СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
Специальные социологические теории
концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов. Они строятся на общей социологической теории и методологии и в то же время представляют собой обобщение эмпирического материала, полученного в рамках т. наз. отраслевых направлений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии образования, социологии культуры, социологии науки и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями научного управления социальными процессами, вместе тем оно стимулирует теоретическое мышление, требует анализа и обобщения материала, выяснения природы внутренних связей в развитии исследуемых сфер общественной жизни, объяснения, обоснования и интерпретации эмпирических закономерностей. Поскольку в специальных социологических теориях изучаются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и обществом, постольку в построении этих теорий неправомерны методы экстраполяции общетеоретических положений. По своей логической структуре специальные социологические теории могут быть историкогенетическими или структурно-функциональными. Идея теорий «среднего уровня» была выдвинута в 50-х гг. ХХ в. Робертом Мертоном.
Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016
СПЕЦИАЛЬНЫЕ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ
концепции, объясняющие функционирование и развитие частных социальных процессов.
В марксистской социологии С. с. т. строятся на методологич. основе материалистич. диалектики, историко-материалистич. понимания общества. Вместе с тем эти теории представляют собой обобщение эмпирич. материала, полученного в рамках т. н. отраслевых направлений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии права, социологии культуры и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями науч. управления социальными процессами, вместе с тем оно стимулирует теоретич. мышление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутр. связей в развитии исследуемых сфер обществ. жизни, объяснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирич. закономерностей. Поскольку в С. с. т. изучаются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и обществом, постольку в построении этих теорий неправомерны методы экстраполяции общетеоретич. положений. В каждом отдельном случае речь идет об интерпретации конкретного материала, раскрывающего те или иные стороны сложной системы взаимоотношений человека и общества.
По своей логич. структуре С. с. т. могут быть историкогенетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологич. идеи системного анализа, ориентирующие теоретич. мышление на поиск оснований целостности исследуемых объектов, выявление системообразующих признаков, установление внутр. субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздействующих на исследуемый процесс. По объективным основаниям С. с. т. различаются в зависимости от содержания исследуемых и интерпретируемых частных социальных процессов.
Необходимые компоненты С. с. т. в рамках марксистской социологии - совокупность гипотез, возникающих на стыках теоретич. анализа проблем и практич. мышления; накопленный эмпирич. материал; зафиксированные эмпирич. закономерности; более или менее богатая разработка спец. понятийного аппарата; изучение специфич. социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критич. анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социально-психологич. типологии устойчивых и динамичных видов отношений, способов восприятия действительности и практич. действия; обоснование наиболее вероятных прогнозов развития изучаемых частных процессов.
В сов. социологии наиболее развиты С. с. т. мотивации трудовой деятельности и факторов, ее обусловливающих; социализации личности; функционирования, распространения и эффективности воздействия массовой информации.
В немарксистской социологии С. с. т. рассматриваются как теории «среднего уровня». Идея теорий «среднего уровня» была выдвинута в 50-х гг. Мертоном, утверждавшим что состояние социологич. науки пока еще не позволяет принять к.-л. общую теорию развития общества в целом и что для создания такой теории необходимо начать с построения теорий «среднего уровня».
Выдвижение Мертоном теорий «среднего уровня» имело двойств. смысл. Во-первых, они противопоставлялись господствовавшей в 50-х гг. теории социального действия - общей социологич. теории, развивавшейся Парсонсом. Во-вторых, концепция теории «среднего уровня» имела ярко выраженную позитивистскую ориентацию и была направлена также против материалистич. понимания истории. В сов. социологич. лит-ре взгляды Мертона были подвергнуты всесторонней критике. Подчеркивая определяющую методологич. роль общесоциологич. теории, социологимарксисты исходят из того, что знание общих закономерностей историч. процесса должно дополняться знанием частных социальных процессов. Для их анализа и разрабатываются С. с. т., что способствует творческому развитию историч. материализма и науч. коммунизма.
В марксистской социологии С. с. т. строятся на методологич. основе материалистич. диалектики, историко-материалистич. понимания общества. Вместе с тем эти теории представляют собой обобщение эмпирич. материала, полученного в рамках т. н. отраслевых направлений в социологии: социологии труда, социологии семьи, социологии права, социологии культуры и т. д. Развитие этих направлений социологии обусловлено потребностями науч. управления социальными процессами, вместе с тем оно стимулирует теоретич. мышление, требует упорядочения, классификации, анализа и обобщения материала, выяснения природы внутр. связей в развитии исследуемых сфер обществ. жизни, объяснения, обоснования и интерпретации констатируемых эмпирич. закономерностей. Поскольку в С. с. т. изучаются частные социальные процессы, характеризующие многообразные отношения между личностью и обществом, постольку в построении этих теорий неправомерны методы экстраполяции общетеоретич. положений. В каждом отдельном случае речь идет об интерпретации конкретного материала, раскрывающего те или иные стороны сложной системы взаимоотношений человека и общества.
По своей логич. структуре С. с. т. могут быть историкогенетическими или структурно-функциональными. Важным стимулом в их развитии являются методологич. идеи системного анализа, ориентирующие теоретич. мышление на поиск оснований целостности исследуемых объектов, выявление системообразующих признаков, установление внутр. субординации и иерархии во взаимодействии всей совокупности факторов, воздействующих на исследуемый процесс. По объективным основаниям С. с. т. различаются в зависимости от содержания исследуемых и интерпретируемых частных социальных процессов.
Необходимые компоненты С. с. т. в рамках марксистской социологии - совокупность гипотез, возникающих на стыках теоретич. анализа проблем и практич. мышления; накопленный эмпирич. материал; зафиксированные эмпирич. закономерности; более или менее богатая разработка спец. понятийного аппарата; изучение специфич. социальных потребностей и интересов, действующих в рамках исследуемого процесса; критич. анализ используемых в данной области показателей зрелости социальных явлений; разработка социально-психологич. типологии устойчивых и динамичных видов отношений, способов восприятия действительности и практич. действия; обоснование наиболее вероятных прогнозов развития изучаемых частных процессов.
В сов. социологии наиболее развиты С. с. т. мотивации трудовой деятельности и факторов, ее обусловливающих; социализации личности; функционирования, распространения и эффективности воздействия массовой информации.
В немарксистской социологии С. с. т. рассматриваются как теории «среднего уровня». Идея теорий «среднего уровня» была выдвинута в 50-х гг. Мертоном, утверждавшим что состояние социологич. науки пока еще не позволяет принять к.-л. общую теорию развития общества в целом и что для создания такой теории необходимо начать с построения теорий «среднего уровня».
Выдвижение Мертоном теорий «среднего уровня» имело двойств. смысл. Во-первых, они противопоставлялись господствовавшей в 50-х гг. теории социального действия - общей социологич. теории, развивавшейся Парсонсом. Во-вторых, концепция теории «среднего уровня» имела ярко выраженную позитивистскую ориентацию и была направлена также против материалистич. понимания истории. В сов. социологич. лит-ре взгляды Мертона были подвергнуты всесторонней критике. Подчеркивая определяющую методологич. роль общесоциологич. теории, социологимарксисты исходят из того, что знание общих закономерностей историч. процесса должно дополняться знанием частных социальных процессов. Для их анализа и разрабатываются С. с. т., что способствует творческому развитию историч. материализма и науч. коммунизма.
Источник: Советский философский словарь