятельности к октябристам и кадетам. Окт. революцию бурж. слои С. встретили крайне враждебно и использовали все свое влияние для того, чтобы поднять верующих на выступления против Сов. власти. В результате построения в СССР социалистич. общества и изменения классового состава С. в его вероучении произошли частичные изменения, оно в большой степени потеряло прежнюю полит. окраску, перешло на лояльные позиции к Сов. власти. В наст. вр. руководители С. стремятся гл. о. к тому, чтобы сохранить свои общины, распадающиеся под могучим воздействием сов. действительности. Активной миссионерской деятельностью старообрядцы не занимаются, пополнение общин, никак не покрывающее отхода верующих от религии, происходит преим. за счет членов семей старообрядцев. Наравне с др. ре лиг. орг-циями С. в СССР пользуется свободой вероисповедания.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СТАРООБРЯДЧЕСТВО (староверие)
общее название рус. духовенства и мирян, сохраняющих церковные установления и традиции древ-нерус. православной церкви и отказавшихся присоединиться к реформе, предпринятой в XVII в. патриархом Никоном (см. Раскол). Среди С. сложилось несколько различных церковных организаций (иногда называемых толками или согласиями), каждая из к-рых официально именует себя Древлеправославной (православной) церковью, а своих последователей - православными христианами. Бытует самоназвание "староверы" с прибавлением указания на принадлежность определенной старообрядческой церкви. В дореволюционной литературе, как правило, С. именуется "расколом", а староверы - "раскольниками". В первые десятилетия С. было прежде всего общественной оппозицией церковным нововведениям, не вводившей новую позитивную программу или доктрину; богословствование начального С. было только защитой церковной традиции и критикой реформы. Но уже к кон. XVII в. перед С. обостряется необходимость решения целого ряда богословско-мировоззренческих проблем - как в теоретическом, так и в практическом плане. Одна часть староверов пришла к убеждению, что, поскольку необходимо иметь священство, следует принимать с сохранением сана священнослужителей, переходящих в С. из новообрядной церкви. Это направление получило название "поповщина", "поповцы" или "беглопоповцы". Но др. староверы полагали, что в мире воцарился антихрист и близок конец света. Поэтому истинное священство исчезло, а новообрядная церковь лишена благодати. Эти старообрядцы называются "беспоповцы". Перед ними возникла задача организовать свою церковно-богослужебную жизнь и дать этому догматическое обоснование. Значительная роль в ее разрешении принадлежит братьям А. а С. Денисовым и Феодосию Васильеву. Из богослужения беспоповцев исключаются все священнодействия, к-рые полномочен выполнять только священник или дьякон. Такие богослужения и до раскола совершались в сев. краях Поморья, где в малонаселенных и удаленных приходах не было постоянных священников. С этим связано происхождение названия мн. беспоповцев - поморцы. Правила организации церковной жизни, отношений с еретиками черпались С., в т. ч. и беспоповцами, из "Кормчей книги" - свода правил апостолов, соборов и святых отцов. Отвержение новообрядного священства и таинств беспоповцами не имело ничего общего с учением протестантизма, с к-рым их неоднократно пытались сблизить на основании внешнего сходства. Беспоповцы не отвергают принципиально ни церковную иерархию, ни таинства, они лишь в конкретных исторических условиях, руководствуясь опять-таки учением святых отцов и церковными канонами, вынуждены были обходиться без них. Видя в этом лишении признак антихристова времени, беспоповцы в течение мн. лет, однако, пытались найти истинное священство в отдаленных странах, в частности в легендарном Беловодье. В вопросе о совершении таинств беспоповцы не просто провозглашают равные права священников и мирян, но, опираясь на свод церковных канонов и историю церкви, в каждом конкретном случае рассматривают, вправе ли мирянин крестить, исповедовать и т. д. в экстремальной ситуации отсутствия священника. Для этих целей в беспоповстве складывается ин-т наставников-мирян, выполняющих