СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА

Найдено 1 определение
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ НАУКА
наука периода от заката античной культуры (V в.) до эпохи Возрождения включительно (XV в.), которыйназывают «темным», «мрачным», имея в виду общий упадок цивилизации, крушение Западной Римской империи под нашествием варваров в 476 г. и проникновение  религии  во  все  сферы  духовной  культуры,  что  значительно  замедлилоразвитие Западной Европы. С утверждением христианства радикально изменилась система ценностей. Сформировалась новая картина, новое мировоззрение и новый  строй  мышления.  Менталитет  средневекового  человека  символичен,  асимволизм начинался на уровне слов. Язык стал инструментом ума, что объясняет средневековые диспуты.  Средневековая наука была институционизирована в школах, а в дальнейшем – в университетах. Ее идеология  была христианство, адоктриной – схоластика (от греч. Школа)В VI в. император Юстиниан закрывает последние языческие  школы, но одновременно открываются школы следующих типов: монастырские (при аббатствах), епископальные (при кафедральных соборах и придворные (при дворцах). Монастырские школы  становились хранилищами  памятников  классической  культуры,  епископальные  –  школы  начального образования – содержательными по программам обучения и приобщения к культуре. Церкви и монастыри обеспечивали необходимый уровень грамотности иобразования (библиотеки, комментирование текстов древних рукописей, обобщение знаний ученых различных научных школ и направлений).  Директором одной из школ был советник короля Карла Великого по вопросам культуры и образования Алкуин  Йорский (730-804 гг.).  В  школе было  трехступенчатое обучение: чтение, письмо, простонародная латынь, общие сведения о библии; изучение семи свободных искусств; углубленное обучение  священному писанию (по каждомупредмету руководитель школы пишет учебник). Приемником античности стала Византия (столица –  Константинополь), просуществовавшая около 1000 лет, о научных и технических достижениях которой известно немного, что объясняетсянашествием  крестоносцев,  арабов,  турков-османов.  К  научным  достижениям Византии относятся труды по математике и механике епископа Льва, прозванного Математиком (начало IX в. – 869 г.). Здесь впервые были использованы буквы какматематические символы (зарождение алгебры). Математические знания использовались византийцами на практике (храм Св. Софии в Константинополе). Химические познания использовались в фармакологии, косметологии и ремесленном производстве. В Западной Европе трудились алхимики, которые искали «философский  камень»,  способного превращать неблагородные металлы в золото, а также «эликсира молодости» (от арабского – «ал-иксир» – сухое вещество, превращающее металлы в золото). В XII веке европейские алхимики получили путем перегонки винный спирт, используемый ими как химический реактив, горючее вещество, растворитель. Среди немногочисленных ученых раннего средневековья известны: Боэций (480-524) – последний римлянин, передавший знания аристотелевской  философии;  Кассиодор  (490-593)  –  латинский  риторик  и  переписчик древних текстов; Исидор Севильский (560-636) – основатель первой средневековой энциклопедии; Беда  Достопочтенный (673-735) – основатель христианской экзегетики  (автор четырех смыслов Священного Писания). Учитель Фомы Аквинского по теологическому факультету в Париже был Альберт Великий (12061280) – автор книг «О растениях», «О минералах», «О животных» и др., где под влиянием Аристотеля отстаивается идея открытия природных причин естественному порядку вещей. Он утверждал необходимость эксперимента и опыта, считая доказательства, основанные на  чувственных показаниях, более надежными, чем рассуждения без опытной проверки.

Источник: Философия науки и техники: словарь