СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [современное]

Специальные социологические теории
концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов. Они строятся на общей социологической теории и методологии и в то же время представляют собой обобщение эмпирического материала, полученного в рамках т. наз. отраслевых направлений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии образования, социологии культуры, социологии науки и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями научного управления социальными процессами, вместе тем оно стимулирует теоретическое мышление, требует анализа и обобщения материала, выяснения природы внутренних связей в развитии исследуемых сфер общественной жизни, объяснения, обоснования и интерпретации эмпирических закономерностей. Поскольку в специальных социологических теориях изучаются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и обществом, постольку в построении этих теорий неправомерны методы экстраполяции общетеоретических положений. По своей логической структуре специальные социологические теории могут быть историкогенетическими или структурно-функциональными. Идея теорий «среднего уровня» была выдвинута в 50-х гг. ХХ в. Робертом Мертоном.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов.
В марксистской социологии С. с. т. строятся на мето­дологич. основе материалистич. диалектики, историко-материалистич. понимания общества. Вместе с тем эти теории представляют собой обобщение эмпирич. мате­риала, полученного в рамках т. н. отраслевых направ­лений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии права, социологии культуры и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями науч. управления социальными про­цессами, вместе с тем оно стимулирует теоретич. мыш­ление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутр. свя­зей в развитии исследуемых сфер обществ. жизни, объ­яснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирич. закономерностей. Поскольку в С. с. т. изуча­ются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и общест­вом, постольку в построении этих теорий неправомер­ны методы экстраполяции общетеоретич. положений. В каждом отдельном случае речь идет об интерпретации конкретного материала, раскрывающего те или иные стороны сложной системы взаимоотношений человека и общества.
По своей логич. структуре С. с. т. могут быть историкогенетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологич. идеи системного анализа, ориентирующие теоре­тич. мышление на поиск оснований целостности иссле­дуемых объектов, выявление системообразующих при­знаков, установление внутр. субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздей­ствующих на исследуемый процесс. По объективным основаниям С. с. т. различаются в зависимости от содер­жания исследуемых и интерпретируемых частных соци­альных процессов.
Необходимые компоненты С. с. т. в рамках марксист­ской социологии - совокупность гипотез, возникаю­щих на стыках теоретич. анализа проблем и практич. мышления; накопленный эмпирич. материал; зафикси­рованные эмпирич. закономерности; более или менее богатая разработка спец. понятийного аппарата; изу­чение специфич. социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критич. анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социально-психологич. типологии устойчивых и динамичных ви­дов отношений, способов восприятия действительно­сти и практич. действия; обоснование наиболее вероят­ных прогнозов развития изучаемых частных процессов.
В сов. социологии наиболее развиты С. с. т. мотива­ции трудовой деятельности и факторов, ее обусловлива­ющих; социализации личности; функционирования, распространения и эффективности воздействия массовой информации.
В немарксистской социологии С. с. т. рассматрива­ются как теории «среднего уровня». Идея теорий «сред­него уровня» была выдвинута в 50-х гг. Мертоном, ут­верждавшим что состояние социологич. науки пока еще не позволяет принять к.-л. общую теорию развития об­щества в целом и что для создания такой теории необ­ходимо начать с построения теорий «среднего уровня».
Выдвижение Мертоном теорий «среднего уровня» имело двойств. смысл. Во-первых, они противопостав­лялись господствовавшей в 50-х гг. теории социального действия - общей социологич. теории, развивавшейся Парсонсом. Во-вторых, концепция теории «среднего уровня» имела ярко выраженную позитивистскую ори­ентацию и была направлена также против материа­листич. понимания истории. В сов. социологич. лит-ре взгляды Мертона были подвергнуты всесторонней кри­тике. Подчеркивая определяющую методологич. роль общесоциологич. теории, социологимарксисты исхо­дят из того, что знание общих закономерностей историч. процесса должно дополняться знанием частных соци­альных процессов. Для их анализа и разрабатываются С. с. т., что способствует творческому развитию историч. материализма и науч. коммунизма.

Источник: Советский философский словарь