СПИРИТИЗМ

Найдено 13 определений
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

СПИРИТИЗМ
(от лат.— дух) — вера в посмертное существование душ умерших и возможность непосредственного контакта с ними при помощи особых посредников — медиумов.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СПИРИТИЗМ
оккультная наука, провозглашающая общение с духами мертвых с помощью «медиума» (личности, способной вызывать эти духи или напомнить нам нашу прошлую жизнь). См. Оккультные (науки).

Источник: Философский словарь

СПИРИТИЗМ
от лат. spiritus — дух, душа) — убеждение, что существуют родовые или иные духи, способные вступать в общение с человеком; практика контактов с такими духами; вера в существование наделенных сознанием и волей объектов, отличающихся от человека и животных, таких как духи природы (духи лесов, озер и т.п.), духи предков, демоны, небесные существа, ангелы, божества и т.п.

Источник: Философия: энциклопедический словарь

СПИРИТИЗМ
Суеверие, согласно которому души покойников обладают своего рода тончайшей телесной оболочкой, которую живые люди обычно не воспринимают, но могут «вызвать» на спиритических сеансах. В отличие от парапсихологических явлений (например, от двойного зрения, левитации), которые можно установить научно, спиритизм является настоящим предрассудком. Очевидная причина его популярности— стремление что-нибудь узнать об умерших близких людях.
См.: бессмертие, душа.

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

СПИРИТИЗМ
лат.-дух): оккультная наука, провозглашающая общение с духами мертвых с помощью «медиума» (личности, способной вызывать эти духи или напомнить нам нашу прошлую жизнь), а также вера в посмертное существование душ умерших и возможность непосредственного контакта с ними при помощи особых посредников – медиумов. Корни спиритизма лежат в анимизме и шаманизме, но как массовое мистическое движение оно оформилось в 19 в. в США, откуда распространилось по всему миру. Практикуется проведение так называемых спиритических сеансов: столоверчения, гадания на блюдцах и прочих способов вызывания душ умерших.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Спиритизм
тип мышления, и, что более важно, поведения, основанного на вере вто, что духи мертвецов, а также другие духи, воздействуют, а иногда даже общаются с живыми людьми. Такое общение обычно осуществляется через сны, болезни или необычные события, в которых обнаруживается присутствие духа. Когда дух беспокоит живых, то для того, чтобы решить эту проблему, обращаются к шаману или к какому-то другому эксперту в данной области, и, если это принято, шаман напрямую обращается к данному духу или духам. Чтобы умилостивить духа, часто приносятся жертвы и совершаются ритуалы, чем-то напоминающие групповую терапию.

Источник: Новые религиозные движения.

Спиритизм
Вера в духов, якобы представляющих собой души умерших, и убеждение, что с ними можно разговаривать. Спиритизм – это суеверный спиритуализм, или спиритуалистическое суеверие. Больше всего в спиритизме поражает не то, что стол может вращаться без видимой причины (на свете есть куда более волнующие тайны), а то, что спириты всерьез воспринимают откровения этого стола, как правило убийственно плоские и пошлые. Любопытное наблюдение: когда столоверчением занимался Виктор Гюго, «духи» говорили с ним александрийским стихом. Но, увы, не сумели сообщить ничего столь же выдающегося, как «Созерцания» или «Легенду веков».

Источник: Философский словарь.

СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus - дух)
вера в посмертное существование душ умерших и возможность непосредств. контакта с ними людей - «медиумов». Спиритич. представления восходят к древнейшим верованиям (ал.Анимизм, Шаманство и др.). В 19 в. в США возникло массовое мистич. течение, известное под названием С., к-рое затем широко распространилось в Европе, основало свои общества и ассоциации, а также печатные органы, наводнившие рынок «спец.» лит-рой. Получила распространение практика спиритич. сеансов - столоверчение, гадание на блюдцах, вызывание духов умерших и т. д. Идеи С. вызвали резкую критику со стороны передовых представителей естествознания и философов-материалистов. Ф. Энгельс в статье «Естествознание в мире духов» охарактеризовал С. как «самое дикое из всех суеверий».

