СПИРИТУАЛИЗМ

Найдено 25 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Спиритуализм
лат. spiritus, дух) - учения, ставящие во главу угла духовные реальности.

Источник: Философия политики: глоссарий

Спиритуализм
(лат. spiritus – дух) – философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности и как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Он характерен для ряда философских школ Франции и Италии.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

СПИРИТУАЛИЗМ
(Spiritualismus; от лат. Spiritus — «дух») — часто также служит для обозначения идеализма; философское направление, считающее, что действительность (абсолют) духовна, а телесное — продукт или способ проявления духа либо нечто совершенно не существующее или даже чистое представление. Противоположность — материализм.

Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961

СПИРИТУАЛИЗМ
от лат. spiritus дух) - философское направление, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности: действительность (абсолют) духовна, а телесное - продукт или способ проявления Бога, либо нечто совершенно не существующее, или даже чистое представление. Противоположность - материализм. Термин часто служит также для обозначения идеализма.

Источник: Философский энциклопедический словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
(фр. spiritualisme, от лат. spiritualis — духовный, spiritus — душа, дух) — филос. воззрение, рассматривающее дух в кач-ве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи. Термин «С.» введен в XIX в. В.Кузеном. В дальнейшем С. стали называть ряд шк. и направлений во фр. и итал. философии XIX—XX вв. (Ж.Равессон, Ж.Лашалье, В.Джоберти, А.Бергсон и др.). В.И.Полищук

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
от лат. spiritualis - духовный) - термин, употребляемый для обозначения объективно-идеалистич. концепций, рассматривающих дух в качестве первоосновы мира, субстанции, независимой от материи. В совр. иррационалистич. течениях в понятии «С», подчеркивается целостность духовного начала, к-рое не сводимо ни к разуму, ни к нравств. чувству и т. д. Спиритуалистическими являются все без исключения релит, верования.

Источник: Атеистический словарь

Спиритуализм
(spiritus, дух, дыхание) — такое направление философии, частнее психологии, которое признает, кроме бытия вещественного или доступного нашим чувствам и чувственному наблюдению, бытие и других существ — невещественных, называемых духовными. В подобном смысле, с нынешним определенным названием, спиритуализм обозначился только в новые времена, хотя неопределенное признание бытия духов всегда существовало, и нередко даже несравненно сильнее, нежели в настоящее время.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.

Спиритуализм
(spiritus, дух, дыхание) — такое направление философии, частнее психологии, которое признает, кроме бытия вещественного или доступного нашим чувствам и чувственному наблюдению, бытие и других существ — невещественных, называемых духовными. В подобном смысле, с нынешним определенным названием, спиритуализм обозначился только в новые времена, хотя неопределенное признание бытия духов всегда существовало, и нередко даже несравненно сильнее, нежели в настоящее время.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

Спиритуализм
 (лат. spiritus — дух). 1. Идеалистическое учение о духовной первооснове мира. Для одних спиритуалистов материальный мир — это способ проявления бога и его способностей, для др. — иллюзия человеческого сознания. Приверженцы С. признают независимое от тела существование души. Последовательные спиритуалисты, фальсифицируя достижения совр. знания, предлагают заменить науку слепой верой в духов и божественное провидение. 2. В буржуазной философии термином «С.» часто обозначается идеализм.

Источник: Философский словарь. 1963

Спиритуализм
Любое учение, утверждающее существование нематериальной мыслящей субстанции, иначе говоря, духов, не принадлежащих ни одному телу. Спиритуализм чаще всего выступает в форме дуализма. Он допускает два вида субстанции – дух и материю (душу и тело). В человеке две эти субстанции онтологически разделены и в то же время тесно связаны. Именно таких взглядов придерживались Декарт и Мен де Биран. Бывает, однако, и монистический спиритуализм, признающий лишь существование духовной субстанции. Его представителями были Лейбниц и Беркли.

Источник: Философский словарь.

СПИРИТУАЛИЗМ

- 1) признание реально существующим только духовного бытия; при этом материальное или телесное бытие мыслится как порожденное духовным, вторичное. Спиритуализму чужда вера в Воплощение, он "делает невозможным и ненужным искупление" (о. П.Флоренский); в силу характерного для него пренебрежения телесным оправдана его оценка как явления, близкого к гностицизму. 2) Изредка отождествляется со спиритизмом. В целом спиритуализм неправ, потому что пренебрегает значением для духовной жизни человека его деятельности в нашем мире, познания мира, включающего не только духовные прозрения, но и чувственные восприятия и работу мысли; кроме того спиритуализм пренебрегает также значением откровения.

