СОВРЕМЕННОСТЬ в искусстве

Найдено 1 определение
СОВРЕМЕННОСТЬ в искусстве
обращение художника в своем творчестве к событиям определенного периода времени, очевидцем к-рого он является-С. в и.— это отражение в иск-ве «исторического сегодня», неразрывно связанного с ближайшим и, возможно, более отдаленным этапом уже прожитого и в то же время своими перспективами устремленного в завтрашний день. Рассматривать С. вне границ времени, какими бы они ни были — более широкими или более узкими,— значит трактовать ее расплывчато, неопределенно, без нужных параметров. Однако понятие «С. в и.» не только временное. Основополагающие качества и принципы иск-ва — партийность, народность, реализм — не существуют вне его связи с насущными общественными проблемами и задачами, с жизнью народа, вне его воспитательных функций. Все это предполагает обращение иск-ва к наиболее важным темам С., к волнующим миллионы людей вопросам, худож. осмысление и отражение происходящих в стране, в мире сложных, противоречивых процессов; требует уделять первостепенное внимание наиболее существенному в диалектике совр. общественного развития. Не случайно в документах КПСС не раз подчеркивалась особая общественная значимость иск-ва, в к-ром актуальные темы С. получают яркое худож. воплощение. А отсюда вытекает и нравственно-эстетическая задача деятелей иск-ва — смелее и новаторски разрабатывать темы С. Обращение к С. позволяет иск-ву играть исключительно эффективную худож.-познавательную роль: это анализ текущих процессов общественной жизни, выявление их причинно-следственных связей с событиями предыдущих лет, худож. прогноз возможных в будущем последствий происходящего сегодня (Предвосхищение в искусстве). Т. обр., С, в и.— необходимое условие обеспечения действенности политических и идеологических функций иск-ва, его активной роли в общественной жизни, высокого авторитета и признания миллионов. Иногда понятие «С, в и.» трактуется расширительно — каксовр. видение всякого воспроизводимого в иск-ве сюжета, в т. ч. исторического (напр., стремление художника выразить при показе эпохи Ивана Грозного или Петра I дух своего времени, идеи, волнующие его современников). Разумеется, без субъективного фактора, определяющего худож. видение предмета изображения, нет творческого процесса, нет иск-ва, более того, без совр. взгляда на вещи никакая актуальная сама по себе тема не обеспечит С. в и. В этом смысле С. в и. «двуедина»: предполагает С. как предмет изображения, так и его восприятие художником и отображение в произв. Но это не означает правомерность такой расширительной трактовки С. в и., когда к совр. относятся любые созданные сегодня произв. на историческую тему. Бесспорно, можно написать роман или снять ленту на историческую тему так, чтобы они звучали остро, актуально, отвечали злобе дня. Известно, как современно могут звучать спектакли и фильмы, поставленные по классическим произв. иск-ва. Однако никакая совр-трактовка классики, даже с весьма произвольным перекраиванием оригиналов, внесением в них собственных взглядов режиссера, и вызванными этим соответствующими ассоциациями у зрителей, не представит совр. действительность, ее реальное отражение. Худож. практика свидетельствует, что обеспечить подлинную С. в и. не всегда легко. К тому же в нек-рых видах искусства и жанрах это представляет особые трудности (музыка, балет, опера). Нередки случаи компрометации С. в и., когда создаются скороспелые соч., часто носящие конъюнктурный характер, или когда предпринимаются попытки прикрыть отсутствие таланта актуальностью темы. Часто о С. в и. судят по тому, какие темы, сюжеты соответствуют жизненным реалиям, проблемам, к-рыми живет страна и народ. Однако актуальность, острота темы,— условие необходимое для С. в и., но еще недостаточное. Для создания подлинно совр. произв. иск-ва нужна глубокая мысль, большая
идея, подчиняющая себе образное решение, нацеливающее на поиск соответствующих структурных и изобразительно-выразительных средств (Содержание и форма в искусстве). История иск-ва, в т. ч. советского, убедительно говорит о том, что обращение к С. дает художнику самые широкие возможности для выбора различных приемов, обеспечивающих реализацию его замысла. Конечно, они должны быть оправданны (в одном из самых политически совр. произв.— в фильме Т. Абуладзе «Покаяние» наряду с «чистым» реализмом есть элементы сюрреализма, гротеска, фантасмагории и даже абсурда), иначе превратятся в голый трюк, в лучшем случае — любопытный, в худшем — дурной. С. дает художнику неисчерпаемый материал, питает его творчество интереснейшими темами и характерами. Обращение к ней обеспечивает прочную связь иск-ва с жизнью, позволяет ему активно помогать народу, партии в решении стоящих перед советским об-вом задач.

