Советская марксистская философия

Найдено 1 определение
Советская марксистская философия
возникла после Октябрьской социалистической революции. В первые годы своего существования развивалась в борьбе против остатков старой, буржуазной философии, а также против философских теорий меньшевизма, рус. махизма (Богданов и др.) и т. п. В 1922 был создан первый марксистский философский журнал «Под знаменем марксизма», в третьем номере к-рого была опубликована статья В. И. Ленина «О значении воинствующего материализма», посвященная задачам журнала и развития С. м. ф. Эта статья Ленина, как и др. его теоретические работы, оказала решающее влияние на всю последующую деятельность советских философов. В первые годы осн. задача заключалась в формировании новых философских кадров, тесно связанных с Коммунистической партией и всей ее борьбой за социалистическое переустройство страны. Классовая борьба первого периода существования Советского государства находила свое выражение во всех областях идеологии, в т. ч. и философии. В конце 20 — начале 30-х гг. развернулась критика рецидивов механистического материализма (Н. И. Бухарин, А. И. Варьяш, В. Н. Сарабьянов и др.), а также проявлений меньшевиствующего идеализма (группа А. М. Деборина), сущность к-рого состояла в отождествлении марксистской диалектики с гегелевской, в отрыве теории от практики, недооценке ленинского этапа в развитии философии и т. д. Появились первые учебные пособия, разъясняющие сущность диалектического и исторического материализма. В журнале «Под знаменем марксизма» (прекратил свое существование в 1944) и др. изданиях разрабатывались философские проблемы строительства социалистического об-ва, культурной революции, с позиций марксистской философии переосмысливалась история философии прошлого, велась борьба за союз с естествоиспытателями, за переход их на позиции диалектического материализма. Опубликованные впервые произведение Ф. Энгельса «Диалектика природы» (1925), а затем ленинские «Философские тетради» (1929) дали толчок исследованию новых вопросов. Однако развитие советской философии, как и др. общественных наук, серьезно тормозилось в годы культа личности Сталина. Его работа «О диалектическом и историческом материализме» без всяких оснований была объявлена вершиной марксистской философии. Критика партией культа личности и решения XX съезда КПСС положили начало новому этапу в развитии советской философии. Этот этап характеризуется значительным расширением тематики философских исследований и углублением подхода к освещению актуальных вопросов совр. философской науки. Большое место стало занимать изучение ленинского философского наследства. Были созданы новые учебники и учебные пособия, преодолевшие черты догматизма, связанные с культом Сталина. Гл. направление развития совр. советской философии обусловлено задачами коммунистического строительства, к-рые определены решениями XX и XXII съездов КПСС и новой Программой КПСС. Решения партии, обобщающие практику коммунистического строительства в СССР и всего мирового развития, наполнены глубоким философским содержанием, научно раскрывают закономерности развития об-ва в совр. условиях. Большое значение для творческого развития марксизма и марксистской философии имеют выступления Н. С, Хрущева; их особенностью является неразрывное единство теории и практики, смелый творческий подход к проблемам, выдвигаемым исторической практикой. Ряд советских философов, преимущественно социологов, работает над вопросами о закономерностях коммунистического строительства, о диалектике перехода от социализма к коммунизму, о развитии Советского государства, о слиянии двух форм социалистической собственности в коммунистическую, о преодолении существенных различий между городом и деревней, между физическим и умственным трудом, о развитии социалистической культуры и др. (Г. М. Гак, Г. И. Глезерман, Л. Ф. Ильичев, Ф. В. Константинов, Ц. А. Степанян, В. П. Тугаринов, П. Н. Федосеев, В. А. Фомина, Г. П. Францев, Д. И. Чесноков и др.). Хотя конкретные социальные исследования все еще занимают недостаточное место в философской литературе, за последние годы появились работы, посвященные подъему культурно-технического уровня рабочего класса, стиранию различий между городом и деревней, преодолению религиозных пережитков и т. п. Значительное место в исследованиях советских философов занимают вопросы диалектического материализма. Наиболее важные из них — это вопросы, связанные с обобщением совр. естествознания, с дальнейшей разработкой материалистической диалектики, новых форм проявления ее законов в условиях социализма, вопросов диалектической логики и теории познания. Руководствуясь указаниями Ленина, советские философы исследуют логику «Капитала», используя ее для разработки вопросов диалектической логики и теории познания, изучают категории диалектического материализма, работают над проблемой материалистической системы категорий, философскими вопросами естествознания (Э. В. Ильенков, Б. М. Кедров, П. В. Копнин, Э. Кольман, И. В. Кузнецов, М. Э. Омельяновский, М. Н. Руткевич, В. И. Свидерский, Е. П. Ситковский, А. Г. Спиркин, Б. С. Украинцев, В. П. Чертков и др.). Большую работу ведут советские философы в области марксистского исследования всемирной истории философии; за последние годы проделана значительная работа по изучению рус. материалистической философии; группа философов занимается критическим исследованием современной буржуазной философии (В. Ф. Асмус, М. П. Баскин, Б. Э. Быховский, А. М. Деборин, М. А. Дынник, М. Т. Иовчук, И. С. Кон, Г. А. Курсанов, А. О. Маковельский, 10. К. Мельвиль, М. Б. Митин, X. Н. Момджян, И. С. Царский, Т. И. Ойзерман, О. В. Трахтенберг, Б. А. Чагин, И. Я. Щи-панов и др.). Коммунистическое строительство выдвинуло как одну из наиболее важных задач в области философии — разработку проблем коммунистической морали, марксистской этики, борьбы с пережитками капитализма в сознании и поведении людей, против влияния религиозного мировоззрения и т. д. Этим проблемам посвящены работы ряда философов (Ю. А. Левада, А. Ф. Шишкин и др.). За последние годы большое внимание советские философы уделяют исследованию проблем эстетики — истории эстетической мысли, категорий эстетики, теории социалистического реализма, критике буржуазных эстетических концепций и т. д. (Ю. Б. Борев, А. Г. Егоров, М. А. Лифшиц, М. Ф. Овсянников, 3. В. Смирнова, Г. М. Фридлендер и др.). Если раньше советские философы, работающие в области формальной логики, занимались преимущественно изучением вопросов традиционной логики, то в последнее время они стали больше заниматься актуальными проблемами логической науки, требующими диалектико-материалистического обобщения достижений математической логики, семантики и др. (К. С. Бакрадзе, Е. К. Вой-швилло, Д. П. Горский, А. А. Зиновьев, П. С. Попов, П. В. Таванец, С. А. Яновская и др.). Появились работы, посвященные философскому анализу кибернетики, ее сущности, связи с др. науками, вопросов психологии вообще и социальной психологии в частности (Б. Г. Ананьев, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплое и др.). Перед советскими философами стоят большие задачи, и гл. среди них — более глубокое обобщение реальных процессов коммунистического строительства, развития новой культуры, формирования человека коммунистического об-ва, великой общечеловеческой морали коммунизма.
Современная марксистская философская мысль за рубежом. Победа Великой Октябрьской социалистической революции в 1917, успешное строительство социализма в ранее отсталой царской России вызвали во мн. капиталистических странах интерес к марксизму-ленинизму и его философии. Возникшие коммунистические партии, объединившиеся в III Интернационал (1919), рассматривают диалектический и исторический материализм в качестве своего философского знамени. Уже в 20-е гг. философские работы Ленина переводятся на осн. европейские языки. Революционный подъем в ряде европейских стран (1918—23) привел к усилению в некоторых компартиях левого уклона, выразившегося в субъективизме, недооценке роли народных масс в истории, в сведении социальной революции к политическому заговору (группа Бордига в Итальянской компартии). Решающее значение для разоблачения левоуклонистских взглядов имела работа В. И. Ленина «Детская болезнь «левизны» в коммунизме» (1920). Частичная стабилизация капитализма (1924—29), вызванная ею активизация буржуазной и правосоциалистической идеологии обусловили проникновение в компартии (США, Германия, Италия и др.) правого оппортунизма и его идейной основы — механистической философии. Борьба марксистов III Интернационала против левого и правого уклонов велась и по философским проблемам. В 20-е гг. по философским вопросам выступают Г. Димитров, А. Грамши, П. Тольятти, М. Торез, Э. Тельман, У. Фостер и др. Они раскрывают теоретическую несостоятельность и практический вред субъективистской идеологии и механистической философии, отстаивают учение о единстве марксистской теории и революционной практики пролетариата. Углубление общего кризиса капитализма, вызванного успехами социалистического строительства в СССР, всеобщим экономическим кризисом (1929—33), ознаменовалось установлением фашизма в ряде капиталистических стран. В идеологической области эти события выразились в усилении пропаганды иррационализма, мистицизма и т. п. Провозглашенная компартиями тактика единого и народного фронтов в борьбе против фашизма способствовала сплочению прогрессивной интеллигенции вокруг марксистов, ускорила переход ряда ее представителей на позиции диалектико-ма-териалистической философии. Борьба философов-марксистов против интуитивизма (работы Ж. Политце-ра — Франция), неогегельянства (работы Грамши), неоплатонизма (работы Г. Селэама — США), прагматизма (выступления Фостера), рем-кеанства (работы Т. Павлова — Болгария) и др. направлений буржуазной философии в 30-е гг. поднимала престиж диалектического материализма, показывала его роль в качестве методологической основы всех наук, действенного оружия в борьбе с фашистской