Источник: Атеистический словарь

Спиритизм
(spiritus дух) — доктрина, очень недавно усилившаяся и получившая огромное количество последователей, но не имеющая никакой в настоящее время даже приблизительной научной формы, о возможности и действительности сообщения с душами умерших посредством так называемых медиумов. И в прежние времена было убеждение в возможности подобных сообщений с душами умерших; но, судя по нынешнему состоянию науки, невозможно сказать ничего решительного об этой доктрине ни за, ни против. Понятно только, что это вопрос очень широкий и что для решения его сколько-нибудь удовлетворительного нужно сперва общее основательное изучение психической жизни, а равно и тех результатов, до которых дошли некоторые психологи (например, Шуберт), занимавшиеся вопросами, довольно близкими к нынешнему спиритизму. Спиритизм в нынешнем виде его появился около 50-х годов в Америке и оттуда распространился и в Европе. В русской литературе было несколько сочинений и статей о спиритизме.

Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений встречающихся в истории философии. 1876

СПИРИТИЗМ

(от лат. spiritus - дух, дыхание) - система верований и оккультных практических предписаний, имеющих целью установление контактов с духами умерших. Многое в спиритизме связано с суевериями, что дало основание науке дискредитировать его как шарлатанство, но это не помешало распространению спиритизма в Европе во второй половине XIX в. в качестве реакции на материализм и позитивизм. Древнейшим видом спиритизма является некромантия. Основные средства контакта - медиумические сеансы, автоматическое письмо, столовращение и пр. Ряд христианских теологов объяснял эти явления демоническими влияниями. Признание неполноты такого объяснения не означает согласия со спиритизмом - он был отклонен еще во Втор.18.11. Нет смысла отрицать предъявляемые спиритами факты - "с научной точки зрения они очень интересны", но вместе с фактами предлагалась неприемлемая "религиозно-философская система, спиритическая религия", "некоторый культ Восставшего", "соблазн к отпадению [от Христа] и блужданию в туманах и мгле" (о. П. Флоренский)

Источник: Краткий религиозно-философский словарь

СПИРИТИЗМ
(от лат. Spiritus - дух) - мистич. псевдонаучное учение о загробной жизни «духов умерших» и о возможности общения с ними. С. возник в глубокой древности на основе религ. представлений о душе. Начало распространения С. в совр. форме относится к сер. XIX в. Последователи этого учения - спириты - утверждают, будто «духи умерших» через особых посредников («медиумов»), впадающих в состояние гипнотич. усыпления («транса»), с помощью разл. приемов: верчением стола, стуком, написанием фраз и т. д. - могут отвечать на вопросы, показываться, фотографироваться и т. д. Увлечение «спиритич. сеансами» распространилось сначала в Америке, затем перекинулось в Европу. В России полоса увлечения С. падает на 70—80-е гг. XIX в. Он был распространен гл. о. среди аристократич. верхушки капиталистич. общества, что свидетельствовало об ее идейной деградации. Разоблачением С. занимался известный русский ученый Д. И. Менделеев. В наст. вр. в капиталистич. странах С. ещё имеет широкое распространение и ловко используется в целях наживы и обмана всевозможными шарлатанами. Наблюдающиеся при спиритич. сеансах явления, когда они стоят за пределами чистого шарлатанства ( напр., покачивание стола), бывают связаны с т. н. идеомоторными актами (автоматич. движениями): возникновение у человека представления о к.-л. движении может сопровождаться подсознат. посылкой импульсов возбуждения в мышцы, обусловливая непроизвольные движения. Идеомоторные акты присущи каждому человеку, однако они могут проявляться в большей и меньшей степени. Нек-рые впечатлит, участники спиритич. сеансов (там, где нет прямого обмана), определ. образом настраивая себя, могут не замечать того, что они сами производят ожидаемые ими постукивания, покачивания стола, передвигание на столе блюдца и пр. Показательно, что «вызванный» ими «дух» всегда смыслит в тех или иных вещах не больше, чем тот, кто его «вызвал»« Когда, напр., однажды не очень грамотный человек «вызвал дух» известного в свое время знатока грамматики, «дух» при ответе в «своих словах» наделал грубейших ошибок, и именно таких, какие обычно делал человек, «вызывавший духа». Т. о., в нек-рых (редких) случаях спиритич. сеансы являются самообманом, в большинстве же это преднамер. обман доверчивых людей всякого рода шарлатанами. «Спиритич. явления, - говорится в заключении комиссии видных ученых, созданной но предложению Д. И. Менделеева для изучения С, - происходят от бессознат. движений или сознат. обмана, а спиритич. учение (вера в духов) есть суеверие». Разоблачению С. как самого дикого из всех суеверий, проникшего в среду бурж. ученых, Ф. Энгельс посвятил ст. «Естествознание в мире духов» (раздел «Диалектики природы») (Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2. Т. 20). Л. Толстой высмеял увлечение С. в пьесе «Плоды просвещения».

