СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

Эстетическое сознание
Одна из главных категорий эстетики, характеризующая духовную составляющую эстетического опыта (см.: Эстетическое). Она означает совокупность рефлективной вербальной информации, относящейся к сфере эстетики и эстетической сущности искусства, плюс поле духовно-внесознательных, как правило, невербализуемых или трудно вербализуемых процессов, составлющих сущность эстетического опыта (человека или определенной социокультурной общности), эстетического отношения. Э. с. является необходимым компонентом человеческого сознания, человека как homo sapiens. Однако в силу крайне сложной его структуры и выполняемых функций оно долгое время не выходило на уровень философской рефлексии. Эстетический опыт был с древности присущ человеку и находил выражение в зачаточных формах древнего искусства, украшения тела, предметов обихода, оружия, в культовых обрядах, плясках, ритмической организации труда и т. п. Неразрывно с ним была связана и интуитивная эстетическая оценка на основе еще слабо развитого чувства не-только-чувственного удовольствия-неудовольствия. На более поздних этапах культуры — в древних цивилизациях Востока и в античной Европе начинается осмысление отдельных компонентов эстетического опыта, и соответственно Э. с., появляется специальная терминология для их обозначения (прежде всего термины красота, прекрасное, гармония, порядок, возвышенное и др.), которая в дальнейшем составит основу категориального аппарата науки эстетики. Однако вербально-рефлективный уровень Э. с. до сих пор остается недостаточно развитым для адекватного выражения сущности Э. с., тех глубинных духовных процессов, которые собственно и составляют его основу, приводят эстетический субъект в состояние духовного наслаждения, к катарсису, но не поддаются достаточно точной вербализации и формализации. В. Б.

Источник: Художественно-эстетическая культура XX века

СОЗНАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
одна из форм общественного С., являющаяся, как и др. его формы (политическое, правовое, нравственное, религиозное, научное), отражением действительности и ее оценкой с позиций общественного (в данном случае эстетического) идеала. С. э. выступает в качестве родового понятия, обозначающего разнообразие его проявлений, связанных в единую систему, к-рая имеет открытый мозаичный характер, образуемый взаимопроникающими и взаимодополняющими друг друга его видами (эстетические чувства, вкус, созерцание, восприятие, суждение, ценности, взгляды, идеал и др.). И вовлеченные в эту систему в неэстетические формы С.— истина, сознание нравственного долга, справедливость — могут приобретать эстетическое значение- Выявляя специфику С. э., марксистско-ленинская эстетика исходит из общих принципов теории отражения применительно к особой сфере об-ва — эстетической. Объектом отражения С. э. является «мир человека» (Маркс), т. е. природная и социальная действительность, уже освоенная социально-культурным опытом человека. Эту действительность индивид переводит в эстетический план, по-новому организуя, усиливая и оценивая с т. зр. полноты ее жизненных проявлений и субъективной значимости. Субъектом С. э. является об-во в целом или классы, участвующие в духовном производстве. С. э. как форма общественного С. объективируется в ценностных отношениях. Однако реализуются эти отношения, обогащаясь одновременно новыми значениями, только через С. конкретных индивидов и вне индивидуального С. существовать не могут. В свою очередь, персонифицированные формы С.— чувства, созерцание, восприятие, представления — приобретают эстетический смысл только в соотнесении с ценностями в сложившейся системе эстетических отношений. Так, красота среднерус. пейзажа, открытая И. И. Левитаном, может быть понята как объективация в его творчестве назревших в об-ве эстетических потребностей (Потребность эстетическая) и представлений. Значение же эстетической ценности она приобрела только через С. индивидов, к-рые восприняли и обогатили ее своим жизненным опытом. Худож. ценности, не пережитые в эстетических чувствах индивидов, теряют свой смысл. Понятие «С. э.» соотносительно с понятием эстетической деятельности (Деятельность эстетическая), представляя ее духовный, идеальный план. Сама же деятельность выступает как технологический способ производства и реализации С. э. Формой, наиболее адекватно воспроизводящей специфику С. э., является искусство. В иск-ве С. художника (замысел, идея), опредмечйваясь в худож. произв., обретает форму внеличностного существования и всеобщую значимость. Но как духовное образование иск-во может функционировать (т. е. быть задумано, реализовано и понятно) лишь через С. э. Вместе с тем С. э. обладает известной самостоятельностью по отношению к эстетической деятельности и иск-ву, спецификой, выделяющей его среди др. форм общественного С. Прежде всего С. э. никогда полностью не порывает с обыденным С. (у человека может быть неразвитый, но хороший вкус, опирающийся на его жизненный опыт). Однако от обыденного С., ограниченного практическим интересом, С. э. отличается незаинтересованностью и широтой охвата действительности, включая явления, еще не затронутые общественной практикой, способностью целостного, «завершенного» отражения мира. Обладая высокой степенью обобщения, С. э. всегда выступает в конкретно-чувственной форме образа, объединяющей представления об объекте, дополненные и преобразованные воображением, его оценку с позиций эстетического идеала и чувство высокого духовного наслаждения. С. э., будучи формой общественного С., не только отражает общественное бытие, но и оказывает обратное воздействие на его развитие. С. э. способно давать не только правдиво-ценностный образ мира, желаемого или нежелаемого, но и образ-модель «потребного будущего» (Предвосхищение в искусстве), формирующий эмоционально волевую установку индивидов на преобразование действительности.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено схем по теме — 1

