СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ

Найдено 4 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Спор Об Универсалиях
Полемика, вокруг которой формировалась и обретала структуру вся философская мысль средних веков. Речь в ней шла о том, к какому типу реальности отнести общие, или универсальные, идеи. Являются ли они реальными существами, как полагал Платон (это реализм), просто концептами, существующими в нашем уме (концептуализм), или вообще только словами (номинализм)? Разумеется, материалист может выбирать только из двух последних предположений, которые, если разобраться, не столько отрицают, сколько дополняют друг друга.

Источник: Философский словарь.

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ
происходивший в средние века спор по вопросу о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: рода, вида, подвида, существенного свойства, несущественного признака - акциденции (см. также Общее понятие, Всеобщее). Были противопоставлены друг другу три осн. понимания (со множеством оттенков каждое) этого вопроса: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность (см. Идея), отличная от единичных вещей (крайний реализм, напр. у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого постигается подобное в вещах (см. Номинализм, напр. у Уильяма Оккама); 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них осознается сущность вещей (умеренный реализм, напр. у Фомы Аквинского).

Источник: Философский энциклопедический словарь

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ
от лат. – общий) – одна из основных проблем  средневековой  философии, связанная  с  существованием  общих понятий, идей, которая состояла из двух вопросов:  1) что существует раньше – идея общего в предметах или сами предметы? 2) как существуют универсалии – в сознании человека или вне сознания? В зависимости от ответа сложились три направления:1) реализм – универсалии существуют реально вне сознания, как самостоятельные сущности а общее – это идея, которая существует до единичных вещей (Иоанн Скотт Эриугена, Ансельм Кентерберийский); 2)  номинализм (лат. номина – имя) – реально существуют только вещи, а общее, универсалии находятся в человеческом сознании как имена вещей. Общее существует после вещей (Росцелин, У. Оккам); 3) концептуализм (Фома Аквинский, Пьер Абеляр) – сформировал учение о трояком существовании универсалий: а) они существуют до единичных вещей – в Боге как сущности вещей; б) они существуют в вещах – как общее, присущее всем вещам; в) они существуют после вещей – в сознании человека как имя, название вещи.

Источник: Философия науки и техники: словарь

СПОР ОБ УНИВЕРСАЛИЯХ
(Universalienstreit) — основным содержанием этого спора, происходившего в средние века, являлся вопрос о бытии универсалий (общих понятий), особенно следующих пяти: род, вид, подвид, существенное свойство, несущественный признак — акциденция (см. также Общее понятие, Всеобщее). Возникли три основных понимания (со множеством оттенков каждое) данного вопроса, причем это происходило в следующие три периода: ранней схоластики, поздней схоластики и средней схоластики [см. Схоластика]: 1) всеобщим понятиям соответствует всеобщая объективная (в метафизическом смысле) сущность (см. Идея), отличная от единичных вещей (крайний реализм, например, у Иоанна Скота Эриугены); 2) общие понятия существуют только в слове, при помощи которого схватывается подобное в вещах (см. Номинализм, например, у Уильяма Оккама; 3) общие понятия являются объективно значимыми, ибо в них схватывается сущность вещей (умеренный реализм, например, у Фомы Аквинского).
Р. Schobinger. Vom Sein der Universalien, 1958; R. Hönigswald. Abstraktion und Analysis—Zur Problemgesch. des U. s, 1961; J.-E. Heyde. Die Objektivität des Allgemeinen — Ein Beitrag zur Lösung der Universalienfrage, 1965; H. C. Meyer. Macht und Wahnwitz der Begriffe, 1974; W. Stegmüller (Hg.). Das Universalienproblem, 1978.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961