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
(от лат. Spiritus — дух) — философское направление, противопоставляющее духовное бытие материальному и рассматривающее дух (душу) в качестве особой бестелесной субстанции (первоосновы), существующей независимо от материи. Спиритуализм утверждает господство духа над природой, души человека над его телом. В этом отношении он противоположен материализму и близок идеализму. Однако спиритуализм не следует отождествлять с идеализмом, т.к. основное содержание идеалистических учений составляют проблемы познания мира; спиритуалистические же системы ориентированы, скорее, на проблемы его бытия. Идеализм не предполагает непременного признания духа (души) в качестве исходной основы бытия, для спиритуализма такое признание представляется необходимым.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СПИРИТУАЛИЗМ
доктрина, согласно которой всеобщей сублпанцией является дух (противоположно материализму). Не следует путать с противопоставлением идеализма и реализма – учений об источнике познания, а не о природе бытия. Лейбниц, например, спиритуалист, поскольку сводит материю к энергии, а энергию к невидимой и неощутимой силе, природа которой духовна. Спиритуализм противостоит материализму не только подобно тому, как дух противостоит природе, но и как жизнь противостоит механизму: философия Бергсона, провозглашающая несводимость жизни к какой бы то ни было форме физикохимического механизма, представляет собой разновидность спиритуализма (в «Двух источниках морали и религии»), отождествляющую спонтанность жизни с творческой активностью духа. В более узком смысле спиритуалистическая психология – это психология, изучающая психологические феномены как продукты способностей души.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

СПИРИТУАЛИЗМ
доктрина, согласно которой всеобщей субстанцией является дух (противоположно материализму). Не следует путать с противопоставлением идеализма и реализма —- учений об источнике познания, а не о природе бытия. Лейбниц, например, спиритуалист, поскольку сводит материю к энергии, а энергию к невидимой и неощутимой силе, природа которой духовна. Спиритуализм противостоит материализму не только подобно тому, как дух противостоит природе, но и как жизнь противостоит механизму: философия Бергсона, провозглашающая несводимость жизни к какой бы то ни было форме физико-химического механизма, представляет собой разновидность спиритуализма (в «Двух источниках морали и религии»), отождествляющую спонтанность жизни с творческой активностью духа. В более узком смысле спиритуалистическая психология —- это психология, изучающая психологические феномены как продукты способностей души. См. Кузен, Лашелье.

Источник: Философский словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
объективно-идеалистическое философское воззрение. В Широком смысле термин «С.» иногда употребляется как синоним идеализма, в более узком — служит для обозначения учений идеализма, представители к-рых исходят из предположения о сущности бытия как нек-рой совокупности духовных субстанций, существующих вне материи и независимо от нее. Из этого представления вытекает тесная связь G. с религией, верованиями в существование бога, потусторонних сил, в бессмертие души. В совр. буржуазной философии взгляды С. разделяют сторонники персонализма, считающие реальный мир иерархией духов-личностей, над к-рыми возвышается личность бога. Практика т. н. оккультных наук, вера в прорицания, магию и т.д. основываются на «теоретических изысканиях» С. В совр. духовной жизни буржуазного общества С. играет роль своеобразного социального наркотика, притупляющего остроту восприятия противоречий буржуазного образа жизни.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.

СПИРИТУАЛИЗМ
франц. spiritualisme, от лат. spiritualis - духовный, Spiritus - душа, дух), объективно-идеалистич. филос. воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую вне материи и независимо от нее. Как филос. термин был введен в употребление Кузеном; в дальнейшем С. стали называть ряд школ и направлений преим. во франц. и итал. фило­софии 19-20 вв. (Ж. Равессон, Ж. Лашелье, Бутру, РозминиСербати, В. Джоберти, Ренувье, М. Ф. Шакка, Бергсон, Л. Лавель и др.). По существу своему спи­ритуалистическими являются все религ. верования в бытие бога и бессмертие души. В философии С. характе­ризует самые разнообразные учения древности и нового времени, утверждающие в противоположность матери­ализму субстанциальность духовного начала. Иногда в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. формам идеализма, акцентируются иррациональные аспекты духа, рассматриваемого при этом как некая це­лостность, не сводимая к разуму, идее и к.-л. др. от­дельным своим проявлениям.