функции духовных отцов. Невозможность совершения мирянином евхаристии разрешается в учении о "духовном причащении" - уповании на то, что при отсутствии видимого причастия Господь само страстное желание причаститься вменит за евхаристию. Проблема сочетания идеи о состоявшемся пришествии в мир антихриста со святоотеческим учением нашла выражение в беспоповской концепции о "духовном антихристе": антихрист не есть человек во плоти, он пришел духовно, его владычество - владычество еретиков, сопровождающееся гонениями на православных христиан, т. е. на С. Крупнейшее разделение в беспоповстве вызвал вопрос о таинстве брака. Последователи Феодосия Васильева - федосеевцы-старопоморцы постановили, что в отсутствие священства миряне не могут совершить браковенчания, сожительство же без брака есть блуд, и, следовательно, все должны вести девственную жизнь. В течение XIX в. долгое время федосеевцы являлись самым многочисленным течением в беспоповстве. Среди беспоповцев-поморцев в XIX в. оформилось учение о бессвященнословном браке, совершающемся благословением наставника и родителей. Эта практика вызвала разделение с федосеевцами, породившее с обеих сторон целый корпус полемических соч. о таинстве брака. Кроме перечисленных выше осн. разделений, в С. образовался еще ряд толков и согласий. Последнее крупное разделение в С. произошло после перехода к староверам в 1846 г. Босно-Сараевского митрополита Амвросия, учредившего Белокриницкую иерархию (по названию с. Белая Криница). Часть поповцев не приняла этой иерархии и продолжала довольствоваться переходящими от синодальной церкви священниками. В 1923 г. к ним перешел новообрядческий архиепископ Никола (Позднее), но и после появления иерархии за ними сохраняется обыденное название "беглопоповцы". Корпус старообрядческих соч. огромен, большую его часть представляют собой рукописные книги, посвященные полемике с новообрядчеством или между различными течениями С. Среди наиболее выдающихся произв., представляющих интерес для изучения религиозно-философских воззрений староверов, можно назвать соч. Аввакума, "Соловецкую челобитную", "Поморские ответы", "Щит веры", "Меч духовный", соч. Павла Любопытного, епископа Арсения Уральского (Швецова), И. Кириллова, Ф. Мельникова, Л. Пичугина, В. Сенатова, епископа Михаила (Семенова). Для историка философии С. интересно прежде всего тем, что в ходе трехсотлетней полемики была приведена в движение вся мировоззренческая система византийско-рус. православия, ревизован и заново осмыслен весь его понятийный аппарат и внутренняя логика. Среди важнейших проблем, обсуждаемых в старообрядческих соч. - проблема сочетания личной ответственности за свою веру и подчинения авторитету иерархии, проблема взаимосвязи веры и ее выражения в священнодействиях, церковных обрядах. Осн. тяжесть доказательства в старообрядческих соч. несут многочисленные выборки цитат из Священного писания, святых отцов и церковных канонов. Используются также и соч. новообрядцев, светских авторов. Цитаты сопровождаются истолкованием, обсуждением границ их применимости к излагаемой теме, возможной многозначности выражений. Очень мн. старообрядческие полемические соч. написаны в форме вопросов и ответов. Поскольку уровень грамотности среди староверов был высок, богословские споры не были достоянием узкой группы богословов-начетчиков - они вызывали общественный интерес и велись повсеместно как на диспутах, так и в письменном виде - в посланиях. Первыми авторами, опубликовавшими свои взгляды на сущность С., стали представители новообрядцев - Симеон Полоцкий, митрополит Димитрий Ростовский, епископ Питирим Нижегородский и др. Первоначальной их позицией было стремление доказать, что С. есть еретичество, что его последователи защищают неприемлемые для православия взгляды и обычаи. По мере того как становилось ясным, в т. ч. под влиянием научных открытий, что в дониконовских церковных установлениях нет ничего еретического и ложного, синодальные обличители меняют позицию и делают акцент на том, что якобы С. - движение темного, необразованного люда, не покорившегося иерархам и не понимающего, что произведенные