СОВИ Альфред

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское]

СОВИ Альфред
31.10.1898, Вильнев-де-ла-Рао), франц. демограф, социолог и экономист, обществ. деятель. Основатель Нац. ин-та демографич. исследо­ваний (1946) и журн. «Population». С.-автор более 20 книг по демографии, социологии и обществ.-политич. проблемам. В работе «Общая теория населения» (v. 1-2, 1952-54, рус. пер., т. 1-2, 1977) исследовал соотношение социальных и биологич. процессов в воспроизве населения и воздействие демографич. процессов на общественное, в т. ч. экономич., развитие. В этой и др. работах - «От Мальтуса до Мао Цзедуна» («De Malthus а Мао Tse Toung», 1958), «Мальтус и два Маркса» («Malthus et les deux Marx», 1963), «Мифология нашего времени» («Mythologie de notre temps», 1965) подверг резкой и аргументированной критике мальтузианство, выявил зависимость самого определения «оптимум на­селения» от технич. прогресса и социально-экономич. строя общества, исследовал соотношение демографич. и экономич. инвестиций. Осуждая «мальтузианский культ богатства», воплощенного в наличных материаль­ных ценностях, С. подчеркивает, что подлинное богат­ство заключается в развитии человеч. потенциала об­щества (в особенности в науч. знании, технич. опыте и производств. квалификации людей); по его мнению, технич. прогресс в целом ведет к увеличению, а не со­кращению занятости населения. Согласно С., демогра­фия выступает как «очеловеченная» политэкономия и социология, измеряющая обществ. проблемы не в их денежном выражении, а в людях. С. принадлежит так­же много работ по социальной психологии, проблемам обществ. мнения, гос. устройства, экономич. истории Франции и актуальным проблемам внутр. и внеш. по­литики. В кн. «Нулевой рост?» («Croissance zero?», 1973), «Конец богатых» («La fin des riches», 1975) и «Стои­мость и ценность человеч. жизни» («Cout et valeur de la vie humaine», 1977) С. выступает с критикой экологич. пессимизма и призывает к устранению экономич. кон­трастов между развитыми и развивающимися странами. Вместе с тем для С. характерно типичное для рефор­мистов одностороннее истолкование марксизма, а в по­следних работах увлечение мелкобуржуазно-радикаль­ными взглядами. По своим политич. взглядам С. бли­зок к «демократич. социализму» и в кн. «План Сови» («Le plan Sauvy», I960), «Социализм в условиях сво­боды» («Le socialisme en liberte», 1974) и др. придержи­вается концепции т. п. «смешанного общества» по об­разцу Швеции. С - активный сторонник мирного со­существования двух систем, а также экономического и культурного сотрудничества между Францией и СССР.

Источник: Советский философский словарь

СОВИ Альфред

(р. 31 окт. 1898) – франц. социолог, демограф и экономист. В 1946 организовал нац. ин-т демографич. исследований, к-рым руководил до 1963, и одновременно был редактором журн. "Population"; с 1959 возглавил кафедру демографии Коллеж де Франс. С. – почетный президент Междунар. демографич. союза. Исследуя демографич. процессы, С. обращал гл. внимание на проблемы относит. самостоятельности демографич. процессов и их влияние на обществ. развитие; воздействие технич. прогресса, в частности автоматизации, на население; соотношение экономич. и демографич. инвестиций, особенно в развивающихся странах Азии, Африки и Лат. Америки; постарение населения, взаимоотношения поколений и роль молодежи в обществе; демографич. последствия войн и др. С. выступает решит. противником мальтузианства. Осн. теоретич. взгляды развиты С. в работе "Общая теория народонаселения" ("Th?orie g?n?rale de la population", v. 1–2, P., 1952–54). С. подверг критике неомальтузианское истолкование "оптимума населения", подчеркивая зависимость самого определения оптимума от социально-экономич. строя общества. Для С. характерен историч. подход к демографич. процессам. Демография у С. – это "очеловеченная" политич. экономия и социология. Политич. взгляды С. наиболее полно изложены им в кн. "План Сови" ("Le plan Sauvy", P., 1960), к-рая содержит программу демократических преобразований и структурных реформ социально-экономич. строя Франции. С. выступает сторонником мирного сосуществования двух систем, разоружения, экономич. и науч. сотрудничества между Францией и СССР. В кн. "От Мальтуса до Мао Цзэ-дуна" ("De Malthus ? Мао Ts?e Toung", P., 1958) и "Мальтус и два Маркса" ("Malthus et les deux Marxs", P., 1963) С. отмечает положит. значение марксистской критики мальтузианства; однако наряду со справедливой критикой по адресу догматич. извращений марксизма, в этих книгах дает себя знать типичное для реформистов непонимание и одностороннее истолкование марксизма. В кн. "Мифология нашего времени" ("Mythologie de notre temps", P., 1965) С. показывает, что социальные предрассудки и экономич. догмы в совр. капиталистич. обществе препятствуют рациональному решению проблем (образования, занятости, жилищного строительства и т.д.) и порождают иллюзии о последствиях научно-технич. революции, в частности опасения массовой безработицы в результате автоматизации. С. считает, что технич. прогресс в целом увеличивает потребности в рабочей силе и занятость населения. Он осуждает "мальтузианский культ богатства", воплощенного в наличных материальных ценностях, во имя подлинного богатства нации, заключенного во всестороннем развитии человеч. личности. Соч.: L´Europe et sa populations, P., [1954]; L´opinion publique, P., 1956; La nature sociale, P., 1957; La mont?e des jeunes, P., 1959; La bureaucratie, 2 ?d., P., 1961; Les limites de la vie humaine, P., [1961]; La pr?vention des naissances, P., 1962; Histoire ?conomique de la France entre les deux guerres, [v. 1, P., 1965]; в рус. пер. – Отношение между демографией и социальными науками в капиталистич. странах, "ВФ", 1957, No 6; Постарение населения и омоложение обществ. институтов, в кн.: Какое будущее ожидает человечество?, Прага, 1964. Лит.: Марксистская и бурж. социология сегодня, М., 1964, с. 7–60. Э. Араб-оглы. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.