пятидесятническое движение евангелического протестантизма в России. Был образован в 1990 на съезде представителей 45 пятидесятнических церквей, к-рые решили объединиться для сотрудничества в деле проповеди Евангелия и служения благотворительности на территории РФ. В состав союза вошло 4 региональных церк. объединения. Руководителем СХВЕ был избран В.М. Мурза, возглавляющий союз до сего дня.
Пятидесятнические общины на территории России появились в кон. 19 в. в южных районах империи в среде прот. церквей. При монархическом режиме эти общины находились на нелегальном положении вместе с др. евангельскими христианами. Офиц. Русская Православная церковь преследовала их, причисляя к разряду сектантов. Только после Окт. 1917 стало возможным беспрепятственное существование и распространение этих церквей, связанное с деятельностью миссионеров И.Е. Воронаева, Г. Шмидта и др.
К нач. 30-х гг. функционировало до 700 общин ХВЕ. В годы сталинских репрессий пятидесятники снова оказались на нелегальном положении; многие его руководители были арестованы. В 1945 руководители пятидесятников вступили во Всесоюзный Совет Евангельских христиан-баптистов (ВСЕХБ). Только в 70-е гг. стала возможной автономная регистрация общин пятидесятников, но ни о каком распространении их вероучения не могло быть и речи. В 1987 пятидесятнические церкви вышли из состава ВСЕХБ; мн. верующие выехали за рубеж, воспользовавшись предоставленными возможностями. К 1990 была завершена подготовительная работа по созданию самостоятельного Союза ХВЕ. Учение ХВЕ предполагает веру в триединого Бога, спасение через личное обращение к вере в Иисуса Христа, признание богодухновенности Свящ. писания, крещение взрослых по вере, крещение Духом Святым с проявлением Духовных Даров, доступное любому верующему; ориентирует прихожан на исполнение евангельских заповедей. В богослужебной практике ХВЕ придерживаются традиционного прот. образца: главное место здесь занимают проповедь, пение гимнов, молитвы; существуют специальные богослужения: хлебопреломления (причастие), рукоположения новых служителей, евангелизационные служения, связанные с общехрист. праздниками, бракосочетания, траурные служения. Право священнодействия имеют избранные и поставленные служители: епископы, пресвитеры, дьяконы. Собрания Христиан веры евангельской не требуют культовых зданий. Церкви ХВЕ ведут работу с нуждающимися гражданами в больницах, детских домах и интернатах, в местах лишения свободы. Представители церквей ХВЕ выступают в средствах массовой информации (в т. ч. электронных), выпускают христ. газеты и журналы («Примиритель», «С Верой, Надеждой, Любовью», «Верую» и др.). Для подготовки священнослужителей СХВЕ имеет 12 библейских школ и 3 богословских вуза: в Москве, Иркутске и Петрозаводске. Союз поддерживает и развивает широкие международные связи: СХВЕРФ входит в Европейский совет ХВЕ и Объединенный Евроазиатский Союз ХВЕ, представители России являются постоянными участниками Всемирных пятидесятнических конференций. В наст. вр. в СХВЕ входит ок. 700 церквей, они представляют 33 региональных отделения поместных общин. Важнейшие вопросы жизнедеятельности союза полномочен решать Съезд представителей церквей ХВЕ России. Он избирает Совет союза, состоящий из Председателя СХВЕ РФ, крый является старшим епископом церквей ХВЕРФ и входит в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ, и его помощников. Совет союза руководит текущими делами СХВЕ. Региональные объединения союза возглавляют епископы СХВЕ. Вся деятельность объединения основывается на принципе самостоятельности церквей и добровольного братского сотрудничества. При СХВЕРФ существуют отделы, воплощающие на практике цели и задачи союза: евангелизационный, образовательный, воскресных школ, молодежный, издательский. Работают также благотворительные миссии СХВЕ, к-рые осуществляют свою деятельность на добровольные пожертвования верующих.
Союз Христиан веры евангельской Российской Федерации
Союз Христиан веры евангельской Российской Федерации (СХВЕ РФ)
Источник: Религии народов современной России