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

СПИРИТИЗМ
франц. spiritisme, от лат. spiritus – душа, дух) – мистич. течение, сторонники к-рого верят в послесмертное существование душ умерших и возможность общения с ними. Возник в сер. 19 в. после того, как в 1848 в доме амер. фермера Фокса стали слышаться "таинственные" шумы и стуки, распознанные его дочерью как некий упорядоченный "код", исходящий от "духа" когда-то убитого в этом доме разносчика. Дочь Фокса была признана "медиумом" – лицом, способным вступать в контакт с душами умерших, а сама практика спиритич. сеансов вскоре получила широкое распространение как в США, так и в Зап. Европе. Феноменами спиритич. коммуникации считались явления т.н. "физич. медиумизма" – движения и удары различных предметов домашнего обихода (особенно столоверчение), звуки муз. инструментов, появление света, различные голоса, или даже т.н. материализация, т.е. внезапное возникновение отд. частей тела (рук, лица) и столь же внезапное их исчезновение. С. восходит к широко распространенным в древности (Индия, Египет и др.) анимистическим (см. Анимизм) верованиям, а также многообразным представлениям о существовании сверхъестеств. мира и нематериальных существ (духов, демонов, ангелов и т.п.) и возможности при известных условиях общения с ними (в т.ч. и с душами умерших людей – ср. доктрину о переселении душ в брахманизме, буддизме и индуизме, а также у древних египтян, у орфиков и пифагорейцев в Др. Греции и т.д.). В Библии упоминается об Аэндорской волшебнице, вызывавшей духов умерших (1 кн. Царств, 7–19). Связь с миром духов считалась привилегией немногих специально "посвященных" людей – магов, жрецов или прорицателей (напр., греч. пифии или рим. сивиллы), а способы этой связи составляли предмет глубочайшей тайны. В отличие от этого, С. сразу же принял характер массового мистич. течения, импонирующего – в эпоху расцвета естественнонауч. мышления – своим стремлением к "экспериментальному" доказательству существования душ после смерти. К концу 19 в. в Англии было неск. миллионов спиритов, в США – св. 10 млн., организовались об-ва и ассоциации спиритов, издавались многочисл. газеты и журналы (в России наиболее известным был журн. "Ребус", 1881–1917). "Теоретиками" С. были американец А. Дж. Дейвис (1826–1910) и француз А. Кардек (1804–69) ("Книга духов", пер. с франц., М., 1861), основавший направление т.н. "кардицизма", гл. догматом к-рого была доктрина перевоплощения. С. вызвал резкую критику со стороны ученых-материалистов и настороженное отношение со стороны христ. церкви, т.к. С. противоречил ряду ее догматов. Изучением спиритич. феноменов занимались англ. физики У. Крукс и А. Уоллес, франц. физиолог, исследователь гипнотизма Ш. Рише, в России А. М. Бутлеров ("Статьи по медиумизму", СПБ, 1889) и особенно А. Н. Аксаков ("Анимизм и С.", СПБ, 1902). В 1871 по предложению Д. И. Менделеева при Петерб. ун-те была создана комиссия для изучения спиритич. явлений, к-рая признала С. суеверием (см. Д. И. Менделеев, Материалы для суждения о С., СПБ, 1876; а также А. Н. Аксаков, Памятник науч. предубеждения, СПБ, 1883). Энгельс назвал С. "...самым диким из всех суеверий..." (см. "Диалектика природы", 1969, с. 42). В наст. время С. продолжает пользоваться нек-рой популярностью на западе (Междунар. центр. ассамблея С., осн. в 1936, насчитывает 164 тыс. членов, 269 церквей и 263 школы; Амер. нац. ассоциация спиритич. церквей – 100 тыс. членов; англ. Нац. спиритич. союз имеет 500 отделений, и др.). Различные объяснения феноменов, наблюдавшихся на спиритич. сеансах, можно свести к четырем т. зр., сформулированным еще Ш. Рише: 1) все, относящееся к С., есть результат фокусничества и обмана; 2) существуют духи, флюидич. существа, вмешивающиеся в человеческие поступки и способные действовать на вещество; 3) в природе существует особая, не известная еще нам сила, действующая независимо от законов тяготения и приводящая тела в движение; 4) спиритич. явления – результат бессознательных, но целесообразных движений медиума (идеомоторных актов), совершающихся помимо его воли и желания. Сам Рише придерживался последней гипотезы, к-рую разделяет и ряд совр. психологов. Ряд спиритич. феноменов изучается в наст. время парапсихологией. Лит.: Шахнович М. И., Совр. мистика в свете науки, М., 1965; Myers F. W. H., Human personality and its survival of bodily death, v. 1–2, L., 1920; Richet Ch., Trait? de m?tapsychique, P., 1922; Driesсh H., Parapsychologie, 3 Aufl., Z., 1952. P. Хаиров. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