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
313.49 кб

Актуальность эстетического и проблема сознания

Валицкая Алиса Петровна
В статье речь идет о парадоксальной ситуации современности: «когда эстетики как таковой уже нет, нет ничего, что бы не было эстетикой».
Читать PDF
234.07 кб

Бинарная структура истоков эстетического сознания

Ежов Виктор Семенович
Статья посвящена анализу философско-эстетической проблемы развития и обогащения эстетической культуры человека, его сознанию в историческом контексте.
Читать PDF
235.25 кб

Бинарная структура истоков эстетического сознания

Ежов Виктор Семенович
Статья посвящена анализу философско эстетической проблемы развития и обогащения эстетической культуры человека, его сознанию в историческом контексте.
Читать PDF
169.88 кб

Формирование эстетического сознания в сфере досуга

Рыбакова Наталья Владимировна
Читать PDF
344.47 кб

О платонических истоках русского эстетического сознания

Ковалева Е. В.
Статья посвящена проблемам русского эстетического сознания.
Читать PDF
2.53 мб

На подступах к эстетическому сознанию автора «Ареопагитик»

Бычков Виктор Васильевич
Автор, занимавшийся эстетикой «Corpus Areopagiticum» в 70-80-е гг. прошлого века, но так и не исчерпавший этой бездонной темы, предпринимает новую попытку подойти к ней.
Читать PDF
498.14 кб

Образ-понятие средневековье в эстетическом сознании XX века

Рягузова Людмила Николаевна
Раскрывая роль образа-понятия Средневековье как активного возбудителя современного художественного мышления, автор статьи проводит культурно-исторические параллели и сопоставления, выстроенные на основе методологического опыта П.
Читать PDF
890.26 кб

Эстетическое отношение к массовому сознанию и массовой культуре

Липский Владимир Николаевич
В статье автор размышляет над проблемами, которые рассматриваются в учебном пособии «Российский дискурс массовой культуры: эстетические практики и художественный образ», опубликованном в 2015 году коллективом авторов.
Читать PDF
225.48 кб

К вопросу о специфике эстетического сознания в эпоху романтизма

Степанова Анна Аркадьевна
В статье исследуется соотношение эстетического сознания и действительности. Анализируется процесс взаимодействия эстетического и художественного сознания в эпоху романтизма. Обосновывается тезис о том, что в ХІХ в.
Читать PDF
932.55 кб

Дионисизм в русском эстетическом сознании (к постановке проблемы)

И. И. Тюрина
Читать PDF
291.20 кб

Эстетическое сознание Древней Руси как феномен художественной культуры

Лапшина Анна Евгеньевна
Рассматривается образно-художественное восприятие мира древними славянами, основанное на ощущении близости к природе, нашедшее свое уникальное отражение в христианском миропонимании.
Читать PDF
5.86 мб

Философия русской иконы: эстетическая манифестация религиозного сознания

Михайлова Лариса Борисовна
Статья посвящена анализу иконописи как философско-религиозной и художественно-эстетической целостности.
Читать PDF
386.31 кб

Эстетическое воплощение Гамлета в художественном сознании И. С. Тургенева

Швецова Татьяна Васильевна
Анализ творческой эволюции И.С. Тургенева помогает проследить формирование авторского представления о типе гамлетизированного героя.
Читать PDF
165.32 кб

Топологические форманты этико-эстетического сознания кабардинцев и балкарцев

Тхагазитов Юрий Мухамедович, Толгуров Тахир Зейтунович
В статье исследуются особенности пространственных представлений кабардинской и балкарской версий эпоса «Нарты».
Читать PDF
91.98 кб

Проблема трансляции древнерусских мифологем в современное эстетическое сознание

Суслова Т. И.
Рассматривается философско-эстетическая концепция эстетического перехода, представленная в аспекте историко-цивилизационного подхода.