(15 нояб. 1837 – 13 марта 1890) – рус.-нем. философ-кантианец, испытавший влияние Декарта, Спинозы, Гербарта и построивший трансцендентально-метафизич. систему; ясность рассуждений С. высоко ценил Л. Толстой. Род. С. в Херсонской губ. в семье врача – обрусевшего немца. В 17 лет участвовал в обороне Севастополя. В 1859, поселившись в деревне, освободил крестьян, снабдив их землей и уплатив за них денежные повинности. В 1862 отправился путешествовать за границу, слушал лекции в Гейдельберге. С 1867 поселяется в Германии, а с 1878 – в Швейцарии. В гл. соч. "Мысль и действительность" ("Denken und Wirklichkeit", Bd 1–2, Lpz., 1873) С. выдвигает в качестве истинного филос. метода сформулированное Декартом требование: выявить непосредств. данные сознания и делать из них только те выводы, к-рые вытекают с соверш. очевидностью, а в качестве истинно филос. основоположения – доказательство Декартом дуализма мыслящего и протяженного начал (несводимость разнородных субстанций). Однако, в отличие от Декарта, С. считает непосредственно данным не только внутренний опыт, но и само различение внутреннего и внешнего: Я и не-Я. Внешний мир, по С., дан так же непосредственно, как и внутренний. С. исходит из основ кантовского критицизма, из утверждения трансцендентального, априорного характера нашего познания. Однако в обосновании априорности С. вступает в полемику с Кантом и выдвигает аргумент несоответственности опыта законам мышления (в частности, логич. закону тождества). Априорность законов сознания С. стремится обосновать не только через логическую, но и этич. сферу: сознание должного, невыводимое из сущего, имеет также моральный аспект. Через сферу логического и этического раскрывается абс. бытие (к-рое С. понимает в духе Элейской школы как абсолютно простую, пребывающую, вечную неизменную, единств. и соверш. субстанцию). По С., существует три сферы бытия: ноуменальный мир ("вещей в себе"), феноменальный мир – сфера эмпирич. реальности (к-рая лежит вне пространства, но подчинена закону времени) – и сфера субъективных представлений. Причем первые два мира абсолютно разъединены и не связаны каузально: ноуменальный мир, понимаемый С. в духе платонизма как мир абс., нормального бытия, не может быть, согласно С., причиной мира эмпирического (как искаженного, несоверш., становящегося) – он выступает лишь как идеал, норма, а не основание бытия. Однако С., стремящийся избежать пантеизма абсолютным разведением двух миров, с одной стороны, в ходе абстрактно-спекулятивного рассуждения оставляет необъяснимой связь (и, след., императивный характер связи) между ними, а с другой – как раз вносит в свою систему пантеистич. дух вместе с понятием бога, к-рый выступает у С. в качестве безличной субстанции. С. принадлежит развитие формулировки логич. закона противоречия: утверждение и отрицание одного и того же не могут быть верны в одно и то же время и, наоборот, два различных утверждения не могут быть верны в одно и то же время в одном и том же отношении. Соч.: Gesammelte Schriften, Bd 1–4, Lpz., 1883–85; в рус. пер. – Очерки критич. философии, М., 1901. Лит.: Зеньковский В. В., История рус. философии, т. 2, М., 1956, с. 311–13; Segond J., L´id?alisme des valeurs et la doctrine de Spir, "Rev. Philos.", 1912, v. 74, No 8, p. 113–39; ?оggi ?., Luci ed ombre nella morale di A. Spir, "Rivista Filos.", 1937, p. 251–60; Sсhenardi P. A., A. Spir, "Logos", 1937, No 4; Martinetti P., Ragione e fede. Torino, 1942, p. 345–57; Clapar?de-Spir H., Principes de justice sociale, pr?c?d?s de un pr?curseur: A. Spir. Gen.. 1945.