(Spinoza, Benedict de, 16321677).
Спиноза, голландский философ, родился в Амстердаме, в состоятельной семье еврейских эмигрантов из Португалии, крые бежали от религиозных преследований. Учился в школе еврейской общины Амстердама, где проявил незаурядные способности, а потом поступил в частную латинскую школу ван ден Энде, где изучал классическую литературу. За то, что Спиноза ставил под сомнение иудаистские представления о природе Бога и ангелов и о бессмертии души, его в 1656 г. обвинили в ереси, отлучили от синагоги и изгнали из общины. Необходимые средства к существованию давала Спинозе шлифовка линз; к-ром е того, он изредка принимал пожертвования от своих голландских друзей. В 1673г. Спиноза отклонил крайне выгодное предложение и отказался занять кафедру философии в Гейдельбергском университете. Спиноза приобрел репутацию философа и этика в 1663 г. как автор сочинения " Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом" (это единственное произведение, опубликованное при жизни философа под его именем), а также после опубликования "Теологополитического трактата" (1670), крый вышел анонимно. Общественную известность принесла ему правительственная миссия во Франции и приверженность политическим идеалам боровшихся с оранжистами Корнелиуса и Яна де Витта, убитых в 1672 г. Спиноза переписывался с секретарем Английского королевского общества. Несколько произведений Спинозы, опубликованных посмертно, стяжали ему славу глубокого мыслителя. Многие писателиромантики видели в нем своего интеллектуального предшественника.
Для многих современников Спинозы, мысль крых не выходила за рамки религии, его философия была чуждой, ибо он исключил из сферы сверхъестественного библейские представления о Боге, а также религиозные верования (напр., веру в чудеса). Сторонников эмпиризма отталкивал геометрический метод его интеллектуальных построений и отрицание того, что основой для истинных обобщающих суждений о реальности служат физические факты. Метод Спинозы, в противоположность эмпирическому методу последователей Джона Локка, состоял в том, чтобы с помощью дедуктивной логики приходить к истине на основании аксиом. Подход Спинозы к философии и теологии также противоречил традиционному, согласно к-ром у они должны быть в прямой зависимости от истины Св. Писания. В результате Спиноза фактически отрицал сверхъестественные явления, подвергая критике ортодоксальные верования, основывавшиеся на библейском откровении. Рационалистические идеи о природе и разуме вытеснили традиционные христианские представления: природа заняла место Бога (или "Бог" стал "природой"), а разум занял место божественного откровения.
Применяя принципы своей философии к этике, Спиноза полагал, что высшее благо заключено в постижении природы и единении с ней. Это, в свою очередь, должно привести к гармонии с требованиями естественного закона, крый означает нравственно безупречную жизнь во всех сферах ее проявления. Столь нетрадиционные воззрения в общем привели Спинозу в отличие от большей части современных ему философов и теологов к пантеизму и детерминизму. Однако впоследствии философские идеи Спинозы и его этика нашли отклик у философов и писателей, принадлежащих к движению романтизма, и у современных теологов. Несмотря на то что в его этике немало ценных идей, философию Спинозы часто критикуют с позиций веры в личного, трансцендентного Бога.
R.J. VanderMolen (пер. В. Р.)
Библиография: Spinoza, Correspondence, tr.
A. Wolf, and Chief Works, tr. R. ?. M. Elwes; F. Copleston, A History of Philosophy, IV; L.S. Feuer, Spinoza and the Rise of Liberalism; S. Hampshire, Spinoza; S. Kashap, ed., Studies in Spinoza; J. Ratner, The Philosophy of Spinoza; R. L. Saw, The Vindication of Metaphysics, a Study in the Philosophy of Spinoza.