СПЕШНЕВ Николай Александрович

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [постсоветское]

СПЕШНЕВ Николай Александрович

(1821 – 17 марта 1882) – один из первых рус. представителей утопич. коммунизма, член кружка петрашевцев. Учился в Царскосельском лицее вместе с Петрашевским. Будучи в Швейцарии, участвовал в войне прогрессивных кантонов против реакц. Зондербунда. В Париже, видимо, встречался с Марксом (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, 1929, с. 417). За границей (1842–46) С. изучал нем. классич. философию, историю Великой франц. революции, социалистич. и коммунистич. доктрины, подготавливал труд по истории и организации тайных обществ (в частности, применительно к России; о проекте обязательной подписки для членов тайного об-ва – см. "Дело петрашевцев", т. 3, 1951, с. 445). Вернувшись в Петербург, С. возобновил знакомство с Петрашевским и вскоре выступил инициатором перехода петрашевцев к непосредств. революц. действию, в т.ч. организации тайного об-ва и подпольной типографии. Непосредств. целью такого об-ва С. считал подготовку восстания с целью уничтожения крепостнич. строя и установления демократич. республики. В 1849 С. был арестован и приговорен к смертной казни, к-рая была заменена каторгой. По своим филос. и социологич. взглядам С. – убежденный материалист и атеист (см. Филос. и обществ.-политич. произв. петрашевцев, М., 1953, с. 477–502). С. подверг критике идеалистич. антропологизм ("антропотеизм"), к-рый определял как новую, утонченную разновидность религии; антропотеизм, по С., поставив на место бого-человека человеко-бога, изменил лишь предмет обожествления; религиозная же, авторитарная сущность идеи осталась неизменной. Антропотеизм, по С., – переходный этап к полному отрицанию религии. Гносеология, идеи С. имеют материалистич., в основном сенсуалистич. характер. С. критиковал узкий эмпиризм, подчеркивал взаимодействие практики (опыта) и теории (умозрения). Утверждая идею закономерности в развитии общества, С. не выделял к.-л. единого фактора этого развития. С. считал частную собственность гл. причиной социальной несправедливости. Он проповедовал идею создания коммунистич. общин на базе имеющегося обществ. богатства, "распределение продуктов труда по потребностям каждого". Соч.: в кн.: Петрашевцы. Сб. материалов, т. 3, М.–Л., 1928; Письмо к отцу 24 октября 1838, "Каторга и ссылка", 1930, кн. 1 (62). Лит.: Ленин В. И., Соч., 4 изд., т. 7, с. 26; Плеханов Г. В., Соч., т. 23, М.–Л., 1926, с. 247; Герцен А. И., Собр. соч., т. 9, М., 1956, с. 330; т. 10, М., 1956, с. 335, 343–46; т. 17, М., 1959, с. 106–07; т. 18, М., 1956, с. 191, 244, 370; т. 19, М., 1960, с. 193; Лейкина В. Р., Петрашевец Н. А. С., "Былое", 1924, No 25, с. 12–31; История философии в СССР, т. 2, М., 1968; см. также лит. при ст. Петрашевский, Петрашевцы. В. Евграфов. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СПЕШНЕВ Николай Александрович
1821,Петербург-17(29).03.1882, Петербург) - общественный деятель, петрашевец. Дворянин, обучался в Царскосельском лицее, был вольнослушателем вост. отд. Петербургского ун-та. В 1-й пол. 40-х гг. жил за границей, где изучал философию. В 1847 г. сблизился с петрашевцами, бывал на "пятницах" Буташевича-Петрашевского, посещал кружок Пашкина, вечера А. Н. Плещеева, С. Ф. Дурова. Широко образованный и радикально настроенный, считал себя коммунистом и атеистом. Отличался инициативой и активностью, вокруг него сложился узкий круг лиц, обсуждавших возможности крестьянской революции в России. Поддерживая идею создания тайного об-ва, пытался создать тайную типографию, а на первое время - организовать печатание запрещенной литературы за границей. Увлекался зап. философской и социалистической литературой. Специально изучал нем. классическую философию. Резко критиковал идеализм Гегеля, считал, что он противоречит здравому смыслу, принимая реальный мир за "великий маскарад" абсолютной идеи, между тем как история человечества - это не история Абсолюта, а история реальных людей, "которые двинули вперед и науку, и промышленность... создали произведения искусства". Вершиной нем. философии С. считал философские взгляды Л. Фейербаха, называя их "доктриною нового времени", "великим и характерным фактом" современности. Однако, по его мнению, это "не конечный результат, а только переходное учение", поскольку необходимо "полное и безусловное отрицание религии". Во время ареста у С. были обнаружены: "Рассуждение о том, что такое социализм...", "Рассуждение о крепостном состоянии, о необходимости неотлагательного уничтожения его в России", "Рассуждение в форме речи о религии, в котором опровергается существование бога", а также вызвавший шок следственной комиссии "Проект обязательной подписки для членов тайного общества". Арестованный вместе с др. петрашевцами в ночь на 24 апреля 1849 г. "за богохуление, за умысел произвести бунт, за покушение к учреждению с этой целью тайного общества, за составление предположений к произведению восстания", С. был приговорен к расстрелу. Испытал инсценированный обряд казни на Семеновском плацу. Царскою милостью получил 10 лет каторги, к-рую отбывал в Александровском заводе Нерчинского округа. С 1856 г. был на поселении. Служил в канцелярии генерал-губернатора Восточной Сибири Н. Н. Муравьева-Амурского. С 1857 г. стал редактором "Иркутских губернских ведомостей" и смотрителем типографии. Печатал серию статей об Иркутском остроге. В 1859 г. возглавил путевую канцелярию Муравьева в поездке в Китай и Японию. Его рукописи по истории Сибири, географии и этнографии народов Востока хранятся в архиве в Москве. В 1860 г. вернулся в Петербург. В период отмены крепостного права был мировым посредником Орловского уезда Пензенской губернии, защищал интересы крестьян. В 60-х гг. писал статьи для "Настольного словаря" Ф. Г. Толля, составил краткий путеводитель по Петербургу.

Источник: Русская философия: словарь