СОЗЕРЦАНИЕ
чувственная ступень познания.
Источник: Глоссарий философских терминов проекта Distance
СОЗЕРЦАНИЕ
процесс непосредственного рассмотрения, пассивного наблюдения, восприятия действительности.
Источник: Философско-терминологический словарь 2004
Созерцание
Созерцанием называется и видение или воспитание чего-либо чувством зрения, или и внутреннее, мысленное следование за ходом многоразличных представлений. См. Умозрение.
Источник: Философский словарь или краткое объяснение философских и других научных выражений. Киев 1876 г.
Созерцание
непосредственное, зрительное восприятие предметов, сам процесс созерцания и его результат, созерцаемое; созерцание как восприятие вообще; эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности.
Источник: Начала современного естествознания: тезаурус
СОЗЕРЦАНИЕ
прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Соэерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое.
Источник: Евразийская мудрость от а до Я
Созерцание
Привычка находить удовольствие не столько в действии, сколько в мысли предохраняет от глупости и излишней любви к власти; она помогает сохранить спокойствие в несчастьи и мир в душе среди забот. Жизнь, ограниченная только личным, рано или поздно станет невыносимо болезненной; лишь окна в более широкий и не столь капризный космос могут облегчить наиболее трагические моменты жизни.
Источник: Философский словарь разума, материи, морали
Созерцание
Внимательный и бескорыстный взгляд. Метафорически созерцание означает способность сознания познавать, не стремясь к обладанию, использованию или вынесению суждения о познаваемом. Созерцание есть вершина духовной жизни, чистая радость познания (Аристотель называет это теоретической жизнью, Спиноза – amor intellectualis, т. е. интеллектуальной любовью), истинная любовь к истине. В созерцании объекта «Я» растворяется; спасать становится некого, и это‑то и есть подлинное спасение.
Источник: Философский словарь.
СОЗЕРЦАНИЕ
способ познавательной деятельности; форма чувственного восприятия мира, отделённого не только от практической деятельности, но и от практических потребностей, что позволяет субъекту сосредоточиться на свойствах предметов безотносительно к их сиюминутному ситуативному значению. От потока рассеянных чувственных впечатлений повседневной жизни С. отличается установкой на выделение сущностей и существенных отношении вещей. Греки называли созерцание «теорией». Это отношение к объектам познания сыграло важную роль в становлении философии и ранних форм научного знания в переходе от практических навыков счета и измерения к математике, использующей строгие доказательства.
Источник: Философский словарь инженера. 2016
СОЗЕРЦАНИЕ
внимательное наблюдение. Любое созерцание предполагает определенную долю радости, связанную, прежде всего, с глубоким опытом покоя: первой формой созерцания было у древних созерцание звездного неба. Греческие философы и вслед за ними мистики считают его выше дискурсивной мысли (т.е. умственного рассуждения). В Индии бытует верование, что созерцание может творить чудеса, и прежде всего, с самими нами, делая нас нечувствительными к боли и увлекая нас посредством йоги к спасению и к миру небытия (нирване). Созерцание противопоставляется «действию»; его часто отождествляют с незаинтересованным
поиском, со спекуляцией.
Источник: Философский словарь
СОЗЕРЦАНИЕ (СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТЬ)
непосредственный, пассивный способ осознания объекта. При этом объекты, внешний мир действуют на органы чувств человека (ощущения, восприятия), а последний выполняет лишь роль их наблюдателя (что частично характерно, например, для античной философии). Либо – созерцание может выступать как непосредственное, интуитивное "схватывание" сущности объекта, слияние человека с объектом (такое понимание характерно для восточной традиции), тогда созерцание рассматривается как умозрение, как путь от видимости к сущности посредством интеллектуального или мистического озарения. В марксистском материализме – созерцание есть процесс, предшествующий понятийному осмыслению: "от живого созерцания к абстрактному мышлению, а от него к практике – таков диалектический путь познания".
Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)
СОЗЕРЦАНИЕ
процесс непо-средств. восприятия; 1) в идеалистич. философии С. связывается с интуицией. Традиция, восходящая к Платону, трактует С. как внечувствен. постижение идей. Для И. Канта, напротив, априорные элементы чувствен. С. лишь исходные посылки для деятельности рассудка и разума. Обе эти традиции развивались в различных вариантах бурж. идеалистич. философами. Домарксовский материализм истолковывал С. как процесс пассивного отражения внешнего мира. Диалектич. материализм рассматривает С. как чувствен. ступень познания; 2) в индуизме и буддизме С. составляет необходимый элемент медитации (см. также Йога). Это крайняя степень сосредоточения, отрешенности от мира, видение «внутр. зрением» фантастич. миров и образов, воздвигаемых и разрушаемых по воле созерцателя.
Источник: Атеистический словарь
Созерцание
1. В диалектическом материализме С. синоним чувственного познания с подчеркиванием его активности («живое созерцание»). 2. В обыденном словоупотреблении С. – пассивное наблюдение в противоположность активной «деятельности» (которую представляют, прежде всего, как физическую активность). Беда, коль с таким уровнем понимания кто-то начинает философствовать. 3. Ближе всего к пониманию С. с учетом его особенностей на всеобщем уровне подошел в своем «Толковом словаре русского языка» В.И. Даль. Для него созерцать означает «смотреть со смыслом», «вникая, углубляясь в предмет,… любуясь им». В то же время «Созерцательный ум, дух, жизнь – которой вся деятельность обращена внутрь,… которая спокойно и без внешней деятельности созерцает и умствует». В этом смысле С. есть отражение бытия, ориентированное не на внешнее преобразование, но на внутреннее переживание.
Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.
СОЗЕРЦАНИЕ
чувственная ступень познания. В философской традиции можно выделить два основных его понимания, причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции (что выражено в лат. и нем. языках — лат. Intuitio, нем. Anschauung). Первое понимание восходит к Платону, у которого созерцание выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе понимание связано с именем Канта, который противопоставлял созерцание как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, которое должно подвергаться в познании категориальной переработке. Шопенгауэр, полемизируя с Кантом, приписывал созерцанию неосознаваемое интеллектуальное содержание и считал его «первичным» представлением, а понятие - «вторичным». В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида созерцания — эмпирическое (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом которого является сущность («эйдос»). В трактовке эйдетического созерцания 1уссерль продолжил линию Платона. См. также ст. Интуиция.
В. П. Филатов
Источник: Новая философская энциклопедия
СОЗЕРЦАНИЕ
- в платонизме: прямое видение разумом идей в вечном и неизменном горнем мире, источник истинного знания. По Аристотелю,"метафизическое созерцание позволяет нам изредка пережить то, что Бог переживает всегда"; божественный Ум вечно пребывает в самосозерцании. У неоплатоников созерцание пронизывает все области бытия, где есть жизнь, напр., земную природу; созерцают души философов, богов, демонов, Мировая душа, Мировой разум. Природа молчалива: будучи в непрестанном созерцании, она не нуждается в слове. В высшей форме созерцания уже нет мышления: таково созерцание Единого, которое превыше всякой мысли. Сверхразумности Единого соответствует сверхразумность высшего созерцания, какого достигает философ на вершине своего духовного восхождения. "Греки постигли ту великую истину, что созерцание само по себе выше действия. Но они сразу же превратили ее в великое заблуждение: они верили, что человеческий род живет ради нескольких интеллектуалов", - философов, достигших сверхчеловеческой высоты, которым следует подчинить гражданскую, трудовую и общественно-политическую жизнь (Ж.Маритен).
