СПАСОВСКИЙ ТОЛК

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СПАСОВСКИЙ ТОЛК
течение в беспоповщине (старообрядчество), зародившееся в конце XVII в. в Керженских лесах. Согласно его вероучению, «нет в мире ни правосл. священства, ни таинств, ни благодати», а «спасение» можно получить, лишь уповая на Спаса (Христа), к-рому одному только, мол, и известно, что для этого нужно. С. т. был распространен в Нижегор., Яросл. и Костромской губ. По своему социальному составу он был весьма неоднородным, хотя в основном все же крестьянским, и распадался на ряд согласий, среди к-рых были умеренные, почти смыкающиеся с поповщиной, и крайние, отрицающие всякую обрядность. К первым принадлежали глухая нетовщина, в к-рой считалось возможным крещение и бракосочетание в правосл. церкви, рябиновщина, названная по признанию только рябиновых крестов и практиковавшая богослужение в специально построенных молельнях, новоспасовщина (поющая нетовщина), в к-рой имелись наставники, совершавшие крещение, венчание, богослужение. Промежут. положение в С. т. занимали самокрещенцы, крестившие себя сами, и бабушкино согласие, в к-ром младенцев крестили повивальные бабки. Не крещеная (или строгая) нетовщина, отрицавшая к.-л. обряды, и дырники, молившиеся в небольшую дырку в вост. стене избы и не признававшие никаких предметов культа, являлись крайним ответвлениям С.т. Число последователей С. т. в наст. вр. незначительно.

Источник: Краткий научно-атестический словарь. 1964 г.

Спасовский толк
«нетовщина» течение в беспоповщине, возникшее в кон. 17 в. в керженских лесах. С. т. был распространен в Нижегородской, Ярославской и Костромской губ. Социальную базу его составляло крестьянство. Исходя из общей установки беспоповских соборов о наступлении на земле «царства антихриста», к-рый якобы истребил все таинства, спасовцы утверждали, что добиться спасения души какими-то действиями, лишенными «благодати Божией», невозможно. Путь спасения известен только Спасу (Христу), поэтому необходимо уповать на его милость и молиться. За отрицание правосл. духовенства, таинств, благодати, храмов, вечерни и пр. приверженцев этого толка поповцы называли «нетовцами». В процессе эволюции С. т. распался на ряд согласий, среди к-рых были умеренные, почти смыкавшиеся с поповщиной, и крайние, отрицавшие всякую обрядность. К первым относились «глухая нетовщина», в к-рой считалось возможным совершать обряд крещения и бракосочетания в Правосл. церкви, новоспасовщина («поющая нетовщина»), разрешавшая своим наставникам совершать богослужения, крещение, венчание. Крайним ответвлением С. т. являлась «некрещеная (или строгая) нетовщина», отрицавшая к.-л. обряды, и «дырники», молившиеся, обращаясь к небольшому отверстию в вост. стене избы, «самокрещенцы», крестившие себя сами, и «бабушкино согласие», в к-ром младенцев крестили повивальные бабки. В наст. вр. число последователей С. т. незначительно. Немногочисленные группы последователей С. т. проживают в Верхнем (Владимирская обл.) и в Среднем (Саратовская обл., Пенза, Самара) Поволжье.

Источник: Религии народов современной России

СПАСОВСКИИ ТОЛК
Нетов щина - одно из течений в беспоповщине (см. Старообрядчество). Возникло в кон. 17 в. в Нижегород. губ. в поселениях на р. Керженец и распространилось в Ярослав, и Костром, губ. среди части крестьянства, а позднее мещан. Сторонники С. т. утверждали, что в связи с установлением «царства антихриста» «нет в мире ни правосл. священства, ни таинств, ни благодати» (отсюда название «нетовцы»). Спасется лишь тот, кто уповает иа Спаса (Христа) и молится ему (отсюда др. название - «спасовцы»). С. т. со временем распался на ряд более мелких течений (согласий). Староспасовщина (глухая нетовщина) допускала крещение и венчание в правосл. церкви. В новоспасовщине (поющая нетовщина) крещение, брак и богослужения с пением совершали специальные наставники («старики»). «Самокрещенцы», «бабушкино согласие» крестили сами себя, а младенцев крестили повивальные бабки. Наконец, некоторые согласия отрицали какие бы то ни было обряды и иконы (напр., «дырники», молившиеся в сторону небольшого отверстия в воет, части избы). В наст. вр. последователи С. т. имеются в Горьков., Саратов., Владимир., Астрахан., Моск. и Ленинград, областях, в Татар, АССР. Небольшое кол-во «дырников» сохранилось на Урале н на Алтае, СПАСЫ - общее название трех правосл. праздников, связанных со «спасителем» - Иисусом Христом. Первый, или медовый, С. в правосл. календаре носит название «Происхождение (изнесение) честных древ животворящего Христа господня» и отмечается 1 (14) августа. Он, по церк. версии, установлен в ознаменование победы визант. императора Мануила над мусульманами в 1164. Медовый С. - название, сложившееся в народе, поскольку праздник совпал по времени со второй вырезкой сотов из ульев, что породило обычай освящать мед в церкви. Вторым, или яблочным, С, называют преображение - 6 (19) августа, совпадавшее со временем уборки яблок в садах, к-рые запрещалось употреблять в пищу до наступления праздника. Третий С. - С. на полотне - отмечается 16 (29) августа. В его основе - легенда о чудотворной иконе, на к-рой якобы запечатлен подлинный лик Христа. Называли еще этот праздник хлебным С.» т. к. он приходился на период окончания жатвы, Т. обр., все С. связывались верующими прежде всего с хозяйств, заботами.

Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7