СПОСОБНОСТЬ

Найдено 6 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СПОСОБНОСТЬ
физическая или моральная возможность. Классическая психология считала правомерным различение трех способностей души: чувствительность — способность чувствовать, интеллект — способность понимать, активность — способность действовать (намерения, воля, свобода). В «философском» классе все уроки психологии были сгруппированы вокруг этих трех рубрик, к которым добавлялась аффективность, способность к чувствам (любовь, ненависть), отличающаяся от чувствительности — способности к ощущениям (элементам восприятия).

Источник: Философский словарь

Способность
Врожденное или априорное качество, например способность чувствовать (чувствительность), способность мыслить (ум, рассудительность), способность желать, воображать себе что‑либо, вспоминать… Трудность состоит в том, чтобы все многообразие способностей, кажущееся фактом, установленным из опыта, связать с единством разума или мозга, без которых никакого опыта быть не может. В этом плане гораздо лучше, чем философия, нас просветит нейробиология. «Учение о способностях», как его именовали раньше, теперь уступило место познавательным наукам.

Источник: Философский словарь.

СПОСОБНОСТЬ
физическая или моральная возможность. Классическая психология считала правомерным различение трех способностей души: чувствительность – способность чувствовать, интеллект – способность понимать, активность – способность действовать (намерения, воля, свобода). В «философском» классе все уроки психологии были сгруппированы вокруг этих трех рубрик, к которым добавлялась аффективность, способность к чувствам (любовь, ненависть), отличающаяся от чувствительности – способности к ощущениям (элементам восприятия). Следовательно, способности это совокупность природных и социальных свойств человека, благодаря которым он может совершать разного рода деятельность – мыслить, творить, общаться с другими людьми, воспитывать себе подобных и т.д. Психические способности личности выступают как субъективные условия и предпосылки всех видов ее социальной деятельности. Способности проявляются прежде всего как знания, умения и навыки в той или иной деятельности, в том числе и в сфере делового общения.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СПОСОБНОСТЬ
любое умение, возможность, сила или талант человека действовать или страдать. С. может быть врожденной или приобретенной, скрытой или активной. Тема С. затрагивается гл.обр. в двух разделах философии: в антропологии, при анализе меняющейся со временем природы или сущности человека, и в этике, когда рассуждение о том, в чем состоит долг человека, связывается с вопросом о его С. реализовать предписанное действие (напр., И. Кант утверждал, что, если человек обязан что-то сделать, он способен это выполнить). Аристотель говорил о С. как потенциальных возможностях приобретения общих принципов знания. С тех пор С. нередко определяются как потенциальные свойства личности, актуализирующиеся при определенных обстоятельствах.
Предметом специального психологического изучения С. стали в 19 в., когда работами Ф. Гальтона было положено начало исследованию различий людей в конкретных видах деятельности. Общая психологическая природа способностей до сих пор остается предметом острых дискуссий.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

