СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
соответствие практической роли человека, социальной группы в жизни общества их социальному положению, прав людей их обязанностям, результата труда вознаграждению за него, преступления наказанию, заслуг людей их общественному признанию.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ
мера равенства (или неравенства) в общественном положении людей, классов и социальных групп. Она не только существует в сознании людей, но и отражает реальные общественные отношения в их развитии. Для каждой исторической эпохи общественные отношения людей являются справедливыми в той мере, в какой они соответствуют исторической необходимости и тем практическим возможностям, к-рые данная эпоха открывает для создания условий жизни человека. С возникновением частной собственности и имущественного неравенства появляется различие между социальным равенством и С. с, в к-рую включают и различие людей в соответствии с их общественным положением.
При социализме С.с. понимается как реальное народовластие и равенство всех граждан перед законом, фактическое равноправие наций, уважение личности, создание условий для ее всестороннего развития. Это и широкие социальные гарантии: обеспеченность работой, доступность образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, забота о престарелых, материнстве и детстве. Однако в социалистическом обществе еще сохраняется определенная дифференциация в положении отдельных социальных групп, слоев и отдельных лиц, что проявляется, напр., в имущественном неравенстве, в неодинаковом уровне культуры, образования и т.д.
С.с. при социализме отражает максимально возможную на данный момент степень равенства в жизненном положении отдельных людей и социальных групп. Границы ее четко очерчены принципом распределения: «От каждого — по способностям, каждому — по труду». По мере роста материального богатства социалистического общества возникают объективные возможности для более тесной увязки оплаты труда с конечными трудовыми результатами. Осн. направлениями совершенствования распределительных отношений являются: укрепление трудовых начал в доходах населения, дальнейшее выравнивание возможностей всех членов общества в получении благ и услуг и обеспечение социальной защищенности каждому гражданину.
С.с. является не только социально-экономической, но я морально-правовой категорией. Она содержит в себе требование соответствия между практической ролью людей (или социальных групп) в общественной жизни и их социальным положением, между их правами и обязанностями, трудом и вознаграждением и т.д. Соответствие социально значимого действия интересам всего общества является главным критерием его справедливости. По мере развития социалистического общества все более нетерпимыми становятся всякого рода отклонения от норм С. с: как любые посягательства на права граждан, так и попытки отдельных лиц создать себе незаконные привилегии. Утверждение перестройки и широкой гласности в нашей стране позволяет все успешнее пресекать нарушение принципов С.с. Уверенность в том, что все делается по справедливости, воодушевляет людей, повышает их социальную активность. Последовательное утверждение принципа С.с. во всех сферах общественных отношений рассматривается КПСС как одна иа осн. задач социальной политики» как важное условие ускорения социально- экономического развития нашей страны.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
понятие, применяющееся для обозначения институционального измерения справедливости. Идеалом С.с. является такая система общественных ин-тов, которая не в единичных действиях, а по самой своей структуре, а значит, постоянно обеспечивает справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ. Разнообразие подходов к проблеме С.с. определяется ценностными приоритетами общей концепции справедливости, которая может пониматься как преимущественно: 1) равенство; 2) пропорциональность заслугам или же 3) гарантии неотъемлемых прав на обладание ч.-л.
Первой трактовке соответствуют имеющая долгую историю стр о го уравнительная концепция С.с. (в ее социалистическом и несоциалистическом вариантах) и сформулированные в современной зап. интеллектуальной традиции ревизионистский либерализм и радикальный эгалитаризм. Несоциалистическая уравнительная концепция отвечает руссоистскому идеалу равной мелкой собственности в обществе, где «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя» (Ж.Ж. Руссо). Социалистический вариант С.с. предполагает обобществление собственности, означающее перенесение центра тяжести дистрибутивной политики в область равного распределения совместно произведенного продукта. При этом сознательно или интуитивно элиминируется принципиальное различие между равенством и равноправием.
