СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ
Созерцательность
характеристика познавательных процессов, заключающаяся в том, что познание рассматривалось как пассивный процесс восприятия (созерцания), когда внешний мир действует на органы чувств человека, а последний лишь воспринимает их. Действительность рассматривается только как объект, а не субъективно, не в зависимости от деятельности субъекта, не в преобразованном этой деятельностью виде. На самом деле в процессе познания человек имеет дело не столько с природой как таковой, сколько с «очеловеченным» миром – миром, так или иначе вовлеченным в процесс преобразования.
Источник: Философия: основные понятия и определения. Учебно-методичесое пособие.
СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ
осн. недостаток домарксовского материализма в области теории познания, состоящий в том, что познание рассматривалось как пассивный процесс восприятия, созерцания внешнего мира. При этом объективный мир и человеческая деятельность односторонне противопоставлялись. Действительность рассматривалась только как объект, а не субъективно, т. е. не в зависимости от деятельности субъекта, не в преобразованном общественной практикой виде. Да и саму практику домарксовские материалисты понимали только как индивидуальную деятельность, направленную на удовлетворение личных потребностей. Понимание практики как деятельности, создающей и самого человека, и мир, в к-ром он живет, было им недоступно. На самом деле в процессе познания человек имеет дело не столько с природой как таковой, сколько с “очеловеченным” миром, т. е. так или иначе вовлеченным в процесс производства, и именно практическое преобразование мира открывает человеку его закономерности. Поэтому познание есть не пассивное созерцание, а активная деятельность, неразрывно связанная с практическим преобразованием мира. Для С. характерно также понимание субъекта познания как абстрактного индивида (“гносеологическая робинзонада”), рассматриваемого только как природное существо, все познавательные способности к-рого сформированы биологически. С. в теории познания неминуемо ведет к- метафизике и делает невозможным полное опровержение идеализма. Марксизм исходит из необходимости преодоления С. и тем самым ориентируется на качественно новое понимание задач в гносеологии.
Источник: Философский энциклопедический словарь
СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ
отрыв познания, теоретической деятельности от практического преобразования природы и общества. С. составляла коренной недостаток домарксистского материализма в области теории познания (гносеологии). Материалисты рассматривали познание исключительно как пассивный результат воздействия предметов на органы чувств и мозг человека: органы чувств воспринимают эти воздействия, мозг сохраняет возникающие таким путем образы, анализирует их, сравнивает друг с другом, находит в них общее и постигает сущность вещей. Объективный мир оказывался абсолютно противопоставленным человеку, т. к. рассматривался только как объект, а не субъективно, как преобразуемый практической деятельностью субъекта — общественного человека. Иначе и не могло быть, поскольку считалось, что практика не имеет никакого отношения к развитию теории и служит лишь удовлетворению сугубо утилитарных потребностей индивида. Все это связано с идеалистическим пониманием истории. Таким образом, познание изолировалось от жизнедеятельности общества, от истории и превращалось в акт изолированного индивида, познавательные способности к-рому якобы даны уже от природы. С. неразрывно связана с метафизичностью (Метафизика), порождает массу противоречий прп объяснении познания, затрудняет опровержение идеализма, к-рый исходит из абсолютизации активности субъекта. Марксизм преодолел С., установив, что познание и практическое преобразование — две стороны единой человеческой деятельности. Поэтому любой предмет природы становится доступным для познания лишь в той мере, в какой он включен в практическую деятельность. Само же познание есть не просто пассивное отражение внешнего мира, а процесс активной деятельности человека.
Источник: Краткий словарь по философии. 1970
Созерцательность
осн. недостаток домарксовского материализма в области теории познания. Исходя из объективности внешнего мира, старые материалисты характеризовали познание как пассивный процесс восприятия, созерцания, когда внешний мир действует на органы чувств человека, а сам человек понимается только как воспринимающий субъект. При этом объективный мир и человеческая деятельность односторонне противопоставлялись. Действительность рассматривалась только как объект, а не субъективно, т. е. в зависимости от активной деятельности субъекта, в преобразованном и измененном общественной практикой человечества виде. Да и саму общественно-производственную деятельность, практику старые материалисты понимали только как индивидуальную деятельность людей, направленную на удовлетворение их узко личных и корыстных потребностей (они фиксировали практику только в «грязно-торгашеской форме ее проявления» — Маркс). Понимание практики как деятельности, создающей и самого человека и мир, в котором он живет, было недоступно старому материализму. Это обусловлено идеалистическим пониманием истории, игнорированием роли производства в жизни об-ва. В результате только теоретическая деятельность считалась подлинно человеческой, а познание отрывалось от практики и противопоставлялось ей. На деле в процессе познания человек имеет дело не столько с природой как таковой, сколько с «очеловеченным» миром, т. е. так или иначе вовлеченным в процесс производства, и именно практическое преобразование мира открывает человеку его закономерности и сущность. Для С. характерно также понимание субъекта познания как абстрактного индивида, изолированного от об-ва и часто рассматриваемого только как природное существе. С. присуща как эмпиризму, так и рационализму, т. к. вне практики нельзя даже правильно поставить вопрос об их соотношении. С. в теории познания неминуемо ведет к метафизике и делает невозможным полное опровержение идеализма. Марксизм преодолел С. и тем самым произвел переворот в области гносеологии.
Источник: Философский словарь. 1963