Способность
(facultas). В обширном смысле слова, под способностью разумеется возможность для живого существа собственным внутренним возбуждением своих сил (конечно, не без внешнего влияния), производить какие-нибудь целесообразные перемены в состоянии своем и вещей его окружающих, т. е. способностью предполагается и данный от природы запас сил и употребление их соответственно какой-нибудь цели. — В XIX веке понятие о способностях души существенно изменилось в сравнении с прежними понятиями. Прежде обыкновенно приписывали душе способности представления, воображения, рассудка и т. д., хотя вовсе не видно было никакой связи способностей с натурою души, ни их последовательности, ни смысла в их соотношении. В XIX же веке обе противоположные психологические школы отвергают прежнее понятие о способностях души. Школа идеалистическая под способностями души разумеет только различные степени и направления одной и той же свойственной ей сознательности и самодеятельности; подобные степени сознательной душевной жизни выражаются, например, в ощущении, представлении, воображении, памяти, рассудке и т. д. Школа реалистическая, начиная с Гербарта, понимает под способностями только различные, механически совершающиеся сочетания между представлениями и их результаты, не зависящие от самой натуры душевной жизни, а потому и не выражающие существа душевной монады.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Способность
(facultas). В обширном смысле слова, под способностью разумеется возможность для живого существа собственным внутренним возбуждением своих сил (конечно, не без внешнего влияния), производить какие-нибудь целесообразные перемены в состоянии своем и вещей его окружающих, т. е. способностью предполагается и данный от природы запас сил и употребление их соответственно какой-нибудь цели. — В XIX веке понятие о способностях души существенно изменилось в сравнении с прежними понятиями. Прежде обыкновенно приписывали душе способности представления, воображения, рассудка и т. д., хотя вовсе не видно было никакой связи способностей с натурою души, ни их последовательности, ни смысла в их соотношении. В XIX же веке обе противоположные психологические школы отвергают прежнее понятие о способностях души. Школа идеалистическая под способностями души разумеет только различные степени и направления одной и той же свойственной ей сознательности и самодеятельности; подобные степени сознательной душевной жизни выражаются, например, в ощущении, представлении, воображении, памяти, рассудке и т. д. Школа реалистическая, начиная с Гербарта, понимает под способностями только различные, механически совершающиеся сочетания между представлениями и их результаты, не зависящие от самой натуры душевной жизни, а потому и не выражающие существа душевной монады.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876



Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
273.62 кб

Способность суждения как политическая проблема в философии Ханны Арендт

Саликов А. Н.
Анализируется учение Ханны Арендт о способности суждения как человеческой способности, конституирующей политическое бытие.
Читать PDF
174.59 кб

«Способность к бунту»: филипп Соллерс как марксист

Дементьев Илья Олегович
Рассматривается вклад известного французского писателя и общественного деятеля Филиппа Соллерса в развитие марксизма. Характеризуются основные взгляды Соллерса, выраженные в публикациях журнала «Тель Кель» в 1970-е гг
Читать PDF
223.56 кб

Интуиция в принятии решений как форма познания и уникальная субъективная способность

Переверзева Наталья Юрьевна
В статье в контексте анализа проблемы принятия решений с точки зрения интуиции автор ссылается на классические и современные трактовки интуиции как формы познания, дает описание ее структуры и функций.
Читать PDF
327.89 кб

Воображение как познавательная способность в контексте принципа доверия субъекту познания

Коротков Николай Владимирович
Онтологическая размерность и познавательное значение продуктивного воображения и фантастики получают в статье обоснование через раскрытие той ключевой роли, которую они играют в конституировании человека в качестве субъекта познан
Читать PDF
153.07 кб

Миграционная способность и научная публикация

Петров М.К.
Читать PDF
87.08 кб

Обоснование символической деятельности через способность к иллюзии

Байков Александр Алексеевич
В статье исследуется символическая деятельность человека как производная от его способности к созданию и восприятию иллюзии, рассматривается возможность перехода в определении человека от «животного символического» к «животному ил
Читать PDF
0.00 байт

Образование как способность переобучаться

Нуруллин Рафаиль Асгатович
Будучи самоорганизующейся системой человек, в каких бы условиях не оказывался, нацелен на приведение своего внутреннего мира в соответствие с окружающей средой и направлен на сохранение и укрепление устойчивости своего существован
Читать PDF
310.98 кб

Эстетическая способность суждения и практика

Блажное Алексей Сергеевич
В статье рассматриваются основные принципы эстетики классической немецкой философии. На примере философии И.
Читать PDF
164.67 кб

Ложь умолчания и способность речевого контроля

Разинов Ю. А.
Статья посвящена анализу феноменов молчания и умолчания, которые трактуются в качестве речевых модальностей, связанных с опытом истины, ее сокрытия и искажения.
Читать PDF
0.00 байт

2005. 04. 012. Гуди К. Ф. Мыслительная способность и скорость действия: от Галена до Гальтона. Goode

Виноградова Т. В.
Читать PDF
167.10 кб

2010. 04. 006. Коллинз Дж. Границы мыслимого: логический когнитивизм и языковая способность. Collins