Источник: Советский философский словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
философское направление, согласно которому духовная деятельность человека имеет своим основанием некоторую нечувственную, нематериальную сущность. В XVIII в. французские материалисты (Дидро, Гольбах, Ламетри) называли спиритуализмом учение о бессмертии и бестелесности души, ее независимости от тела, связывая его в первую очерет, с христианской религиозной доктриной. Материализм XVIII - XIX вв , ведя непримиримую борьбу со спиритуализмом, выступая (и рассматривал себя) как его антипод. В XIX в. получила хождение более широкая трактовка данного термина, в которой он выступает практически идентичным термину «объективный» (или «абсолютный») идеализм. Существует также традиция выделять так называемое «спиритуалистическое движение» во французской философии XIX в., к которому относят таких мыслителей, как Мэн де Биран, Кузен, Равэссон, Лашелье, Бугру, Фуйе и др. за их приверженность идее свободы человеческой воли, убежденность в том, что в активности сознания следует искать ключ к пониманию природы реальности - в противовес материализму и детерминизму.

Источник: Краткий философский словарь 2004

Спиритуализм
современная форма спиритизма. Спиритуализм возник в 1848 г., когда Маргарэтта и Кати Фокс, сёстры-подростки из Хайдесвилла, штат Нью-Йорк, сообщили, что слышат в своем доме стуки. Они объясняли, что эти звуки - сообщения от разносчика, умершего в этом доме. Энтузиазм в области спиритизма захлестнул Северную Америку, распространился в Европе и Латинской Америке. Учение Эммануэля Сведенборга, горькая картина соперничества среди христианских деноминаций и растущее осознание проблем, поднятых библейским критицизмом, представленным такими деистами, как Томас Пэйн, можно считать факторами, которые способствовали распространению спиритизма. После быстрого подъема в 1850-хгг., когда (поданным некоторых социологов) 75% американцев посещали спиритистов, энтузиазм спал. Идеи спиритизма, сделав значительный вклад в рост и развитие новых религиозных движений, оказали намного большее влияние, чем полагают сами спиритуалисты. В таких странах, как Бразилия, спиритуализм способствовал росту синкретизма в католичестве, также и в традиционных религиозных представлениях африканцев и коренных американцев.

Источник: Новые религиозные движения.

Спиритуализм
(от лат. spiritualis — духовный) — антинаучное религиозно-идеалистическое учение, противопоставляющее духовное (психическое) материальному и считающее дух (душу) первоосновой действительности. С. — необходимый компонент всякой идеалистической философии. В объективном идеализме в качестве духовной основы мира выступают оторванный от человека абсолютный дух, мировая душа и т. д. Субъективный идеализм, абсолютизируя индивидуальное человеческое сознание, считает существование мира производным от него. Христ. С. говорит о самостоятельном существовании бессмертной души — индивидуального оживотворяющего начала, «образа бога в человеке», с к-рым душа человека находится в постоянной связи. Идея о бессмертии души включается в религ. учение о возмездии, посмертной каре «грешников» (см. Ад) и блаженстве «праведников» (см. Рай). Выдвигая идею первенства бессмертной души по отношению к смертному телу, объявляя плоть греховной, спиритуалисты призывают людей отказаться от земных благ, прекратить борьбу за улучшение жизни на земле. Правящие классы кап. об-ва видят в С. союзника в борьбе против материализма и атеизма.

Источник: Карманный словарь атеиста. Политиздат. 1986 г.

