Союз русского народа
СОЮЗ РУССКОГО НАРОДА
орг-ция черносотенцев в России в 1905 - 1917. Гл. положения программы: сохранение самодержавия, нераздельность России, великодерж. шовинизм, религ. нетерпимость, антисемитизм. Центр находился в Петербурге, многочисл. отделения (до 900) действовали в разных городах. Особенно крупные - в Москве, Одессе, Киеве, Саратове, Почаеве. Николай 11 покровительствовал деятельности этой орг-ции, «С. р, н.» опирался на реакц. часть мелкой буржуазии города, кулаков, помещиков, часть интеллигенции, духовенство, на деклас. городские элементы, на часть малосознат. рабочих и крестьян, был организатором евр. погромов, вдохновителем Бейлиса дела. После победы Февр. революции был распущен.
Источник: Православие. Словарь атеиста. М. Политиздат 1988.— 272 с. ISBN 5-250-00079-7
Союз русского народа
черносотенная политическая организация, возникшая в октябре 1905 г. в Петербурге для активной борьбы с революцией. Выставив своим главным лозунгом борьбу за "самодержавие, православие и народность", союз объединил в своих рядах ранее существовавшие черносотенные группы и развил на этой основе энергичную деятельность. Организаторами и главными руководителями союза в первое время были: доктор Дубровин, Марков, Пуришкевич, Никольский, Булацель и др. Официальным органом союза были газеты "Русское Знамя" и "Объединение". Программа "Союза русского народа" исчерпывалась следующими пунктами:
"1. Благо родины - в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности.
2. Православной христианской церквии должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение.
3. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше в единении царя с народом".
"Союз русского народа" был главным организующим центром черносотенных дружин и вдохновителем контрреволюционных и еврейских погромов. Потерпев поражение на выборах в I Государственную Думу, союз направил свою деятельность на подрыв думской работы. Во время выборов во II Думу "союзникам" удалось, при содействии полиции, провести в Думу нескольких своих членов (Пуришкевича, Маркова, Крупенского и др.). С середины 1907 г. Союз начинает разлагаться и распадаться на два лагеря: 1) сторонников прекращения внедумской погромной деятельности - это крыло возглавлял Пуришкевич - и 2) сторонников Дубровина, стоявших за продолжение прежней погромной тактики. После выхода из Союза Пуришкевича, Маркова и др. в организации начинается еще большее разложение. Победа контр-революции сделала ненужным дальнейшее существование "Союза русского народа", роль его взяло на себя само правительство. /Т. 2/
"1. Благо родины - в незыблемом сохранении православия, русского неограниченного самодержавия и народности.
2. Православной христианской церквии должно быть предоставлено первенствующее и господствующее в государстве положение.
3. Самодержавие русское создано народным разумом, благословлено церковью и оправдано историей; самодержавие наше в единении царя с народом".
"Союз русского народа" был главным организующим центром черносотенных дружин и вдохновителем контрреволюционных и еврейских погромов. Потерпев поражение на выборах в I Государственную Думу, союз направил свою деятельность на подрыв думской работы. Во время выборов во II Думу "союзникам" удалось, при содействии полиции, провести в Думу нескольких своих членов (Пуришкевича, Маркова, Крупенского и др.). С середины 1907 г. Союз начинает разлагаться и распадаться на два лагеря: 1) сторонников прекращения внедумской погромной деятельности - это крыло возглавлял Пуришкевич - и 2) сторонников Дубровина, стоявших за продолжение прежней погромной тактики. После выхода из Союза Пуришкевича, Маркова и др. в организации начинается еще большее разложение. Победа контр-революции сделала ненужным дальнейшее существование "Союза русского народа", роль его взяло на себя само правительство. /Т. 2/