СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Найдено 1 определение
СРЕДНЕВЕКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Начиная с VI века при монастырях и церквах создаются  школы, занимающиеся подготовкой священнослужителей иизучающие три светские науки – грамматику, риторику и диалектику, которые назывались «тривиумом», т.е. тремя путями знания (отсюда – термин «тривиальный»). Позднее в школах стали преподавать арифметику, геометрию, астрономиюи музыку, составлявшие «квадриум» четыре пути познания. Эти семь дисциплин назывались «семь свободных, искусств». Обычно в школах при монастырях дети и взрослые учились по единой программе. Монастырские школы стали со временем расширять сферу своей деятельности. В первой половине IX века из монастырских школ возникают университеты, но уже как светские учебные заведения. Слово  «университет»  (от  лат.  universitas  –  совокупность)  означает  общность,совокупность. С момента появления университетов в них имели место две тенденции:  стремление  к  автономизации  и  стремление  к  свободе  преподавания. Первым возник Болонский университет в 1119 г.,  который представлял собойстуденческую корпорацию (свободная ассоциация учеников и наставников с их привилегиями,  программами, дипломами, званиями). В 1150 г. основан Парижский университет – объединенная корпорация магистров и студентов. В Париже существовала также Кафедральная школа Нотр-Дам, собравшая студентов со всех концов Европы.  Вышедшая из стен Парижского университета группа студентов в1167 г. перебралась в Оксфордскую монастырскую школу и основала там Оксфордский университет. Выпускники 1209 г. Оксфордского университета составили ядро Кембриджского университета. Таким образом, Парижский университет стал родоначальником двух  английских университетов. Преподавание в университетах велось на латыни. В XII веке появляются и государственные университеты, находящиеся на содержании королевства, в Испании, Португалии, Польше, Чехии.  Прием  в  средневековые  университеты  был  практически  неограничен. Главным видом занятий были лекции и дискуссии. Средневековые университеты, как правило, имели три факультета: богословский, юридический и медицинский. Четвертый факультет –  артистический – был школой, где изучались семь свободных наук. В Парижском университете изучалась проблема движения. Среди ученых особо выделялись Жан Буридан (1297-1357 гг.), Альберт Саксонский (1316-1390 гг.) и Никола Орем (1323-1382 гг.). В Оксфордовском университете Роджер Бэкон заложил основы  эксперимента. Последствия возникновения университетов: 1) рождение нового слоя ученых-преподавателей; 2) университетское сообщество, не знавшее кастовых различий; 3) разработка базовых ориентиров европейского  образования (лекции, экзамены, диспуты, ученые звания, диссертации и т.д.).

Источник: Философия науки и техники: словарь