СПИРИТУАЛИЗМ
от лат. spiritualis — духовный) — 1. Филос. концепция, признающая дух и его формы субстанцией всего существующего. 2. Тенденция во фр. философии. Термин «С.» впервые применил к своей философии (эклектическому соединению нем. трансцендентализма и фр. консерватизма) В. Кузен. В дальнейшем С. называли концепции фр. философов, для которых характерна попытка соединить примат духа и его свободного творчества с принципами позитивизма, рационализма и онтологического реализма (Ж. Лашелье, Ш. Ренувье, Э. Бутру, Л. Лавель, Л. Брюнсвик). 3. Учения итал. мыслителей эпохи Ри-сорджименто (А. Розмини-Сербати, В. Джоберти), соединявших доктрину католицизма с нем. Диалектикой духа. С. также называют теории некоторых итал. философов 20 в., неогегельянскую философию духа Дж. Джентиле и Б. Кроче, христианский «интегра-лизм» Шакки. 4. Термин «С.» иногда применяется как характеристика философии, подчеркивающей несводимость духа к материальному (природному) и господствующую роль духа в динамике бытия. Так, С. называют учения А. Бергсона, Дж. Сантаяны. 5. В англоязычной филос. литературе оппозиция «С. — материализм» иногда обозначает противоположные учения о бытии, тогда как оппозиция «идеализм — реализм» — противоположные учения о познании. О Киссель М.А. Диалектика как логика философии духа (Б. Кроче — Дж. Джентиле — R Коллингвуд) // Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
(лат. Spiritus — дух) — в широком смысле то же, что и идеализм. Такое употребление термина «С», вполне правомерно, поскольку исходный пункт всякой идеалистической философии — признание духовной основы мира. Однако нередко термин «С», употребляют в более узком смысле, для обозначения лишь некоторых учений идеализма. Представители подобных учений исходят из предположения, что сущность бытия составляют некие духовные единицы (субстанции). С. тесно связан с религией. Спиритуалистическими являются, напр., учения Лейбница о монадах, замкнутых в себе духовных субстанциях, из к-рых будто бы состоит вся действительность, и Вундта, считавшего основой бытия духовноволевые существа. В русской философии в кон. 19 — нач. 20 в. спиритуалистическую концепцию развивали А. Козлов (все сущее он признавал «психическим и сознательным», состоящим из бесконечного множества идеальных субстанций, а материальные предметы считал лишь символами, значками этих субстанции) и Л. Лопатин (называя свою философию «конкретным С.», он также говорит о «духовных сущностях», неких «центрах бытия» как источнике всех свойств вещей). Не избежал С. и Н. Лосский, для к-рого действительность — совокупность идеальных, сотворенных богом «субстанциальных деятелей». В современной буржуазной философии спиритуалистических взглядов придерживаются сторонники персонализма, к-рые считают реальный мир иерархией духов-личностей, завершающейся личностью бога. С. как философскую доктрину не надо путать (хотя между ними и есть общее) со спиритизмом, означающим веру в загробное существование духов, с к-рыми человек якобы может общаться сам или с помощью особых посредников, т. наз. медиумов.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

СПИРИТУАЛИЗМ
(лат. spiritualis – духовный) – в самом широком смысле – философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы мира. В этом смысле С. тождествен идеализму и противоположен материализму .
В XVIII в. французские философы-материалисты связывали с понятием С. христианское учение о Боге и бессмертии человеческой души. В XIX–XX вв. возникает так называемое спиритуалистическое направление в философии, разрабатываемое французскими и итальянскими философами (В. Кузен, А. Розмини, В. Джоберти, Ш. Ренувье, Э. Бутру, Л. Лавель, А. Бергсон ). Его сторонники противопоставляли С. позитивизму с его обязательной эмпирической проверкой теоретических положений, отсутствием интереса к проблемам свободы и ценностей.
Оформление С. в относительно самостоятельное философское направление связано с пробуждением интереса к особенностям познания человека и общества. Помимо традиционного онтологического учения о Боге, С. дополняется разработкой аксиологических и гносеологических вопросов. Французский философ-спиритуалист XIX в. В. Кузен считал, что необходимой особенностью С. является признание мистического «непосредственного» знания, противоположного как разуму, так и опытному познанию. Человек как свободное и сознательное существо, с точки зрения С., отличен от природы, и познание его также требует особых познавательных процедур. Философия как учение о человеке и его взаимоотношениях с Богом отличается от естественных наук как по объекту познания, так и по методу.
С. имеет также «практический» аспект (Е. Блаватская, Р. Штайнер и др.). Попытки непосредственных контактов с духовной субстанцией (первоосновой) воплощаются в различных магических практиках.

Источник: Краткий философский словарь.