преобразования сравнительно малозначительны и не изменяют существа веры и церкви. Митрополит Платон (Левшин) теоретически и практически основал единоверие (1800), допускавшее чисто внешнее отправление дореформенного богослужения священниками, подчиняющимися новообрядческому Синоду. В сер. XIX в. возникает концепция, истолковывающая С. как народно-демократическое движение, лишь внешне облеченное в религиозную форму. Она получает развитие в трудах В. В. Андреева, В. И. Кельсиева, А. С. Пругавина, Щапова и др. Герцен намеревался даже организовать среди С. революционную пропаганду, что, впрочем, закончилось полной неудачей. На самом деле старообрядческая литература не касается проблем социального устройства, неприятие же государства и самоустранение от мн. форм общественной жизни есть лишь следствие убеждений в том, что существующее государство - еретическое. Несостоятельность попыток приписать С. антисамодержавные революционные воззрения была показана Н. С. Лесковым, П. И. Мельниковым-Печерским. В. С. Соловьев в работе "О русском народном расколе" пытался сблизить С. с протестантизмом, впрочем, чисто отвлеченно, не опираясь на изучение старообрядческой литературы и вероучения. Розанов и П. И. Мельников-Печерский высказывали мысль, что С. есть доведенное до логического завершения византийское православие - "мрачное", "жестокое", "отвергающее жизненные радости, стремящееся к умерщвлению плоти". Важное значение для изучения истории раскола имели работы Н. Ф. Каптерева, к-рые также послужили и нек-рой "реабилитацией" древнерус. церковной традиции. Интересная в плане исследования исторических фактов работа Е. Е. Голубинского "К нашей полемике со старообрядцами" (1905) выдвигает в качестве осн. причины раскола "отсутствие у нас просвещения" и невежество. При всей необозримости исследований о С. существует крайне мало беспристрастных работ, посвященных богословскому анализу и религиозно-философскому осмыслению (а не обличению) сущности С. Интерес в этом плане могут представлять соответствующие лекции курса Ключевского, главы "Истории русской философии" Зеньковского и "Путей русского богословия" Флоровского. Большое значение имеет фундаментальное исследование С. Зеньковского "Русское старообрядчество. Духовные движения XVII века" (Мюнхен, 1970), хотя вытекающий из него вывод, что С. вызрело как внутренний продукт жизни рус. церкви, а Никонова реформа была лишь внешним толчком, поводом, выведшим С. наружу, представляется спорным. 11ссмотря на то что с момента раскола С. было объектом преследований, только официальное число староверов во 2-й пол. XIX в. превышало 10% населения России. Боровшийся со С. старец Амвросий Оптинский, протестуя против отмены правительственных репрессий и предоставления С. свободы вероисповедания, признавал, что в таком случае число староверов в один год удвоится, а через несколько лет так умножится, что из простого народа мало останется не перешедших в С. В настоящее время существуют следующие крупные церковные организации С: Старообрядческая Митрополия Московская и всея Руси (Белокриницкая иерархия); Старообрядческая Архиепископия Новозыковская, Московская и всея Руси (беглопоповцы); Древлеправославная Поморская Церковь (беспоповцы, имеются самостоятельные структуры в России, Латвии, Литве). Беспоповцы-федосеевцы, центром к-рых считается Московская Преображенская община, не имеют единой системы, связывающей церковные общины. Старообрядческие приходы существуют в Румынии (в т. ч. Митрополия Белокриницкой иерархии), в Польше, Северной и Южной Америке и др. странах. В последние годы возрождается деятельность по изданию религиозной литературы С., по богословскому образованию.

Источник: Русская философия: словарь

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

«Раскольники те ужасны своими деяниями…»: из истории борьбы со старообрядчеством в провинциальной Ро

Апанасенок Александр Вячеславович
Предметом статьи является история борьбы российских церковных властей против старообрядчества в XVIII в. Автор анализирует обвинения, призванные сделать старообрядцев «подозрительными» и «чужими» в глазах окружающего населения.