Ревизионистский либерализм (родоначальники — Д. Дьюи, Л.Т. Хобхаус) в отличие от либерализма классического исходит из невозможности действительного легально-политического равенства и даже равноправия вне эгалитарных мероприятий в др. социальных сферах. Ведь слишком сильная неравномерность в распределении богатств порождает зависимость малообеспеченных от работодателя, а при наличии демократических процедур богатство легко конвертируется в ничем не ограниченную власть. Теоретическое обоснование эгалитарных реформ во имя С.с. в рамках ревизионистского либерализма может опираться на деонтологически-формалистское(Р. Тау-ни, Б. Вильяме, В. Франкена, Г. Властос), утилита-ристское и контракту ал истское моральное рассуждение. Для утилитаристов решающими аргументами являются: во-первых, тот факт, что получение неимущими определенного количества благ дает в целом больший прирост полезности, чем потеря того же количества благ избыточно обеспеченными (Р. Хэар, Р. Брандт, В. Райан и др.), во-вторых, необходимость искоренения зависти, которая резко понижает общий уровень совокупной удовлетворенности (Хэар). Контрактуализм в версии Дж. Ролза обосновывает эгалитарную социальную программу рациональным выбором равенства неотчуждаемых прав в отношении основных свобод (политического равноправия), равенства доступа к должностям и положениям, равенства доступа к эгалитарной системе компенсации неравенств, допускаемых только для того, чтобы обеспечить большую в сравнении с простым уравнительным распределением выгоду наименее преуспевшим.
Различные представители радикального эгалитаризма (К. Нильсен, А. Сен, Р. Норман, Э. Андерсон и др.), критикующие либерал-ревизионистскую систему распределения за неизбежное предварительное признание менее преуспевших граждан низшими по ценности и консервацию общественных страте различной степенью реальной морально-политической автономии, пытаются выдвинуть программу реформ, которые не просто обеспечили бы материальную компенсацию неудачникам, но дали бы им возможность равного участия во всех многочисленных сферах гражданского общества. Только это может обусловить кооперацию всех индивидов в рамках общественного целого (коммунитаристский подход). Поэтому распределительная система должна распространяться даже на тех граждан, которые считаются ответственными за свое неудачное социальное положение (исключая преступников).
Второй круг теорий С.с. составляют мерите-кратические концепции. Они предполагают конструирование такой социальной системы, в которой каждому гражданину (подданному) предоставляется возможность получить статус (и, в некоторых случаях, соединенное с ним достояние), в точности соответствующий его заслугам. В качестве параметров, или слагаемых, заслуги, как правило, выделяются: таланты, усилия, принятие риска, роль в достижении конечного результата. Сторонники меритократического понимания С.с. (напр., Дж. Шер) считают, что владельцу естественных дарований не имеет смысла доказывать за-служенность природной основы собственных заслуг, ведь они все равно не могли бы стать реальностью без целенаправленной, ответственной деятельности. Поэтому эгалитарные концепции С.с. осмысляются в рамках этой традиции как обоснование «рабства одаренных и трудолюбивых».
В настоящее время существуют радикально-мери-тократическая модель С.с., настаивающая на установлении естественной аристократии и предполагающая жесткое изначальное ранжирование индивидов с помощью тестовых процедур (брит, общество в памфлете М. Янга, проекты «ай-кью идеологов»), и умеренно-соревновательная модель меритократии, которая стремится лишь скорректировать работу рыночных механизмов, но не для компенсации, а для увеличения справедливой пропорциональности воздаяния (Д. Белл, Шер, А. Голдман, А. Розенберг).
Третья, либертаристская, традиция опирается на понимание С.с. как соблюдения неотъемлемых прав на определенную собственность, которая воспринимается как органическая часть личности и, значит, не может превращаться в средство решения общественных проблем (такова «справедливость, основанная на правомочии» Р. Нозика). Однако либертарист-ские концепции лишь формально могут быть отнесены к теориям С.с., поскольку сами либертаристы считают, что это понятие базируется на «шаблонных» (по Нозику) или «конструктивистских» и «атавистических» (по Ф.А. фон Хайеку) моделях распределения, а значит, является абсолютно неприемлемым и даже опасным (ср.: «мираж С.с.» у фон Хайека).
РолзДж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995; Па-наринА.С. Философия политики. М., 1996; Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. М., 1998; Хойек Ф.А. фон. Познание, конкуренция и свобода. М., 1999; Ивин А.А. Философия истории. М., 2000; Meade LA. Efficencey, Equality and the Ownership of Property. London, 1964; WalrerM. Obligations: Essays on Disobedience, War and Citizenship. Cambridge (Mass.), 1970. A.B. Прокофьев

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СПРАВЕДЛИВОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ
понятие, применяющееся для того, чтобы перевести дистрибутивную справедливость на язык политической философии, обозначить ее институциональное измерение; основной предмет современных дискуссий о справедливости в западной философии. Идеалом С.с. является такая система общественных ин-тов, к-рая не в единичных действиях, а по самой своей структуре, и значит постоянно, обеспечивает справедливое распределение социально-политических прав и материальных благ. Исторически концепции С.с. являлись философской рационализацией протеста против имущественного неравенства и крайне неравноправного положения индивидов в пределах общественной иерархии. Это превратило понятие С.с. в типичный лозунг крайне эгалитарных и антисобственнических идеологических программ. Однако как категория, обозначающая важнейшее направление исследовательского поиска социальной этики, оно может считаться свободным от ограниченных идеологических коннотаций.