идеологией. Новый этап в развитии марксистско-ленинской философии начался после второй мировой войны. Это обусловлено глубокими изменениями, происшедшими во всех сферах жизни современного общества: экономической, социальной и общественно-политической. В результате разгрома германского фашизма и японского милитаризма в Европе и Азии возник ряд социалистических стран. Коммунистические и рабочие партии стран народной демократии разработали важный в теоретическом и практическом отношениях вопрос о диалектике общих закономерностей социалистического строительства и национальных особенностях их проявления. В ходе социалистического строительства в странах народной демократии осуществляется культурная революция, большую роль в к-рой играет марксистско-ленинская философия. В связи с этим встала задача философского просвещения широких слоев трудящихся, освобождения их сознания от остатков буржуазной идеологии, религиозных предрассудков и т. п. В странах народной демократии наряду со старыми выступают новые кадры профессиональных философов-марксистов, к-рые не только пропагандируют научную философию в массах, но и успешно разрабатывают проблемы диалектики общественного развития и социалистического строительства (работы Павлова — Болгария, Г. Шелера — ГДР, А. Шаффа — Польша и др.), философские вопросы естествознания (работы Л. Яноши — Венгрия, Поли-карова — Болгария и др.), проблемы этики (работы Гулиана — Румыния, Бека — ГДР, Свободы — Чехословакия и др.), эстетики (работы С. Жулкевского — Польша, Абуша — ГДР и др.), истории философии (работы Лея, Гроппа —ГДР), критики совр. идеализма (работы Менде — ГДР, Боднара — Чехословакия, Ирибаджакова — Болгария и др.), логики (работы Б. Фога-раши — Венгрия, Г. Клауса — ГДР и др.). В капиталистических странах после второй мировой войны марксистская философская мысль была направлена на разработку путей борьбы за демократию и социализм в условиях нового этапа общего кризиса капитализма. В выступлениях руководящих деятелей коммунистических и рабочих партий подчеркивалось, что новые исторические условия требуют анализа национальной специфики каждой страны, поиска конкретных путей борьбы за мир, демократию и социализм. Философы-марксисты капиталистических стран активно защищают прогрессивные философские традиции, разоблачают антикоммунистическую пропаганду, новейшие приемы утонченного идеализма. В своих работах Р. Гароди, Ж. Канапа (Франция), О. Корню (ГДР), Э. Серени, Л. Лон-го (Италия), Г. Селзам и др. показывают, что коммунизм несет с собой новую культуру, новый гуманизм, к-рый опирается на лучшие традиции философии. В работах М. Корн-форта (Англия), Г. Уэллса (США), Г. Бесс, Гароди, А. Дени (Франция) и др. раскрывается теоретическое бесплодие и антинаучность новейших идеалистических течений (нео-позитивизма, экзистенциализма, неотомизма), показана их враждебность прогрессивной культуре и гуманизму. Передовая интеллигенция капиталистических стран поддерживает марксистов в их борьбе и переходит на позиции диалектического материализма (Бернал — Англия, Ланжевен, П.Вижье—Франция, Д.Фурст, Б. Данэм — США, Янагида Кэндзю-ро, Саката Сёити — Япония и др.). Сильный толчок для творческой разработки проблем марксистской философии дал XX съезд КПСС (1956), положивший начало новому этапу в развитии коммунистического движения. На этом съезде был подвергнут глубокой, всесторонней критике культ личности Сталина и тем самым расчищен путь для творческого развития марксизма-ленинизма. На съезде были сделаны важнейшие теоретические выводы о возможности предотвращения войн в совр. эпоху, о возможности наряду с немирным путем мирного пути социалистической революции, о многообразии форм диктатуры пролетариата. Выступления Н. С. Хрущева с критикой культа личности Сталина, а также по разнообразным теоретическим вопросам завоевали международное признание. Н. С. Хрущев раскрыл значение и роль в совр. исторических условиях марксистско-ленинского учения о единстве теории и практики. В Декларации Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (1957) были сформулированы общие закономерности перехода от капитализма к социализму и подчеркнуто значение диалектического материализма как науки о наиболее общих законах развития природы, об-ва и мышления. В Заявлении Совещания представителей коммунистических и рабочих партий (1960) было дано марксистское определение совр. эпохи, всесторонне раскрыты пути борьбы за мир, демократию и социализм в совр. условиях. Огромное значение для творческого развития марксизма-ленинизма имеет новая Программа КПСС, принятая XXII съездом партии. Творческое развитие марксистской философской мысли в зарубежных странах протекает в условиях острой идеологической борьбы, к-рая ведется не только против буржуазной и реформистской идеологии, но также против ревизионизма и догматизма. С глубокой критикой ревизионизма и догматизма, раскрывающей их опасность для коммунистического движения, выступили видные марксисты-ленинцы ряда стран.

Источник: Философский словарь. 1963