СПИНОЗА Барух

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

Спиноза Барух
 (Бенедикт) (1632—77) — нидерландский философ-материалист. За религиозное свободомыслие был отлучен от еврейской церковной общины Амстердама. Гл. работы — «Богословско-политический трактат» и «Этика». С. — создатель геометрического метода в философии. Учение С. сложилось в исторической обстановке, сделавшей Нидерланды после освобождения от ига йен. феодальной монархии передовой капиталистической страной. Вместе с передовыми умами века — Ф. Бэконом и Декартом С. целью знания считал завоевание господства над природой и совершенствование человека. Учение своих предшественников С. дополнил учением о свободе: он показал, как возможна — в рамках необходимости — человеческая свобода. При решении этой задачи опорой для С. стало его учение о природе. В противоположность дуализму Декарта, С. считал, что существует лишь природа, являющаяся причиной самой себя, не нуждающаяся для своего бытия ни в чем другом. Как «природа творящая», она есть субстанция, или, как он ее называл, бог. От субстанции — бытия необусловленного С. отличает мир отдельных конечных вещей (модусов) — как телесных, так и мыслящих. Субстанция едина, модусов бесчисленное множество. Бесконечный ум мог бы постигать бесконечную субстанцию во всех ее видах, или аспектах. Но наш конечный человеческий рассудок постигает сущность субстанции как бесконечную лишь в двух аспектах: как «протяжение» и как «мышление». Это атрибуты субстанции. Учение С. об атрибутах субстанции в целом материалистично, но метафизично, т. к. движение С. не считает атрибутом субстанции. На этих положениях С. построил учение о человеке. Согласно С, человек — существо, в к-ром модусу протяжения — телу — соответствует модус мышления — душа. И по тому и по др. модусу человек — часть природы. В учении о модусе души С. свел всю сложность психической жизни к разуму и к страстям, или аффектам, — к радости, печали и вожделению. Волю он отождествил с разумом. Поведением человека движет, по С, стремление к самосохранению и к собственной выгоде. С. отверг идеалистическое учение о свободе воли, признал волю всегда зависимой от мотивов, но вместе с тем считал возможной свободу как поведение, основывающееся на познании необходимости. Однако, по учению С, свободной может быть не масса, но лишь мудрец. Такое понимание свободы абстрактно и антиисторично. В учении о познании С. продолжает линию рационализма. Он возвысил знание интеллектуальное, основывающееся на уме, над низшим видом знания — чувственным и принизил роль опыта. Высшим видом интеллектуального знания он признал непосредственное усмотрение истины, пли интуицию ума. При этом критерием истины он объявил — вслед за Декартом — ясность и отчетливость. Велика роль С. в развитии атеизма и свободомыслия — религиозного и научного. Цель религии — не познание природы вещей, а лишь наставление людей в нравственном образе жизни. Поэтому ни религия, ни государство не должны посягать на свободу мысли. В учении об об-ве С. — продолжатель Гоббса. В отличие от последнего, высшей формой власти он считал не монархию, а демократическое правление и ограничивал всевластие государства требованиями свободы. С. оказал сильное влияние на метафизический материализм 17—18 вв., а его религиозное свободомыслие — на развитие последующего атеизма. Высокую оценку философским взглядам С. дал Энгельс: «Нужно признать величайшей заслугой тогдашней философии... что она, начиная от Спинозы и кончая великими французскими материалистами, настойчиво пыталась объяснить мир из него самого, предоставив детальное оправдание этого естествознанию будущего» (т. 20, с. 350).

Источник: Философский словарь. 1963

СПИНОЗА Барух
(Бенедикт; Spinoza или Despinoza, 1632—1677) - изв. голл. философ-материалист и атеист. За свое учение был отлучен от религ. евр. общины Амстердама, подвергался преследованиям со стороны представителей как иудаизма, так и христианства. Изложению своего учения С. посвятил «Этику» (1677) и др. соч. С. отождествлял бога с субстанцией (природой), лишая ого тем самым самостоятельного, личного, внеприродного существования. С. объявлял природу причиной самой себя, не нуждающейся в сотворении. Развитая им в этой связи концепция детерминизма, всеобщей причинной обусловленности явлений природы, была своим острием обращена против религ. представлений о чудесах. Согласно С, «чудо, будет ли оно противо- или сверхъестественно, есть чистый абсурд» (Избр. произв. Т. IT. M., 1957, с. 94). В своем гл. антицерк. произведении - »Богосл.-полит. трактате» (1670) - он подверг систематич. критике Ветхий завет, положив начало библ. критике как научной дисциплине. Он решительно выступил против тех, кто «делает разум и философию служанкой богословия» и кто поэтому «обязан принять предрассудки древней черни за божеств, вещи и занять и ослепить ими ум» (там же, с. 193). С. отстаивал суверенитет человеч. разума, его полную независимость от сверхъестеств. откровения. Он решительно отвергал попытки приспособить Библию к разуму, находя, что никаких истин, объясняю тих сущность мира, она не содержит, а содержит «вещи только самые простые, к-рые могут быть восприняты каким угодно тупицей» (там же, с. 179, 180). Библ. пророков С. изображал не мудрецами, как в том уверяли богословы, а людьми темными и суеверными, очень многого не знавшими и непрерывно противоречившими друг другу. Обнаружив дар историка-интерпретатора Библии, С, в частности, доказал, что Моисей, к-рому иудейско-христ. традиция приписывала авторство Пятикнижия, древнейшей части Библии, не мог быть автором его, что Пятикнижие было написано несколько веков спустя после времени Моисея (в историчности этого библ. персонажа С. еще не сомневался).
В «Богосл.-полит. трактате» доказано также, что и ряд др. книг Ветхого завета написан не теми лицами, к-рым приписывается их авторство. Сильный удар по теории богодухновенности был нанесен выявлением огромного количества библ. противоречий - несообразностей, повторений, пропусков и разночтений в текстах разл. книг Ветхого завета - и доказательством несостоятельности богосл. попыток согласовать и устранить их. С. разглядел тесный союз между монархией и церковью в деле оглупления и эксплуатации народа. Его антиклерикализм был направлен против и кальвинистской, и иудейской, и католической церквей. В понимании происхождения религиозных представлений С примыкал к древней материалистическо-атеистич. традиции, считая, что, «страх есть причина, благодаря к-рой суеверие возникает, сохраняется и поддерживается» (там же, с. 8—9). Истор. ограниченность спинозовского механистич., метафизич. материализма и атеизма в особенности выразилась в том, что мыслитель фактически распространял сферу его воздействия только на сравнит, небольшой круг философов-мудрецов, способных к жизни на основе разума. Подавляющее большинство народа, по мнению С, руководствуется не столько разумом, сколько слепыми страстями, и подвержено страху и суеверию. Поэтому философ видел в религии, к-рую он отождествлял с суеверием, средство к формированию морального поведения нар. масс. Он утверждал, что «писание принесло смертным очень большое утешение» (там же, с. 202). Истор. ограниченностью материализма и атеизма С. объяснялось и присущее ему отождествление природы с богом. Значение материализма и атеизма С. было весьма велико: С - один из гл. предшественников и вдохновителей антиклерикалов и атеистов эпохи франц. Просвещения.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.