Справедливость, Правда Божья

Найдено 1 определение
Справедливость, Правда Божья
(Justice).
Сообщаемое человеку свойство Бога, являющее Его святость. Соответствующие библейские sedaqa, sedeq, dikaiosyne можно перевести и как "праведность". Применительно к человеку "справедливым" называют хороший закон, правильный поступок, воздаяние за совершенные поступки  добрые либо злые. Можно говорить об относительной справедливости Божьей как незыблемости нравственных устоев Бога и в Боге и об абсолютной справедливости, крой Он противостоит любому посягательству на Его святость. Своей повелительной справедливостью Бог учреждает справедливые законы и устанавливает справедливые награды, в то время как распределительной справедливостью Он вознаграждает (вознаграждающая справедливость, выражение любви Божьей) и наказывает (наказующая справедливость, выражение гнева Божьего).
Нравственное совершенство Бога делает необходимым либо наказание грешников, либо искупление, посредством крого простится их вина. Грешник бессилен самостоятельно искупить свой грех, но справедливость ему даруется, ибо Христос, представляющий все человечество, принял справедливые требования закона и уплатил цену греха взамен самого грешника. Тем самым грешник, веруя только в праведность Христову, может быть оправдан Богом. Евангелие  радостная весть о том, что через Спасителя удовлетворены требования божественной справедливости.
В.L. goddard (пер. Ю. Т.) Библиография: L. Berkhof,ReformedDogmaties, 1,51 52; S. Charnock, Existence and Attributes of God, I, 55456: II, 18186; C. Hodge, Systematic Theology, 1,41627; W. Shedd, Dogmatic Theology, I, 36585; R. Girdlestone, Synonyms of ОТ; G. Quell and G. Schrenk, TDNT, II, 192 ff.; E. Вгиппег.Л"tice and the Social Order; N. Snaith, Distinctive Ideas of the ОТ; G. Rupp, The Righteousness of God; H. Seebass,NIDNTT, III,352 ff.
Сравнительное религиоведение (сравнительное изучение религий) (Comparative religion). Вое
ходит к греческому мыслителю VI в. Ксенофану, крый полагал, что разные народы склонны описывать одного Бога в соответствии с собственными представлениями о Нем. Однако только в XIX в. было положено серьезное начало сравнительному религиоведению. Под влиянием эволюционной теории ряд ученых (М. Мюллер, Э.Б. Тайлор, Дж. Дж. Фрэзер) пришли к выводу, что различные религиозные традиции связаны рамками единого эволюционного процесса. Новая научная дисциплина быстро получила признание в академической среде; в учебных заведениях и, в первую очередь, в новых университетах Сев. Америки были основаны соответствующие кафедры. В Англии сравнительное религиоведение обслуживало интересы империи и было тесно связано с изучением языков Азии. В Германии предмет получил название истории религий и рассматривался как приложение к курсу христианской теологии. В Соединенных Штатах, под напором ряда учебных учреждений (таких, как Чикагский университет), сравнительное религиоведение быстро превратилось в один из важных факторов, отражающих американское либеральное единомыслие. В кон. 1960нач. 1970х гг. оно обрело большую популярность как тема аспирантских исследований; во многих английских и американских университетах открылись соответствующие факультеты.
В простейшей форме сравнительное религиоведение опирается на предположение, что по своей сущности все религии одинаковы. Напр., из сравнения Десяти заповедей иудаизма, учения Иисуса, четырех "великих истин" буддизма и различных индуистских моральных кодексов делался вывод, что все они имеют общий стержень  заповедь любить ближнего; согласно другому выводу сравнительного религиоведения, последователи всех религий, несмотря на их очевидные различия,поклоняются высшему существу. Однако глубокое изучение религий выявило больше различий между ними, чем общего. Скажем, и англичанки, и африканки носят зонты, но это мало говорит об их образе жизни: зонт как защита от дождя совсем не то же самое, что зонт, укрывающий от жаркого солнца. Христианская молитва и буддистская медитация могут быть похожи, но по своим целям очень различаются. Серьезный аргумент против сравнительного религиоведения в его простейшей форме  это существование религии, подобной буддизму Тхеравады, края отрицает веру в Бога и реальность человеческой личности. В силу этих и подобных аргументов изучение религии как универсального феномена, раскрывающегося в различных формах, чрезвычайно усложнилось. Некрые ученые все еще пытаются найти нечто, объединяющее все религии, но многие отказались от этого замысла, изучая конкретные религиозные традиции и признавая их уникальный характер.
I. Hexham (пер. Ю.т.) Библиография: Е. J. Sharp, Comparative Religion; ?. Eliade and J. ?. Kitagawa, eds., The History of Religions; N. Smart, Reasons and Faiths.

Источник: Теологический энциклопедический словарь