СПИРИТУАЛИЗМ
лат. spiritualis - духовный, spiritus - душа, дух) - философское воззрение, противоположное как материалистической, так и позитивистской концепциям сущего. Главный тезис С. - несводимость человека к природе. С. рассматривает дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную, "тонкую" субстанцию, существующую внеположенно материи и независимо от нее. Как философский термин "С", был введен в употребление Кузеном (начало 19 в.); в дальнейшем С. стали называть ряд французских и итальянских философских школ 19-20 вв. (Бутру, Ренувье, Бергсон и др.). Концепция философского С. постулировала следующие основания: философия не может терять собственные исследовательские процедуры и проблемные поля - наука и естествознание, структура и границы которых нуждаются в постоянном уточнении, не в состоянии заменить ее; человек, обладающий рефлексией, сознанием и свободой, - уникальный природный феномен; без возвращения "души к себе самой" немыслимо постижение человека как объект, могущий быть познанным лишь с помощью нетрадиционного инструментария; в контексте веры в трансцендентность и абсолютность Бога С. не допускал возможности Его отождествления с конечным. По существу спиритуалистическими являются все религиозные верования в бытие Бога и бессмертие души. Согласно утверждению Блаватской, сущность религий суть теософия, доктрина, учащая, что все существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом Вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа - есть "чистый С". В философии С. синтезируются самые разнообразные культурные феномены древности (магия, мистика, теургия, астрология и др.) и Нового времени (месмеризм, гипнотизм, экстрасенсорика, парапсихология и др.), утверждающие субстанциональность духовного начала и занимающихся практическим изучением психических, астральных, ментальных явлений. Редукция концептуального С. при аппликации его на массовое сознание проявляется в спиритических сеансах, среди экстрасенсов, занимающихся "контактами с астральными планами бытия" и т.п.
А.А. Грицанов, В.В. Лобач

Источник: Новейший философский словарь

СПИРИТУАЛИЗМ
(от лат. spiritualis—духовный) - антинаучное, идеалистич. учение, объявляющее дух основой Вселенной, утверждающее что душа человека господствует над его телом. Мн. представители С. уверяют, что они в состоянии устанавливать прямую связь с «духами» и поддерживают спиритизм. С. близок религии, мистицизму, резко враждебен передовому -естествознанию и материалистич. философии. В Др. Греции типичным представителем С. был основоположник объективного идеализма Платон, утверждавший, что материальные вещи - лишь коими потусторонних духовных сущностей, отражение мира идей. Платон учил, что в человеч. теле живет бессмертная душа, «вспоминающая о своем прежнем пребывании «на том свете». Сторонники неоплатонизма уверяли, что материя - продукт эманации (истечения) божества. На позиции С. стоят представители схоластики и неосхоластики. Они объявляют плоть греховной и провозглашают примат души перед грешным телом, убеждая трудящихся отказаться от борьбы за улучшение жизни на земле. Схоластич. философия распространяет веру в духов и в их иерархию от бога до ангелов и от сатаны до мелких бесов и чертей. Нем. Философ-идеалист Г. Лейбниц создал учение о монадах - самостоят. духовных сущностях, с верховной монадой-богом во главе. Шведский врач и философ Э. Сведенборг заявлял в духе оккультизма о своих непосредств. сношениях с таинств. «духовным царством». Последователи Сведенборга организовали особую религ. секту. В бурж. франц. философии эпохи империализма пропагандой С. занимались реакц. философы Э. Бутру и А. Бергсон. Воинств. спиритуалистом был реакц. русский философ В. С. Соловьев, к-рый считал для себя возможным обращаться непосредственно к обитателям ада.
В совр. бурж. америк. философии усиленным распространением идей С. занимаются т. н. персоналисты (от лат. persona - личность), утверждающие, что вселенная состоит из множества «духовных личностей» с личностью бога во главе (Р. Т. Флюэллинг, Э. Ш. Брайтмэн и др. - см. Персонализм). Многие из персоналистов открыто объявляют себя сторонниками протестантизма. Несмотря на то, что С. уже давно опровергнут наукой, он пользуется прямой поддержкой правящих классов капиталистич. общества, усматривающих в нем орудие борьбы против материализма и атеизма, орудие укрепления и распространения религии.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СПИРИТУАЛИЗМ
франц. spiritualisme, от лат. spiritualis – духовный, spiritus – душа, дух) – филос. воззрение, исходящее из противопоставления духовного (психического) и телесного бытия и рассматривающее дух (душу) в качестве первоосновы действительности или в качестве особой бестелесной субстанции, существующей независимо от материи. Как филос. термин был введен в употребление Кузеном, обозначившим так свои взгляды (т.н. эклектич. С.), сложившиеся под влиянием воззрений Мен де Бирана, идей Шеллинга и Гегеля. В дальнейшем он получил распространение преим. на романской почве. С. стали называть ряд школ и направлений во франц. и итал. философии 19–20 вв. (спиритуалистич. позитивизм Равессона, Лашелье и Бутру, учения Розмини, Джоберти, Ренувье, Бергсона, Лавеля и др.), а более широко – самые разнообразные филос. учения древности и нового времени, утверждающие, в противоположность материализму, субстанциальность духовного начала (напр., воззрения Платона, Августина, Лейбница, Беркли и др.). В этом смысле С. выступает как менее употребит. синоним идеализма. Однако нередко в понятии С., в противоположность интеллектуалистич. окрашенности термина "идеализм", акцентируются иррациональные, немыслит. аспекты духа или представления о нем как о нек-рой целостности, не сводимой к разуму, воле, переживанию и др. отдельным ее проявлениям. В современной, гл. обр. англо-амер., философии принято различать термин "С.", означающий онтологич. характеристику того или иного филос. учения, и "идеализм", означающий его гносеологич. характеристику. При этом С. противопоставляется материализму, а идеализм – реализму. Если материализм постулирует в качестве первичной реальности материю, то С. исходит из приоритета духа независимо от того, как трактуется последний. Под идеализмом же понимают такую систему взглядов, согласно к-рой объект знания зависит от процесса познания, в конечном счете от субъекта. Напротив, реализм утверждает независимость объекта от познават. процесса и, следовательно, от субъекта познания. В соответствии с таким употреблением терминов допустима, напр., такая характеристика, как "спиритуалистич. реализм" (по отношению к философии Сантаяны), в отличие от "материалистич. реализма" Селлерса. Такое употребление терминов отличается как от ср.-век. различения их (номинализм и реализм), так и от принятого в марксистской философии, восходящего к филос. традиции середины 19 в. Лит. см. при статьях Дух, Идеализм, Персонализм, Теизм. П. Гайденко, Ю. Попов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