В истории социально-политической и этической мысли сложилось несколько принципиально различных подходов к институциональному измерению дистрибутивной справедливости. Их разнообразие определяется ценностными приоритетами общей концепции справедливости, к-рая может пониматься как преимущественно 1) равенство, 2) пропорциональность заслугам или же 3) гарантия неотъемлемых прав на обладание чем-либо. Первой трактовке соответствуют имеющая долгую историю строго уравнительная концепция С.с. (в ее социалистическом и несоциалистическом вариантах) и сформировавшиеся в современной западной интеллектуальной традиции ревизионистский либерализм и радикальный эгалитаризм. Несоциалистическая уравнительная концепция отвечает руссоистскому идеалу равной мелкой собственности в обществе, где «ни один гражданин не должен быть настолько богат, чтобы быть в состоянии купить другого, и ни один настолько беден, чтобы быть вынужденным продавать себя» (Ж.Ж.Руссо). Социалистический вариант С.с. предполагает обобществление собственности, означающее перенесение центра тяжести дистрибутивной политики в область равного распределения совместно произведенного продукта (наиболее яркие примеры «Национальная община» бабувистов, переходный к коммунизму период в марксизме). При этом социалистические концепции не исключают элементов распределения по заслугам (если последние отождествляются с трудовыми усилиями) и в более редких случаях по праву собственности (напр., у К.А.Сен-Симона и Ш.Фурье).
В отношении ключевого для идеи С.с. вопроса о соотношении свободы и равенства строго эгалитарные концепции исходят из приоритета равенства или же из смыслового тождества двух категорий.
В последнем случае условием слияния становится нравственное преобразование человечества, исключающее использование лозунга С.с. для реализации собственнической по своим истокам зависти (критика К.Марксом «казарменного коммунизма»). Ревизионистский либерализм (родоначальники - Д.Дьюи, Л Т.Хобхаус) исходит из возможности сбалансировать свободу и равенство, сделать их опорой друг друга в рамках целостной системы С.с.
В его рамках осознана не только недостаточность, но и невозможность действительного легально-политического равноправия вне эгалитарных мероприятий в других социальных сферах. Ведь слишком сильная неравномерность в распределении богатств порождает зависимость малообеспеченных от работодателя, а при наличии демократических процедур богатство легко конвертируется в ничем не ограниченную власть.
В деонтологически-формалисте ком варианте (Р.Тауни, Б.Вильяме, В.Франкена, Г.Властос) это течение напрямую опирается на идею фундаментального этического равенства (см. Равенство). И т.к. равенство считается неотъемлемой частью справедливости, то социальные неравенства могут быть допущены только тогда, когда они оправдываются теми же причинами, к-рые в нормальных условиях обосновывают равенство в распределении. Утилитаристская теория С.с. (как течение ревизионистской либеральной традиции) построена на консеквенционалистской логике и признании справедливости выводным, а не интуитивным понятием.
В современном утилитаризме, в отличие от утилитаризма классического, где распределение удовлетворения не считается важным параметром при расчете общей пользы, порождаемой каким-либо действием (Г.Сиджвик), основной целью становится баланс между общим количеством удовлетворения и равным его распределением (Дж.Смарт). Уже концепция средней полезности (average utility), требующая исчислять удовлетворенность желаний на душу населения, является шагом к достижению такого баланса. Выдвигаются и иные соображения в пользу равного распределения как главнейшего выражения С.с. Вопервых, удовлетворение от каждой новой порции некоего блага («предельная полезность» (marginal utility) экономистов марджиналистской школы) имеет тенденцию к уменьшению пропорционально уже существующей обеспеченности им реципиента.
В соответствии с этим получение неимущими определенного количества благ дает в целом больший прирост полезности, чем потеря того же количества благ избыточно обеспеченными (Р.Хэар, Р.Брандт, В.Райан и др.). Вовторых, уравнительное распределение диктуется соображениями искоренения зависти, к-рая резко уменьшает общий уровень совокупной удовлетворенности (Хэар).
