Система вероучительной аргументации Англиканской церкви, края обосновывала занимаемую ею промежуточную позицию между Католической церковью и протестантизмом. Хотя впервые этот термин возник в XVII в., широкую популярность он приобрел благодаря Дж. Г. Ньюмену, когда он участвовал в Оксфордском движении 183341 гг. Трактаты, разъясняющие суть "среднего пути", написаны Ньюменом и его единомышленниками в порядке полемики против зарождающейся модернизации Англиканской церкви. Окефордское движение стремилось восстановить в англиканстве позиции "высокой церкви" перед лицом разложения государственной Церкви как единого целого. Концепция via media должна была послужить теологическим обоснованием соответствующей экклезиологии.
Как говорит Ньюмен в книге "В защиту моей жизни " (Apologia Pro Vita Sua), концепция via media опирается на три идеи догмата, таинства и антикатоличества. Первая идея направлена против либерализма, вторая против евангеличества (здесь Ньюмен нередко разделял позицию католиков). При этом в тот период Ньюмен занимал еще и антикатолическую позицию.
Ньюмен формулирует via media по отношению к Риму на основе двух критериев апостольства и древности. Он не сомневался, что Римскокатолическая церковь восходит к апостолам, хотя и не отрицал апостольскую преемственность в англиканстве. Вместе с тем Ньюмен чувствовал, что Англиканская церковь имеет преимущество перед Католической церковью в древности, поскольку более верна библейскому и святоотеческому учению. В частности, он возражал против римской практики поклонения Марии и святым.
Однако, оставаясь, в конечном итоге, всего лишь теоретическим понятием, via media пал жертвой самого Ньюмена. Постепенно он стал приходить к выводу, что его собственная аргументация работает против него. Любые доказательства в пользу апостоличности Англиканской церкви тем более могли относиться к католицизму. Любая вероучительная истина обнаруживалась и у католиков. К своей величайшей досаде, Ньюмен обнаружил, что, отстаивай он via media в V в., его объявили бы еретикоммонофизитом. В "Очерке о развитии вероучения" (Essay on Doctrinal Development) Ньюмен отказался от последних предубеждений против римских догматов и обратился в католицизм. Via media прекратил свое существование.
Главный вопрос, возникавший в связи с via media, всегда носил теологический характер какая Церковь права? Евангелический теолог имеет полное право спросить: будь Ньюмен в большей мере привержен вероучительной истине, где бы она ни обитала, может быть, он не оставил бы протестантизма и в конце концов лучше бы послужил христианству?
W. C0RDUAN (пер. Ю.Т.) Библиография: C.F. Harrold, ed.,.4 Newman Treasury; P. Misnar, Papacy and Development: Newman and the Primacy of the Pope; J.H. Newman, Apologia pro Vita Sua, An Essay on the Development of Christian Doctrine, and The Via Media of the Anglican Church, 2 vols.; L. H. Yearly, The Ideas of Newman.
См. также: Ньюмен, Джон Генри; Оксфордское движение.