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
СОЗЕРЦАНИЕ
чувственная ступень познания (см. Отражение, Теория познания). В идеалистич. филос. традиции можно выделить два осн. понимания С., причем оба они непосредственно связаны с понятием интуиции. Первое из них восходит к Платону, у к-рого С. выступало как внечувственное познание идей и составляло основу познания «по истине». Второе развивалось Кантом, к-рый противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как представление о единичном предмете, к-рое должно подвергаться в познании категориальной переработке. В феноменологии Гуссерля рассматриваются оба вида С.- «эмпирическое» (сознание об индивидуальном предмете) и «эйдетическое», предметом к-рого является сущность («эйдос»).
Домарксистский материализм истолковывал познание как С., пассивный процесс восприятия внеш. мира, действующего на органы чувств человека. «Главный недостаток всего предшествующего материализма - включая и фейербаховский - заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания, а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 1). Марксизм показал, что познание есть не пассивное С., а активная деятельность, неразрывно связанная с преобразованием мира.
Источник: Советский философский словарь
СОЗЕРЦАНИЕ
способ познавательной деятельности, реализующийся как непосредственное отношение сознания к предмету. В западно-европейской философской традиции выделяют два основных понимания С. Первое из них восходит к Платону. У него С. представляет собой сверхчувственное познание идей, открывающее перед человеком мир истины. У ряда представителей немецкой классической философии (Фихте, Шеллинг) С. становится интеллектуальным. Оно рассматривается как источник философского познания и представляет собой интеллектуально-мыслительное проникновение через видимость явлений к их сущности. Второе понимание С. связано с именем Канта. Отрицая возможность интеллектуального С, он противопоставлял С. как мышлению, так и ощущению и трактовал его как способ данности предмета, организуемый формами "чистого С." - пространством и временем. Шопенгауэр приписывал С. неосознаваемое, интеллектуальное содержание и полагал С. "первичным" представлением, а понятие - "вторичным". В рамках марксистской теории познания С. рассматривалось как целостное восприятие предмета, предшествующее понятийно-логическому мышлению. В феноменологии Гуссерля признаются оба вида С. - "эмпирическое" С. (С. предметов чувственного опыта) и "эйдетическое" С, предметом которого является сущность, "эйдос".
Л.В. Ванчукевич
Источник: Новейший философский словарь
СОЗЕРЦАНИЕ
(Anschauung) — прежде всего это непосредственное, зрительное восприятие предметов, затем весь мир непосредственных восприятий или вообще внутренний процесс образования форм, в которых выступает все вещественное и имеющее смысл. Созерцание означает как процесс созерцания, так и его результат, созерцаемое. В философском смысле понятие «созерцание» имеет много значений, иногда противоречащих друг другу: 1) зрительное созерцание в специальном значении (см. также Эйдетика); 2) созерцание как восприятие вообще; 3) эмпирическое, непонятийное, нерациональное постижение действительности. В другой группе значений понятие «созерцание», наоборот, дает как раз непосредственное, не связанное с чувствами постижение нечувственных значений, идей, ценностей, действительных вещей: 1) созерцание как рассмотрение значений чисто логического и математического характера; 2) созерцание в духе Платона, т. е. внутренний процесс непосредственного образования идей и ценностей; 3) созерцание как нравственное осознание этических ценностей и норм в кантовском смысле; 4) созерцание как восприятие абсолютного, Бога — интеллектуальное созерцание в духе немецкого идеализма; см. также Интуиция, Созерцание сущности. J. König. Der Begriff der Intuition, 1926; W. Cramer. Das Problem der reinen A., 1937; K. Reich. A. als Erkenntnisquelle, in: ZphF, 2 (1947); R. Zocher. Zur Erkenntnistheorie der empirischen A., in: ZphF, 6 (1952);
B. Barthlen. Der Begriff der A., 1954; F. Kaulbach. Die A. in der klassischen u. modernen Physik, in: Philos. Nat., 5 (1958); W. Flach. Zur Prinzipienlehre der A., 1963.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961