В итоге утилитаризм предлагает создание распределительной системы, мера уравнительности к-рой ограничена опасениями по поводу уменьшения предпринимательской инициативы, а значит, и общего количества потребляемых благ (А. Пигоу), а также способностью данного общества адекватно прореагировать на эгалитарные преобразования (Хэар). У Дж. Рол за, в контрактной разновидности либерального эгалитаризма (см. «Теория справедливости») предпринимается попытка обосновать систему С.с. за счет соединения нескольких основных пониманий социально-политического равенства. Кроме исходного равенства участников гипотетического контракта за завесой неведения, Ролз выделяет, вопервых, равенство неотчуждаемых прав в отношении основных свобод, во-вторых, равенство доступа к должностям и положениям на основе честного равенства возможностей, в-третьих, равный доступ к эгалитарной системе компенсации неравенств, допускаемых только для того, чтобы обеспечить большую в сравнении с простым уравнительным распределением выгоду наименее преуспевшим. Эти принципы создают непротиворечивый баланс равенства и свободы, построенный на преобладании прав над благами. Однако такая непротиворечивость достигается только при обязательном признании естественных талантов кооперативной (метафорически — «семейной», «братской») собственностью, а заслуги — бессмысленным понятием (ее превращение в «законное ожидание»). Контрактная концепция С. (Р. Дворкин) пользуется по отношению к государству метафорой гигантской страховой компании от несчастных случаев, к-рая восполняет недоступность частного страхования изза высокой цены. Область, на к-рую должна распространяться система страхования, ограничивается теми случаями, от к-рых счел бы нужным застраховаться разумный человек за завесой неведения. Материальной компенсации подлежит только тот ущерб от игры природных или социальных сил, за к-рый лицо никак не может считаться ответственным (bad brute luck). Современные либерально-эгалитарные концепции С.с. подразделяются также на теории равенства благосостояния (Р.Эрнесон, Д.Кохен, Т.Нагель) и равенства ресурсов (Дворкин, Э.Раковски). Первая ориентируется на компенсацию потерь, определяемую в соответствии с неудовлетворенными потребностями фаждан, соглашаясь компенсировать даже высоко затратные субъективные вкусы, если в их появлении нельзя обвинить самого человека. Вторая теория исходит из равного права фаждан на доступ к внешним и не произведенным чьим-то трудом ресурсам, что избавляет контролирующих свои вкусы лиц от участи заложников сибаритов. Радикальный эгалитаризм отталкивается от следующих критических аргументов против концепций С.с. ролзианской традиции. Во-первых, принцип различия (см. «Теория справедливости»), сохраняя заметное имущественное неравенство, в его практическом приложении порождает общественные страты с различной степенью реальной морально-политической автономии (К.Нильсен). Во-вторых, либерал-ревизионистская система распределения не обеспечивает равного уважения фаждан, поскольку распределительные мероприятия проводятся после неизбежного предварительного признания менее преуспевших фаждан низшими по ценности, что и компенсируется материальными благами из соображений жалости. В-третьих, на основании требования либеральной нейтральности по отношению к партикулярным системам ценностей либеральный эгалитаризм уравнивает лиц с высоко затратными вкусами и людей, посвятивших себя безвозмездной заботе о ближних. В-четвертых, либеральный эгалитаризм отстаивает только равенство стартовых возможностей, предлагая в дальнейшей жизни лишь компенсацию, а не коррекцию положения граждан (Э.Андерсон). Заменить либеральные концепции призваны теории С.с, опирающиеся 1) на «равенство потенциальных возможностей функционирования» (А.Сен), в т.ч. «функционирования как равных граждан» (Андерсон), 2) на представление об обществе как кооперативном предприятии, совместно производящем общий продукт, а значит, создающем узы взаимной зависимости (Р.Норман, Андерсон). Первое положение не ограничивается обоснованием политического равенства, но требует, чтобы каждому был обеспечен доступ к ресурсам, дающий возможность быть на равных во всех многочисленных сферах гражданского общества. Второе извлекает из взаимной зависимости в рамках кооперации требование взаимности, ограничивающее притязания, основанные на дарованиях или заслугах.
В итоге распределительная система не просто становится справедливой, но и перестает быть унизительной, и в нее включаются даже те, кто считается ответственным за свое неудачное социальное положение (исключая преступников). Второй круг теорий С.с. составляют меритократические концепции. Они предполагают конструирование такой социальной системы, в к-рой каждому гражданину (подданному) прежде всего предоставлена возможность получить статус (и в некоторых случаях соединенные с ним блага), в точности соответствующие его заслугам. Эта трактовка наиболее близка к аристотелевскому пониманию дистрибутивной справедливости как распределения «по достоинству». Первую проблему, стоящую перед меритократическими концепциями, обозначил Аристотель, указав на принципиально разное понимание достоинства в демократическом, олигархическом или аристократическом обществе. Современные теоретики продолжают этот спор, пытаясь выделить необходимые для оценки параметры (или слагаемые) заслуги.
