СТАДИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
СТАДИИ МИРОВОЙ ИСТОРИИ
Проблема стадий, ступеней человеческой истории является одной из основных в философии истории. Она неразрывно связана с определением общей направленности истории, с выявлением закономерных тенденций ее поступательного движения. Подходы к ее решению предлагаются самые различные: хозяйственно-экономические, временные, духовно-культурные, религиозные, индустриально-научные, личностные и др. Первый известный вариант был предложен еще в IV в. до н. э. древнегреческим философом Дексархом Мессинским: история включает первобытный охотничье-собирательный, скотоводческий и земледельческий этапы в последствии в XV - XVI вв. получила распространение и последующее развитие концепция выделения Античной, Средневековой и Новой истории (Л. Бруни, Н. Маккиавели, К. Келлер и др.). В первой трети XIX в. каждую из названных эпох Сен-Симон связал с определенной социальной системой: с рабовладельческой, феодально-крепостнической и промышленной. Варианты идеалистической трактовки проблемы предложили И.Фихте, Г. Гегель, С. М. Соловьев, В. В. Розанов и др. Гегель выделял четыре стадии человеческой истории, исходя из ее понимания как процесса поступательного роста сознания свободы: восточную или азиатскую, греческую, римскую и германскую, в которой народ у него обретает полную внутреннюю свободу. Н. А, Бердяев делил историю на этапы варварства, культуры, цивилизации и религиозного преображения. Большое распространение в XIX в. получила концепция Л. Г. Моргана и Ф. Энгельса, выделявших периоды истории в основном по хозяйственно-экономическому признаку: дикость, варварство, цивилизация и «будущее» общество. Наиболее же содержательную попытку стадиального анализа общества предложили К. Маркс и Ф. Энгельс в своей теории общественно-экономических формаций. Они выделили пять стадий: первобытную, античную (рабовладельческую), феодальную, капиталистическую и коммунистическую. В последние десятилетия значительное распространение получил цивилизованный подход, связанный с концепциями индустриального общества и исходящий в основном из техники и науки (У Ростоу, Д. Беля, Э.Тоффлер и др.). С позиций этого подхода выделяются или три цивилизации (природная или аграрная, доиндустриальная; техническая или промышленная, индустриальная и социальная или постиндустриальная, информационная) или пять и более. Исследование стадиального движения истории далеко не закончилось. Оно предполагает существенные доработки имеющихся концепций, учет различных подходов и в их числе тех, в которых существование мировой истории и стадий ее развития отрицается, а также продуктивное использование новых данных исторической и других наук.
Источник: Краткий философский словарь 2004