(Saviour). Спасающий, освобождающий.
ВВЗ. Слово "спаситель" передается причастием отyasa "освобождает", "делает свободным", к-рое обычно употребляется применительно к Богу (Ис 43:11; 45:21); ср. Иисус (греч. Iisous), Осия, Елисей: все они означают "Бог спасение". К-ром е того, yasa употребляется по отношению к людям, назначенным Богом к исполнению определенной миссии (Суд 3:9). Вместе с причастием от goel "искупает", "оправдывает" (Иов 19; 25; Ис 41:14) yasa подчеркивает фундаментальность атрибутов Яхве как Творца, Вседержителя, Его неповторимость в древней религиозной мысли. Мессию стали называть "Спасителем" уже в более позднюю эпоху (4 Езд 12:34).
В НЗ (Септ.). Понятие "Спаситель" передается существительным soter "освободитель", "хранитель", к-рое обычно употреблялось по отношению к языческим богам (Зевс, Асклепий), мистериальным полубожествам (Серапис, Изида, Геракл), высокочтимым людям и обожествленным правителям (Птолемей, Филипп, Август). О БогеСпасителе говорится в Лк 1:47; Иуд 25; пастырских посланиях (6 раз). Христос не просто являет, а конституирует спасение именно это содержание вкладывается в титул "Спаситель" применительно ко Христу (Лк 2:11; Деян 5:31; 13:23; Флп 3:2021; Еф 5:23; Ин 4:42; 1 Ин 4:14). Преимущественно позднее употребление soter в таком значении и его языческий фон подчеркивают разительный контраст церковных и языческих идеалов по мере того, как Церковь утверждалась в языческом мире.
В1в. н.э. притязания вроде "нет ни в ком ином спасения... нет другого имени под небом... которым надлежало бы нам спастись" (Деян 4:1112) вызывали серьезные конфликты, даже если при этом отчетливо подразумевалось, что другие "веры" (скажем, иудейская) в определенной мере приемлемы для Бога (Деян 10:14,3435). Христианские притязания на исключительность и теперь вызывают обиду, но все же "добрый язычник" попрежнему нуждается в христианинеевангелизаторе (ст. 45).
R.E.O. WHITE(nep. Ю.Т.)
0.00 байт
Наслаждение свободой человеческого выбора. «Тип Спасителя» у Ницше
Тема статьи «расплывающееся в символическом и непонятном» бытие, которое Ницше в «Антихристе» приписывает «типу Спасителя».