(Marrow Controversy).
Приблизительно между 1717 и 1722 гг. Церковь Шотландии сотрясали споры между евангеликами ("людьми сути") и "умеренными" ("неономианами"). Предметом споров стал вопрос о взаимосвязи закона и Евангелия применительно к спасению. Выдающиеся священнослужителиевангелики, в частности Т. Бостон, братья Ральф и Э. Эрскин переиздали книгу "Суть современной теологии" (The Marrow of Modern Divinity); существует мнение, что она написана Э. Фишером в Лондоне в 1645 г. В книге говорилось, что возможно непосредственно и безусловно получить спасение, обратившись в вере к Христу. Однако такие воззрения вызвали критику надзирающих церковных структур, находящихся на "неономианских" позициях: Евангелие новый закон (neonomos ), заменяющий в.з. закон собственными формальными вероучительными уеловиями и необходимостью покаяния перед дарованием спасения. Неономиане настаивали на том, что необходимо очиститься от грехов прежде, чем принять Христа, а "люди сути" утверждали, что одно лишь единение с Христом позволяет оставаться безгрешным. Неономиане посчитали призыв "людей сути" и их уверенность в собственной безгрешности опасным антиномизмом. Движение неономиан возглавил П.Хэддоу, ректор университета св. Андрея, и в результате Церковь в 1720 г. осудила " Суть современной теологии". Евангелики немедленно выступили с протестом. На Генеральной ассамблее Церкви в 1722 г. им вынесли формальное порицание, хотя и без запрета на служение. Писания " людейсути", напр. труд Бостона "Четыре аспекта человеческой натуры" (Fourfold State of Human Nature ), два века влияли на народное благочестие в Шотландии не меньше,чем "Путьпаломника" Беньяна в Англии и Америке.
D.F.Kelly (пер. Ю.Т.) Библиография: D.Beaton, The Marrow of Modern Divinity and the Marrow Controversy; W. M. Hetherington, History of the Church of Scotland; J. MacLeod, Scottisch Theology.
См. также: Бостон, Томас.