Все средства человеческой деятельности (с помощью чего, посредством чего осуществляется деятельность) объединяются в пять групп: материальнотехнические, информационные, математические, логические, языковые. Все средства – это специально создаваемые средства. В этом смысле материальные, информационные, математические, логические, языковые средства обладают общим свойством: их конструируют, создают, разрабатывают, обосновывают для тех или иных целей.
Материально-технические средства – это станки, машины, сооружения, приборы для научных исследований и т.д.
Информационные средства. Массовое внедрение вычислительной техники, информационных технологий, средств телекоммуникаций коренным образом преобразует деятельность человека практически во всех отраслях.
Математические средства. Развитие математических средств оказывает все большее влияние на развитие современной науки и практики, они проникают и в гуманитарные, общественные науки, и во многие сферы практической деятельности людей (логистика, телекоммуникационные системы и т.д.). Математические средства используются также и как особые формы идеализации и аналогии (математическое моделирование).
Логические средства. В любой деятельности человеку приходится решать логические задачи:
– каким логическим требованиям должны удовлетворять рассуждения, позволяющие делать объективно-истинные заключения; каким образом контролировать характер этих рассуждений?
– каким логическим требованиям должно удовлетворять описание эмпирически наблюдаемых характеристик?
– как логически анализировать исходные системы информации, как согласовывать одни системы знаний с другими системами знаний и информации?
– и т.д.?
Использование логических средств в процессе построения рассуждений и доказательств позволяет человеку отделять контролируемые аргументы от интуитивно или некритически принимаемых, ложные от истинных, путаницу от противоречий.
Языковые средства.. Правила использования языков как естественных, так и искусственных, при помощи которых человек строит свои рассуждения, являются исходным пунктом любых действий. Знание их оказывает большое влияние на эффективность использования языковых средств в деятельности.
Литература: [69].