СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ

Найдено 1 определение
СОВЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ
первая в истории международная организация многостороннего экономического сотрудничества социалистических стран. Его образование в 1949 явилось прямым следствием формирования мировой системы социализма, становления нового типа международных отношений.
В СЭВ входит 10 государств Европы, Азии и Америки: НРБ, ВНР, СРВ, ГДР, Республика Куба, МНР, ПНР, СРР, СССР, ЧССР. Албания с кон. 1961 в деятельности СЭВ не участвует. При существующем еще различии в уровнях экономического развития братские социалистические страны сближает общность социально-экономического и политического строя, коренных целей общественного развития и единая идеология — марксизм-ленинизм. Эта общность является основой для всей деятельности СЭВ, к-рая строится на принципах интернационализма, суверенности, равноправия, взаимной выгоды и товарищеской взаимопомощи, учета национальных интересов.
Высший орган СЭВ — сессия СЭВ. В период между сессиями (собираются не реже одного раза в год) главным исполнительным органом СЭВ является Исполнительный комитет, а главным административным органом — Секретариат, к-рые руководят деятельностью комитетов и постоянных комиссий. Объединив усилия, страны СЭВ не только выстояли в тяжелых условиях «холодной войны», справились с политическими бойкотами и экономическими санкциями, преодолели разрушительные последствия 2-й мировой войны, но и превратились в динамично развивающийся международный механизм социалистической экономической интеграции. В 1986 по сравнению с 1950 произведенный национальный доход стран СЭВ увеличился в 9,7 раза, их валовая промышленная продукция — в 15, сельскохозяйственная — в 2,8 раза. На долю государств — членов СЭВ приходится 20 % мировых патентов на новую технику и технологию. Начав с простои торговли, СЭВ перешел в 50-х гг. к координации национальных народнохозяйственных планов, занялся проблемами специализации и кооперирования, разработкой долгосрочных целевых и долгосрочных комплексных программ. В наши дни СЭВ организует всестороннее экономическое и научно-техническое сотрудничество по развитию производства, рациональному использованию природных ресурсов в целях дальнейшего ускорения научно-технического прогресса и интенсификации общественного производства. Социалистическая интеграция обогатилась новыми организационно-производственными формами, такими, как, напр., прямые связи предприятий, совместные предприятия и т.д., что непосредственно вовлекло в ее сферу миллионы трудящихся братских стран.
В 1984 на Совещании руководителей партий и глав правительств в Москве было принято решение о разработке Комплексной программы научно-технического прогресса стран—членов СЭВ до 2000 года. В этой программе (принята в 1985) определены пять приоритетных направлений, на основе развития к-рых предстоит обеспечить качественные сдвиги в структуре и техническом уровне производства, добиться кардинального изменения условий труда, дальнейшей интенсификации производства и на этой основе существенно повысить жизненный уровень, улучшить бытовые условия трудящихся.
В соответствии с решениями 43-го (внеочередного) заседания сессии СЭВ (1987), ознаменовавшей начало качественно нового этапа в деятельности СЭВ, были намечены осн. направления перестройки механизма сотрудничества и деятельности СЭВ, включая усиление экономических рычагов, разработку и согласование нормативных основ интеграционного механизма, правовых и экономических условий прямых кооперационных связей; согласование экономической политики, разработка долгосрочных программ сотрудничества в важнейших областях и т.д. Предполагается сделать структуру СЭВ более компактной, устранить многоступенчатость и параллелизм в его работе; Деятельность СЭВ будет сосредоточена гл. обр. на организации сотрудничества по вопросам, для решения к-рых требуется межгосударственный уровень (конкретные вопросы, не имеющие общегосударственного значения передаются для решения национальным органам отраслевого управления, предприятиям стран, международным отраслевым организациям и т.д.). Совет сконцентрирует свои усилия на согласовании экономической, научно-технической политики стран СЭВ в областях, связанных с взаимным сотрудничеством. Роль СЭВ как ведущего органа в совершенствовании международного социалистического разделения труда повышается. 44-е заседание сессии СЭВ в Праге (1988) приняло решение о разработке комплекса изменений в производственной структуре, инвестиционной политике, разделении производственных программ между странами Совета и их участии в решении приоритетных задач НТР.
Со времени создания СЭВ является открытой организацией, в к-рую может вступить любая страна, разделяющая принципы Совета и желающая участвовать в широком экономическом сотрудничестве со странами СЭВ. СЭВ сотрудничает почти с 70 международными организациями и имеет более 20 собственных международных организаций. Огромные масштабы получило сотрудничество СЭВ с развивающимися странами. В этих странах при участии государств — членов СЭВ построено или строится ок. 5 тыс. промышленных предприятий и объектов. СЭВ стремится к налаживанию контактов с Европейским экономическим сообществом (ЕЭС) в интересах общеевропейского сотрудничества. В 1988 подписана Совместная декларация 06 установлении официальных отношений между СЭВ и ЕЭС.

Источник: Современная идеологическая борьба. Словарь.



Найдено научных статей по теме — 2

Читать PDF
131.59 кб

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ СОВЕТА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ВЗАИМОПОМОЩИ (СЭВ)

Андрей Сергеевич Кошкин
Рассмотрены значение и проблематика правовой организации СЭВ.
Читать PDF
333.07 кб

«Мировой кооператив народов»: Совет экономической взаимопомощи, который пытался построить Н. С. Хрущ

Липкин Михаил Аркадьевич
На основе неопубликованных документов Российского государственного архива экономики рассматривается инициатива советского руководителя Н.С. Хрущева по реформированию Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) в 1962–1963 гг.