Источник: Эстетика: Словарь

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
9.61 мб

Искусство войлока в Адыгее: традиции и современность

Абакумова Елена Викторовна
Рассматриваются традиционные способы художественной обработки шерсти в Республике Адыгея, возрождение и адаптация этого вида искусства к современности.
Читать PDF
3.09 мб

Народное искусство Якутии - традиции и современность

Татьяна Петровна Тишина
Читать PDF
214.84 кб

МИРОВОЙ ТЕРРОРИЗМ: ИСКУССТВЕННЫЙ СТРАХ СОВРЕМЕННОСТИ

Закутин А.
«Геополитика (информационноаналитическое издание). Терроризм», М., 2014 г., вып. XXV, с. 48-50.
Читать PDF
911.52 кб

КЛЕМЕНТ ГРИНБЕРГ И АРНОЛЬД ГЕЛЕН О СОВРЕМЕННОСТИ ИСКУССТВА

Колленберг-Плотников Бернадетта
Основная черта новой теории искусства состоит в том, что, по сути, ею тематизируется вовсе не искусство, но эстетизация. На передний план в ней выступают такие понятия, как образ или культура.
Читать PDF
250.12 кб

Традиции и современность в изобразительном искусстве Турции

Айхан Бенги
В статье проводится анализ причин кардинального пересмотра турецкой художественной общественностью многовековых традиций творческого решения пластических задач в изобразительном искусстве Востока в контексте достижений Западноевро
Читать PDF
136.64 кб

Боевые искусства и современность (постмодернистский аспект)

Сарычев О. В.
Рассматривается процесс трансформации боевых искусств в эпоху постмодерна в сторонуразвития смешанных единоборств.
Читать PDF
235.38 кб

Кукла как феномен искусства анимации: традиции и современность

Рыльский Герман Витальевич
В статье рассматривается феномен куклы на примере традиционных верований славян и отечественной анимации. Рассматриваются обрядовые куклы, куклы-обереги, тотемные куклы и др.
Читать PDF
477.22 кб

Музыка в кармане: приватизация искусства как тренд современности

Дробышева Елена Эдуардовна
Используя концепт «мобильной приватизации», разработанный представителями Британской школы культурных исследований Р. Уильямсом и Д.
Читать PDF
5.35 мб

Звуковое оформление в театральном искусстве: история и современность

Зубрильчева Валерия Владимировна
В статье отражены основные этапы возникновения и развития звукового оформления в театральном искусстве с древнейших времён до настоящего времени.
Читать PDF
1.22 мб

Особенности женского искусства негидальцев: традиции и современность

Лебедева Валентина Владимировна
Статья посвящена негидальцам самому малочисленному этносу Приамурья.
Читать PDF
352.69 кб

Изобразительное искусство современности: необходимость или безысходность?

Гуляев Павел Степанович
Статья посвящена исследованию актуальной проблемы необходимости современного изобразительного искусства как самовыражения личности художника.
Читать PDF
318.77 кб

Искусство художественной обработки дерева в диалоге истории и современности

Пиликина Н.Н.
Материал посвящен искусству художественной обработки дерева, рассмотрению различных сторон мастерства художественной обработки дерева, личности мастера-творца и дизайнера, анализу взаимосвязей материала и способов его художественн
Читать PDF
813.20 кб

ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ В МУЗЫКАЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ПРОШЛОЕ, НАСТОЯЩЕЕ, БУДУЩЕЕ

Ан Анжелла Александровна
На свете нет вещей, которые берутся ниоткуда. Как человек имеет предков, как река имеет исток, так и музыка, какой бы новой и современной она ни казалась, вырастает из музыки прежних времён.
Читать PDF
382.13 кб

«Воля к власти» и координаты современности в философии искусства Бориса Гройса

Бабошко Елена Юрьевна, Галкин Дмитрий Владимирович
Авторы статьи обращаются к одной из фундаментальных проблем культурной теории и философии искусства вопросу о координатах современности, которые не только задают художественный опыт «современного искусства», но и определяют тесную
Читать PDF
353.13 кб

Китайское лаковое искусство: преемственность в развитии от традиции к современности

Чжан Хунвэй
Темой статьи является проблематика преемственности и перехода лакового ис кусства Китая от традиции к современности.