(Infant Salvation).
To, что младенцы могут спастись, н.з. Церковь признавала с древнейших времен. Напр., Ириней Лионский включает "младенцев и детей" в число тех, кого пришел спасти Христос. Однако изменения в церковном учении, к-рое стало отождествлять Царство Божье с земной Церковью, и широко распространившаяся вера в то, что вне видимой Церкви спасения быть не может, привели к появлению доктрины о необходимости крещения таинства приобщения к земной Церкви. Отсюда вывели, что некрещеный младенец спастись не может, хотя, с точки зрения средневековых теологов, страдания падших младенцев не так тяжки, как страдания падших взрослых. К-ром е того, Фома Аквинский и другие богословы допускали, что по благодати Божьей освящаются и спасаются (неизвестным для нас образом) мертворожденные младенцы, родители крых христиане.
Тридентский собор, сформулировавший позицию папской церкви в противовес протестантской, учит католиков о неминуемом проклятии, к-рое постигнет мертворожденных некрещеных младенцев, хотя о тяжести и характере наказания ничего определенного не сказано. Однако, к-ром е того, собор установил, что явное желание благочестивых родителей крестить младенца заменяет действительное крещение, если младенец родился мертвым. Е. Аморт (1758) учил, что Бога может тронуть молитва родителей и младенец будет спасен без совершения таинства. Расплывчатость тридентских определений позволяет судить поразному о том, как следует понимать, что некрещеных младенцев в рай не примут.
Аугсбургское исповедание выражает точку зрения лютеранства, согласно крой крещение младенцев обязательно для спасения. Однако это положение модифицировали лютеранские теологи. Лютер полагал, что Бог приемлет намерение крестить младенца взамен самого крещения, когда в силу какихто обстоятельств оно невозможно. Впоследствии лютеране заняли более осторожную позицию, согласно крой неверно считать, что все некрещеные младенцы, включая детей нецерковных родителей, останутся неспасенными. Однако лютеране не разделяют веры в спасение всех умерших младенцев, находя при этом свою позицию вполне непротиворечивой.
В рамках реформатского учения о Церкви разработана особая доктрина о спасении младенцев. Церковь Христова не земной институт, а истинный народ Божий; следовательно, принадлежность к такой общине обеспечивается не формальным обрядом крещения, а внутренним действием Св. Духа, Который возрождает душу человека. Цвингли верил, что все дети верующих, умершие в младенчестве, будут спасены, ибо они рождены по завету, по обетованию, данному верующим и их детям (Деян 2:39). Он даже склонен был считать, что все дети, умершие в младенчестве, предызбраны к спасению. Дж. Оуэн, выдающийся представитель пуританского кальвинизма, полагал, что завет влечет к себе младенцев, если в нем состояли даже не родители, а более далекие предки. Поскольку благодать Божья не связана никакими условиями, Оуэн не сомневался, что спасутся многие из тех детей, чьи родители были неверующими. Какие бы различия во мнениях ни обнаруживались в реформатском учении о спасении младенцев, все реформатские исповедания едины в том, что младенцев может спасти "Христос в Духе, Который действует где, когда и как пожелает" (Вестминстерскоеисповедание). Реформаты не придают вероучительного статуса положению Цвингли о том, что смерть в младенчестве может считаться знаком избранничества, а следовательно, и спасения; вместо этого они выдвигают достаточно осторожные положения, крые имеют твердую основу в Св. Писании: души всех избранных младенцев будут спасены таинственным промыслом Божьим, даже если они неспособны ответить своей верой. Сами младенцы не притязают на спасение, но являются, как и спасенные взрослые, объектами всевластного милосердного избранничества, обретенного искупительной кровью Христа.
G.N.M. Collins (пер. Ю.Т.) Библиография: A. A. Hodge, Class Воокоп the Confession of Faith; Charles Hodge, Systematic Theology, 1,2627; B.B. Warfield,Studiesin Theology.
См. также: Крещение детей.