лит.-филос. объединение прогрессивно настроенной моек, молодежи, группировавшейся вокруг Н. В. Станкевича. Возник зимой 1831-32. Первоначально в него входили Станкевич, Я. М. Неверов, И. П. Клюшников, В. И. Красов, С. М. Строев, Я. Почека, И. Оболенский, в 1833 вошли В. Г. Белинский и К. С. Аксаков, в 1835 М. А. Бакунин, В. П. Боткин, M. H. Катков. Время наиболее интенсивной деятельности - 1833-37. Прекратил существование в 1839.
В кружке преобладали филос.-этич. и пстстпч. интересы. Объединявшее членов кружка умонастроение - романтич. неудовлетворенность существующей обществ. действительностью, стремление уяснить место и назначение человека в мире и пути совершенствования человека и общества. Осн. руслом теоретич. исканий кружка было изучение систем нем. идеализма (Канта, Фихте, Шеллинга, Гегеля). Гл. идейно-филос. мотивы, нашедшие выражение в лит. выступлениях и переписке участников кружка - признание духовного начала мира, утверждение идеала нравственно совершенной личности, противопоставление любви как осн. принципа этики эгоизму, разрушающему личность и обществ. отношения. Деятельность С. к. способствовала распространению в России идей нем. классич. философии, в особенности философии Гегеля и пропаганде гуманистических идеалов. Кружок сыграл важную роль в формировании мировоззрения Белинского, Бакунина, Аксакова.