Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь

Найдено 1 определение
Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь (Соловецкий монастырь)
основан в кон. 20 нач. 30-х гг. 15 в. Зосимой, Савватием и Германом на Соловецком о-ве в Белом море при входе в Онежскую губу. В монастырской иерархии С. м. занимал одно из высших мест. Архимандриты назначались туда непосредственно царем и патриархами. В 1765 С. м. стал ставропигиальным, т. е. непосредственно подчиненным Синоду. С. м. возник как мощная крепость на севере Руси, к-рая не раз отражала нападения ливонцев и шведов, а позднее (уже в 19 в.) англ. военной эскадры. Монастырские стены толщиною до 6 м, сложенные из валунов, имеют 8 башен и 7 укрепленных ворот. Внутри защитного пояса сложился оригинальный архитектурный ансамбль церк. и гражд. строений; их особенность постановка по одной оси, параллельно побережью, культовых зданий, главные из к-рых соединены крытыми арочными переходами. С. м. обладал обширными земельными владениями, к-рые располагались по о-вам и берегам Белого моря и даже на Новгородчине и окрест Твери. Интенсивная хозяйственная деятельность монахов с активным привлечением приезжавших богомольцев позволила образцово благоустроить весь о-в (дороги, каналы, дамбы и пр.) и добиться продовольственного самообеспечения обители и возможности проводить масштабное строительство. Такой склад духовно-трудовой жизни (моления и богоугодный труд) был установлен еще основоположниками С. м. и в первую голову преподобным Зосимой Соловецким, к-рый был хорошим организатором и рачительным хозяином, определившим на века духовный характер сев. обители. Больших успехов в своем развитии достиг С. м. в сер. 16 в. при игумене Филиппе. Именно при его руководстве развернулось широкое храмовое строительство: был возведен Успенский собор и примыкающая к нему гигантская одностолповая трапезная площадью 500 кв. м, воздвигнут трехъярусный Спасо-Преображенский собор и ряд др. строений. Филипп заслужил особое расположение царя Ивана Грозного, к-рый щедро одаривал монастырь деньгами и землями, а позднее вызвал соловецкого игумена в столицу и повелел ему стать высшим церковным иерархом митрополитом Московским и всея Руси. Вскоре царь жестоко расправился с бывшим любимцем, самостоятельным и смелым митрополитом, но мученическая смерть сделала последнего одним из самых почитаемых святых С. м. Прах преподобного Филиппа вначале оставался на Соловках, но в 17 в. был перевезен Патриархом Никоном (тоже бывшим когда-то монахом С. м.) в Московский патриарший Успенский собор, соловчанам же на поклонение была оставлена лишь частичка св. мощей. В 50 — 60-е гг. 17 в. С. м. стал одним из оплотов раскола в РПЦ. В 1668 вспыхнуло Соловецкое восстание, к-рое было направлено против церк. реформы Никона и приняло антифеод, характер. Для усмирения его на о-в прибыл большой стрелецкий отряд, к-рый долго безуспешно осаждал крепость, и только после семилетней осады восстание было жесточайше подавлено (из 500 оборонявшихся в живых осталось 60 чел.). Но трагическая летопись С. м. на этом не закончилась. Соловки оказались удобным местом для ссылки духовных и мирских деятелей, неугодных царю или церк. властям. Для иных узников ссылка (а для «особо опасных» каменное заточение) растягивалась до конца жизни. Но наиболее мрачные страницы в истории С. м. пришлись на годы советской власти, после того как в Соловках в 1923 был создан лагерь для политич. и уголовных заключенных. Тогда же там была прекращена монашеская жизнь. В сер. 20 в. соловецкий лагерь для заключенных был ликвидирован. С 1974 Соловецкий о-в вместе с др. мелкими о-вами этого архипелага признан государственным историко-архитектурным и природным музеемзаповедником. Развернулись широкомасштабные восстановительные и реставрационные работы всего комплекса монастырских сооружений и их внутренних интерьеров. Важным событием в истории Соловков стало возрождение в С. м. в авг. 1993 монашеской жизни и возвращение мощей преподобных соловецких чудотворцев Зосимы, Савватия и Германа (из Троицкого собора Александро-Невской лавры Санкт-Петербурга) в Спасо-Преображенский собор. Этот торжественный акт был совершен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси и др. высшими иерархами РПЦ.

Источник: Религии народов современной России