спиритизм
СПИРИТИЗМ (от лат. spiritus — душа, дух) — оккультистское течение, основанное на вере в загробное существование душ и характеризующееся особой практикой «общения» с ними посредством физического медиумизма (столоверчение и т.п.). Возник в С Ш А в середине 19 в. Истоки реального конфликта науки и разного рода оккультных занятий, прикинувшихся наукой, восходят к концу 16 — началу 17 столетий, когда только-только конституируется научный метод. Идейным антиподом формирующейся новой науки предстает натурфилософия 16 столетия, выдвинувшая магию натуральную взамен магии божественной с ее стремлением к субстанциализации духовного. Чудо, как богооткровенный акт, развенчано, зато перенесено в сферу эмпирико-рациональных постижений. Оно монополизировано натурфилософской наукой, безграничной, по мнению ее представителей, в своих эмпирических возможностях. На фоне повседневных «научно-объясненных чудес» опыты формирующейся научной классики выглядят в глазах публики куда бедней эмпирико-натурфилософских — вселенского свойства — откровений. Всесильный эмпиризм опытного индуктивизма в духе Ф. Бэкона явился фундаментом научного мышления. Но именно в силу своего кажущегося всесилия этому эмпиризму приходится искать обоснования в принципиальном гипостазировании иррационального познания. Эта уже лишенная средневековой незамутненности мистика рационализируется, выступая изнанкой плоского эмпиризма, самого живучего натурфилософского наследства 16 столетия.         Таким образом, из одного и того же источника — натурфилософии Ренессанса, трансформированной в дальнейшем опытно-индуктивным эмпиризмом Ф. Бэкона — возникли классическая наука Г. Галилея и Р. Декарта, с одной стороны, и наукообразный оккультизм — с др. Будучи родом оккультизма, С. одновременно является и около-наукой (якобы-наукой) и около-религией (якобы-религией). Не потому ли в роли критика оккультизма (и С. в частности) часто выступает именно эмпирический фронт науки — как бы от имени всей науки в целом?         Ф. Энгельс писал, что «голая эмпирия не способна покончить со спиритами... Пока путем разоблачения не покончили с каждым отдельны мнимым чудом, у спиритов еще достаточно почвы под ногами» (Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. Т. 20. С. 382—383). Но, как известно, область чудесного безгранична. С. — лишь одно из звеньев в длинной цепи квазинаучных посягательств голого эмпиризма на живую науку.         Явление С. в России в 70-х гг. 19 в. вызвало диалогическое столкновение Ф.М. Достоевского и Д.И. Менделеева. Конечно, этот эпизод — лишь отголосок того идейного конфликта, который возник у истоков классической науки. Но рассматриваемый спор интересен, прежде всего, в своем конкретно-историческом преломлении. И, разумеется, потому, что его участниками оказались такие исполинские фигуры, как Достоевский и Менделеев. Этот спор обнажил не только, так сказать, общезначимую «теоретическую» суть С, но и выявил экспансивную жизнь этого паранаучного феномена в конкретных социальных условиях российского интеллектуального безвременья.         Материализация нематериального с оглядкой и с опорой на законное желание материалистического естествознания объяснить психическую деятельность человека реальными свойствами материи, наведение желанного моста между телом и духом — вогносеологическое самооправдание адептов С. Медиум — это мост между материальным и нематериальным. Он, медиум, — опосредующее звено между извечными, трансцендентно разведенными полюсами. Дух приобретает «свойства плоти», но становится сам рабом медиума: тело — медиум — дух. Второе обоснование С. — эмпирическое. Намечается определенный тип спиритической аргументации: чистейшая эмпирия, прямой чувственный опыт, принципиальное отсутствие гипотетической теоретической модели (или, во всяком случае, настаивание на таком отсутствии), апелляция к большинству, к здравому смыслу этого большинства, в чувственной практике которого — залог истинности; одним словом — все внешние аксессуары эмпирической, индуктивно-опытной «научной» обыденщины. Таким образом, две позиции, два типа обоснования: с одной стороны, попытка теоретической идеализации, с др. — чистая индуктивно-опытная эмпирия. Позиции, эклектически совмещенные в С, как бы полярны. Но вычлененные таким образом полярности способны привлечь к нему как принципиально разномыслящих сторонников, так и не менее принципиально разномыслящих оппонентов.         