Боброва Л. А.
Читать PDF
0.00 байт

Способность воображения в онтологии И. Канта

Кречетова Мария Юрьевна
Рассматривается функция способности воображения в онтологии И. Канта. Эта функция наиболее подробным и исчерпывающим образом представлена в интерпретации М.
Читать PDF
0.00 байт

Неантизирующая способность сознания в феноменологии творчества раннего Сартра

Вострова Галина Александровна
Философский интерес Ж.-П.
Читать PDF
272.41 кб

Автономия как способность выхода человека за пределы институциональной культуры

Марченко Анна Николаевна
Статья посвящена философскому осмыслению автономии личности как способности реализации индивидуальности личности в институциональной реальности.
Читать PDF
327.89 кб

Воображение как познавательная способность в контексте принципа доверия субъекту познания

Коротков Николай Владимирович
Онтологическая размерность и познавательное значение продуктивного воображения и фантастики получают в статье обоснование через раскрытие той ключевой роли, которую они играют в конституировании человека в качестве субъекта познан

Найдено книг по теме — 16

Похожие термины:

  • СПОСОБНОСТЬ ЭСТЕТИЧЕСКАЯ

    совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, благодаря к-рым открывается возможность осуществлять эстетическую деятельность — эстетически воспринимать и переживать явле
  • ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕГ

    объем благ и услуг, который может бьпь приобретен на некоторое количество денег в данный момент времени.
  • Деятельность-действительность и возможность-способность в античности

    Для характеристики античного миросозерцания чрезвычайно важны понятия возможности и действительности. В античной философии понятие деятельности соотносится со ставшим, уже-сущим, понятие возмо
  • Способность восприятия, познавательная способность

    Философский смысл термина: Чувственное познание, восприятие, представление, понятие, идея (Цицерон).Философский смысл термина: Неполное представление (стоики, Сенека).
  • СПОСОБНОСТЬ СУЖДЕНИЯ

    по Канту: 1) "способность подводить под правила, т.е. различать, подходит ли нечто под данное правило или нет" (субсуммирующая способность суждения); 2) способность мыслить особенное как содержащееся
  • Средство, снадобье, сила, могущество, власть, свойство, способность

    Философский смысл термина: Власть богов (Эврипид); значение, смысл имен (Платон, Лисий); силы как воплощения стихий - идей (Платон); свойство зрения (Аристотель), возможность (Аристотель о том, что суще
  • ПОБУЖДАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ

    способность предмета вынуждать человека обратить на него внимание и придать ему хорошую форму (см. Прегнантности правило), т.е. принуждать человека выполнить определенные действия, напр. поправит
  • Разум. Структура познавательных способностей в античности

    Античная философия стоит на том, что только разум выявляет — не только показывает, но и доказывает — абсолютную достоверность и непреложность, т.е. истину, только разум сверхсубъективен в человек
  • КРИТИКА СПОСОБНОСТИ СУЖДЕНИЯ

    1790) - сочинение Канта, посвященное проблемам эстетики.
  • СПОСОБНОСТИ

    комплекс психических свойств человека, делающий его пригодным к определенному, исторически сложившемуся виду профессиональной деятельности.
  • РАЗВИТИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

    деятельность, основанная на использовании комплекса способов и средств, обеспечивающих выявление и развитие творческих способностей студентов инженерных специальностей. Эти способы и средства
  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

    ПО КАНТУ) - гносеологическое учение Канта, выделяющего три основные способности человека к познанию: чувственность, рассудок и разум. Чувственность - это способность к ощущениям, когда объективно
  • «О ЧЕЛОВЕКЕ, ЕГО УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЯХ И ЕГО ВОСПИТАНИИ»

    De lHomme, de ses facultes intellectuelles et de son education) — вторая книга французского философа К. А. Гельвеция, написанная в продолжение первой его книги «Об уме». Опубликована в Гааге в 1773. Пивной темой книги оказываетс
  • КРИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ КАНТА: УЧЕНИЕ О СПОСОБНОСТЯХ

    La philosophie critique de Kant: Doctrines des facultes", 1963) - работа Делеза. Характеризуя во введении "трансцендентальный метод", Делез фиксирует, что Кант понимает философию как "науку об отношении всякого знания к сущест