Стадий теория

Найдено 1 определение
Стадий теория
концепция амер. социолога У. Ростоу, изложенная в книге «Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест» (1960). Согласно этой концепции, история делится на пять стадий:, 1) «традиционное общество», включающее все об-ва, вплоть до капитализма; оно характеризуется низким уровнем производительности труда, господством в экономике сельского хозяйства; 2) «переходное общество», условно совпадающее с переходом к домонополистическому капитализму; 3) «период сдвига», характеризующийся промышленными революциями и началом индустриализации; 4) «период зрелости» (завершение индустриализации и возникновение высокоразвитых в промышленном отношении стран); 5) «эра высокого уровня массового потребления», достигнутая сейчас якобы лишь США. В С. т. действительная основа исторического развития — производственные отношения — заменяется эклектическим взаимодействием различных факторов (технико-экономических, психологических, политических, культурно-исторических и др.). Приняв за осн. фактор деления об-ва на стадии долю капитала в национальном доходе, Ростоу произвольно включает в «традиционное общество» различные общественно-экономические формации и стирает качественные отличия между ними. С. т. пытается отождествить качественно различные по своей социальной сущности явления, втискивая их в рамки «индустриального общества» вообще (напр., попытки отождествить социалистическую и капиталистическую индустриализацию). Стремясь оправдать колониализм и амер. капитализм, С. т. отрицает необходимость социалистических революций, доказывает, что весь мир движется к «единому индустриальному обществу», представителем к-рого являются США, и тем самым пытается увлечь освободившиеся от колониального ига народы на путь капиталистического развития. Концепция Ростоу претендует на видимость материалистической интерпретации об-ва и пытается играть на внешнем сходстве с марксизмом (признание технико-экономических факторов и др.). С. т. направлена против марксистского учения об общественно-экономических формациях и возведена в ранг официальной политической доктрины в ряде буржуазных государств. В своей философской основе она представляет субъективный идеализм и волюнтаризм; эклектически признавая взаимодействие множества различных факторов, она в конечном счете переносит центр тяжести на субъективный фактор, «свободный выбор» исторического пути, «свободное решение» и т. п.

Источник: Философский словарь. 1963