В чем суть полемики Достоевского и Менделеева? Для Достоевского С. — материализованный спиритуализм и потому отвратителен. С, рядящийся в профессорскую мантию, — плоский опыт, эмпирия; статистически вероятностный факт — статистическое резюме, иллюзия объективности, объектности, экспериментальной проверки и т.д. — все это слишком «похоже» на науку. Высшие силы онаучиваются, сам Бог подлежит «научному» обоснованию. С. же предстает эмпирической фактурой спиритуализма как типа мышления. Для Менделеева первопричина включения в спор иная. С. для Менделеева — чересчур «потусторонний» в своих исходных основаниях, но притворился «посюсторонним» — наукой. Для обоих спиритическая проблема эклектична, поставлена некорректно со всех точек зрения; дух оматериализован, материя якобы одухотворена, полюса совмещены, сферы влияния не разведены, а характер (или принцип) сведения сумбурен.         Семидесятые гг. 19 в. — время резкого размежевания сфер интеллектуальной деятельности: веры (духа) и науки, но с мощнейшими экспансиями со стороны науки. Однако разделение это востребовало и своего коррелята — сведения. С. и бьш одной из попыток такого сведения. В идее синтеза отразилась реальная потребность рус. общественного сознания. В ходе полемики Достоевский пытается дезавуировать научность антиспиритистской позиции Менделеева, защищая свободу научного поиска. На этом пути он приближается к пониманию науки как гипотетико-теоретического метода. Достоевского, скорее, устроило бы саморазоблачение С. Действительно, если бы Менделееву удалось доказать лженаучность С, тогда за последним осталась бы его «потусторонность». Достоевского это не устраивает. Религиозное миросозерцание Достоевского не определялось собственно мистическими элементами. Религиозный идеал ставился Достоевским столь высоко, что попытки подтверждения этого идеала через какие бы то ни было эмпирические звенья должны были выглядеть в его глазах профанацией. Целостное бытие личности сопрягалось Достоевским с высшим духовным началом помимо и без подтверждения этой связи при помощи посредствующих инстанций.         Менделеев разоблачает некорректность методик, фальсификацию спиритических приемов, не покушаясь на главное. Он изымает путем критики лишь внешние «научные» атрибуты, видя в них единственные основания сциентистски понятой научности, и тем самым как бы перенимает эмпирическую методологию. С. Достоевский и Менделеев на излете спора меняются местами. Затем происходит «отступление» обеих сторон. Менделеев «льстит» спиритам, но Достоевского эти реверансы не устраивают. Менделеев «льстит» литераторам, будто бы отвернувшимся от С, но и здесь Достоевский возражает. Сам же он, отступая, «льстит» науке, понимаемой, однако, широко: наука — не только плоский, позитивистского толка рационализм. В ходе спора идейное противоборство Достоевского и Менделеева стушевывается, конфликт загоняется вглубь, но не преодолевается. Это было обусловлено известной аморфностью рус. общественного сознания 70-х гг. Позиции же Достоевского и Менделеева лишь поляризуют скрытые контроверзы этого сознания, выступающего, однако, в реальной исторической действительности как некая целостность.         Диалог «Достоевский—Менделеев» обнаружил противоречия в сциентизирующемся мышлении 19 столетия. Между тем и Достоевский и Менделеев — каждый по-своему — свидетельствовали о все более усиливающемся стремлении к целостному познанию мира. В ведении Менделеева — лишь часть действительности, правда принимаемая им за всю действительность целиком. Эта действительность, по Менделееву, может быть познана индуктивно-опытной наукой — и познана до конца. В ведении же Достоевского — вся действительность в целом, средоточием которой является человек. Даже такое частное явление, как С, соотносится писателем с этой глобальностью. Между тем без опоры на естественнонаучный метод человек до конца познан быть не может. Но такую задачу и не ставит перед собой Достоевский-художник. Он как бы ограничивает свои полномочия областью «сотворенной» действительности. Тогда трансцендентная сущность человека (равно и мироздания) остается принципиально непостижимой, потому что человек не «самодвижущаяся» мебель. Так этот спор продемонстрировал насущную потребность целостного постижения мира.         В.Л. Рабинович         Лит.: Волгин И.Л., Рабинович В.Л. Достоевский и Менделеев: антиспиритический диалог// Вопросы философии. 1971. № 11.

Источник: Энциклопедия эпистемологии и философии науки

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
0.00 байт

О вреде спиритизма и медиумизма