Найдено научных статей по теме — 8

Читать PDF
145.09 кб

Конкретный субстанциальный спиритуализм Л. М. Лопатина

Половинкин Сергей Михайлович
В статье рассматриваются основные принципы построения спиритуалистической философии Л.М.Лопатина и называются ее противоречия в толковании природы творения.
Читать PDF
391.07 кб

Университетский спиритуализм в России: особенности направления и представители

Ершова Надежда Михайловна, Годунова Ирина Владимировна
В статье рассматривается возникновение и развитие спиритуалистической философии в России во второй половине XIX – начале XX в.
Читать PDF
502.16 кб

Метод эклектизма в истории философии (французский спиритуализм)

Кротов Артем Александрович
В статье анализируется учение о методе историко-философского исследования одного из лидеров французского спиритуализма Виктора Кузена.
Читать PDF
182.29 кб

Проблема свободы воли в философии «Конкретного спиритуализма» Л. М. Лопатина

Прасолов М. А.
The article addresses the problem of individual's freedom in the philosophy of L.M. Lopatin, a representative of the Russian metaphysical personalism.
Читать PDF
321.18 кб

Спиритуальная герменевтическая концепция библейских текстов в западном протестантизме

А. В. Ворохобов
Читать PDF
231.11 кб

О культуре философского мышления российского спиритуализма

Ивлева М.И.
Настоящая статья посвящена исследованию такого направления российской философии конца XIX начала ХХ века, как спиритуализм, в связи с этим рассматриваются источники, определившие развитие спиритуалистической философии в России (фи
Читать PDF
356.90 кб

Из истории спиритуалистической философии в России

Ивлева М.И.
Исследуется практически не изучавшееся до сих пор направление в русской философии конца XIX начала ХХ в. Показаны философские воззрения таких представителей спиритуализма в России, как Г. Тейхмюллер, Е. Бобров и Я. Озе.
Читать PDF
329.66 кб

«Наука» и «Религия» в эпистемологии отечественных спиритуалистов: трансформация классической науки в

Раздъяконов Владислав
В предлагаемой вниманию читателей статье «экспериментальный спиритизм» рассматривается как маргинальная научная программа, возникшая при переходе от классического к неклассическому типу научного познания.

Похожие термины:

  • СПИРИТУАЛИЗМ В философии

    состояние или положение ума, противоположное материализму или материалистической концепции сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или наполнено Всемирной Душой или Духом,
  • Спиритуалисты

    Люди, принимающие собственный дух (или душу) всерьез, воспринимающие абсолют в своем сознании как нечто реальное. Разумеется, это не освобождает их от необходимости иметь тело. Но в том‑то все и де
  • СПИРИТУАЛЫ

    (лат. spiritualis духовный) - члены католич. монаш. ордена францисканцев в XIII - XIV вв., стремившиеся в противовес возобладавшим в ордене иерархич. и стяжат. тенденциям сохранить первонач. принципы его орг-ц
  • СПИРИТУАЛЬНОСТЬ

    духовность. Противоположность - материальность, телесность; спиритуальный - духовный.