СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СПЕКУЛЯТИВНАЯ ФИЛОСОФИЯ
лат. speculatio — созерцание, наблюдение) — философские системы, основанные на спекулятивном типе построения знания, т. е. на выведении его без обращения к практике, при помощи рефлексии. Исходя из “чистой силы ума”, С. ф. создает те или иные умозрительные принципы, к-рыми стремится охватить всю объективную действительность. Существование такого типа знания обусловлено недостаточностью естественнонаучного, опытного знания, невыводимостью из индивидуального опыта регулятивных принципов его организации, наличием в сознании целостной картины мира, предпосланной опытному познанию, стремлением человека к синтезу всего научного знания. Первоначально С. ф. оформилась в виде метафизики как учения о сверхчувственных началах вещей, у Аристотеля, напр., такое учение было своеобразной формой осознания специфики философского знания. В средние вв. спекулятивность характеризует в первую очередь схоластику, подчинявшуюся теологии. В 17— 18 вв. в связи с ориентацией философии на точные науки (механика и математика) возникают антиспекулятивные тенденции, что приводит к господству метафизического метода мышления. Спекулятивные же тенденции сохраняются в виде натурфилософии. В системе Гегеля спекулятивное рассматривается как положительно-разумное, достижимое путем диалектического разрешения противоречий и противопоставленное рассудочному (Разум и рассудок). Благодаря этому в рамках спекуляции Гегель нередко “дает действительное изложение, захватывающее самый предмет”, хотя вместе с тем спекуляция “попадает... в самую неразумную и неестественную рабскую подчиненность предмету, самые случайные и самые индивидуальные определения которого она вынуждена конструировать как абсолютно необходимые и всеобщие” (Маркс К., Энгельс Ф. Т. 2. С. 66, 67). В дальнейшем борьба со С. ф. вылилась в борьбу против всякой философии вообще (Позитивизм). Подчеркивая несостоятельность С. ф., следует учитывать ее рациональные результаты и стремление к осознанию специфики философского мышления. В марксистской философии связанная с обращением к .специальному исследованию всеобщих форм отношения человека к внешнему миру специфика раскрывается через анализ предметной деятельности.

Источник: Философский энциклопедический словарь

Спекулятивная философия.
 1. Система философских положений, выведенная без обращения к опыту. Исходя на «чистой силы ума», спекулятивный философ создает те или иные умозрительные принципы, к-рыми он стремится охватить всю объективную действительность. Однако ни одна спекулятивная система не выдержала проверки временем, поскольку действительность в конце концов оказывалась неизмеримо богаче любой разновидности С. ф. Если в С. ф. и содержится ряд правильных выводов, то лишь потому, что она выдает за свои умозрительные определения свойства самой действительности. Первым последовательным спекулятивным философом был Декарт. В настоящее время спекулятивный метод широко применяется совр. схоластами (Неотомизм). 2. Философские системы Фихте, Шеллинга и особенно Гегеля, выведенные из одного принципа с помощью дедуктивно-диалектического метода. Согласно Гегелю, спекулятивное рассмотрение является синонимом диалектического анализа. Достижения этого направления С. ф. объясняются тем, что исследование диалектики идей позволяло угадывать некоторые стороны самой действительности. Однако стремление во что бы то ни стало объяснить с помощью спекуляций всю действительность привело представителей этой С. ф. к рабской подчиненности предмету, самые случайные и самые индивидуальные определения к-рого она Вынуждена была конструировать как абсолютно необходимые и всеобщие. 3. В широком смысле слова под спекулятивным мышлением понимают теоретическое мышление, умозрение. Спенсер Герберт (1820—1903) — англ. социолог и психолог, один из родоначальников позитивизма, представитель идеологии либеральной буржуазии в канун эпохи империализма. Философские взгляды С. сложились под влиянием Юма, Канта, Милля. Значительное место в его системе занимало учение о «непознаваемом». Любое научное понятие, по С, противоречиво, а потому непостижимо. Др. доказательство неспособности науки проникнуть в сущность вещей С. видел в том, что наука базируется лишь на ограниченном опыте индивида, т. е. на ложной основе. Признание «непознаваемого» лежит в фундаменте и религии, на этом основании С. утверждал близость науки и религии. Субъективно-идеалистические положения и агностицизм в учении С. сочетались с элементами объективного идеализма (признание «абсолютной реальности» как источника человеческих ощущений и впечатлений) и стихийно-материалистической трактовкой проблем частных наук. Последняя в наибольшей мере нашла место в учении С. об эволюции. Идею эволюции С. перенес с живых существ на все предметы и явления. Однако эволюцию он понимал механистически, как перераспределение в мире вещества и движения, и этим самым стирал грани между различными областями материального мира. Спенсеровская концепция эволюции легла в основу его социологических взглядов, т. наз. органической теории общества, существенной особенностью к-рой была ненаучная и реакционная попытка анализировать общественную жизнь в терминах биологии. С. был решительным противником социализма. Осн. работа — «Система синтетической философии» (1862—96).

Источник: Философский словарь. 1963