В качестве таковых, как правило, выделяются: таланты, усилия, принятие риска, роль в достижении конечного результата. Вторая проблема состоит в том, чтобы определить, насколько некий, ставящийся в заслугу параметр может считаться проявлением самого индивида, а не внешних условий его существования. Сомнение в принадлежности индивиду может быть выражено по поводу всех основных слагаемых заслуги. Природные таланты не являются результатом проявления воли самого человека, а трудовые усилия и способность к внесению вклада в конечный результат могут быть сведены к специфическим группам тех же природных талантов. Однако сторонники меритократического понимания С.с. (напр., Дж.Шср) считают, что владелец естественных дарований не должен доказывать обоснованность собственных заслуг, к-рыс все равно не могли бы стать реальностью без целенаправленной, ответственной деятельности. Третью проблему со времени Платона представляет существование тех традиционных ин-тов, к-рые исключают равенство стартовых условий для дальнейшего отсчета заслуг перед обществом.
В их числе — семья и собственность с правом наследования и дарения. Меритократические проекты разделяются в этом отношении на предполагающие уничтожение таких ин-тов или заметное сокращение их влияния на распределение благ.
В настоящее время существуют радикально-меритократическая модель С.с, настаивающая на установлении естественной аристократии и предполагающая жесткое изначальное ранжирование индивидов с помощью тестовых процедур (британское общество в памфлете М.Янга, проекты «ай-кью идеологов» А.Дженсена и Р.Херрстайна), и умеренно-соревновательная модель меритократии, к-рая стремится лишь скорректировать работу рыночных механизмов, но не для компенсации, а для увеличения справедливой пропорциональности воздаяния (Шер, А.Голдман, А.Розенберг). Так, выразитель второго подхода Д.Белл считает адекватным выражением как экономической эффективности, так и С.с. формулу: каждому в зависимости от его личного вклада и в соответствии с полномочиями и привилегиями его сферы деятельности. Третья, либертаристская, традиция опирается на понимание С.с. как соблюдения неотъемлемых прав на определенную собственность (напр., «справедливость, основанная на правомочии» (Р.Нозика) (см. «Анархия, Государственность и Утопия»). Соответственно, распределение всегда будет справедливым, если оно возникает из другого справедливого распределения с помощью справедливых (т.е. не безнравственных) средств. Эта формула С.с. определяется тем, что в либертаристской традиции собственность понимается как неотъемлемая часть личности (и значит, не может превращаться в средство для решения общественных проблем), а все личные качества и их социально значимые результаты воспринимаются как индивидуальная собственность (и значит, исключают право недобровольного участия в перераспределении).
В итоге всякая компенсаторная система распределения, за исключением ректификации владений, в основе к-рых лежит кража или обман, превращается в эксплуатацию трудолюбивых, талантливых и удачливых, тождественную принудительному труду. Однако либертаристские концепции лишь формально могут быть отнесены к теориям С.с, поскольку сами либертаристы считают, что это понятие связано с «шаблонными» (по Нозику), или «конструктивистскими» и «атавистическими» (по Ф.А.Хайеку) моделями распределения, а значит, является абсолютно неприемлемым и даже опасным («мираж С.с.» у Хайека). Лит.: Bqjuuh В.П. Очерки истории социалистических идей: Первая половина XIX в. М.: Наука, 1976; Он же. Очерки истории социалистических идей с древности до конца XVIII в. М.: Наука, 1976; Мальцев Г.В. Буржуазный эгалитаризм: эволюция представлений о социальном равенстве. М.: Мысль, 1984; Ролз Дж. Теория справедливости. Новосибирск: Изд-во Новосибирского ун-та, 1995; Хаиек ФА. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма [4]. М.: Изд-во «Новости», 1992; Anderson E. What is the Point of Equality// Ethics. Chicago, 1999. \bl. 109. № 2. P. 287-338; Equality: Nomos IX. Yearbook of the American Society for Political and Legal Philosophy. New York: Aterton Press, 1967; Justice: Nomos VI. Yearbook of the American Society for Political and Legal Philosophy. New York: Aterton Press, 1963; Justice and Economic Distribution. New Jersey: Prentice Hall, inc., 1978; Sher G. Desert. Princeton, NJ: Princeton U.P. 1987; The New Egalitarianism. Questions and Challenges. New York: Kennikat Press, 1979; Hayek F.A. Law, Legislation and Liberty. \fol. II. The Mirage of Social Justice. London: Routlcdge & Kegan Paul, Ltd., 1976; Young R. Egalitarianism and Personal Desert // Ethics. Chicago, 1992. \fol. 102. №2. P. 319-342. А.В.Прокофьев

Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001