СОВЕРШЕНСТВО
Совершенство
Свойство быть совершенным (Совершенный). Часто говорят, что совершенство – не от мира сего, подразумевая под этим, что существует другой, идеальный мир, с которым и проводится сравнение. Понятие совершенства имеет только относительный смысл (Спиноза, «Этика», часть IV, Предисловие; см. также часть I, Прибавление). Абсолютное совершенство – нонсенс или сам абсолют, но не потому, что с нашей точки зрения оно не должно иметь никаких недостатков, а потому, что в нем не должно быть никакой нехватки чего бы то ни было (оно должно быть всем, что есть, и всем, что может быть). Таково бытие Парменида и мистиков.
Источник: Философский словарь.
СОВЕРШЕНСТВО (БОГА)
Бог не нуждается ни в каком развитии, потому что в Нем все Его качества имеют полноту действенности; Бог не нуждается ни в чем внешнем, чтобы действовать и осуществлять Свою волю и замысел; Бог творит свободно, без всякой необходимости, премудро и в духе высшей любви, даруя твари бытие, не нуждаясь в ее благодарности, не предъявляя ей никаких условий, но Он готов даровать ей не только существование, но и высшую полноту жизни и совершенства в отношениях подлинной взаимной любви. Никакое творческое деяние не может ничего ни прибавить, ни убавить в божественной Сущности. Если бы Бог действовал иначе, это было бы выражением Его несовершенства, признанием того, что в Нем есть какая-то недостаточность.
Источник: Краткий религиозно-философский словарь
СОВЕРШЕНСТВО
полнота всех достоинств, высшая степень к -л. качества, оптимальность состояния и развития эстетического феномена, выражающаяся в полном соответствии сущности и явления; мера каждого вида, лучшие в своем роде предметы и явления действительности и результаты целесообразной деятельности. С. обладает эстетическим значением, поскольку оно — свидетельство гармоничности и целесообразности (по Канту, С.— «доведенная до единства согласованность многообразного» и объективная целесообразность). С. получило свой эстетический потенциал в человеческой деятельности, в к-рой достигаются высокие свершения (слово «С.» этимологически связано со словом «совершать»). Объективно существующее С.— аналог результатов в высшей степени успешной деятельности, полностью реализующей свои цели. Однако в истории эстетики отмечалось, что прекрасное и С. хотя и связанные между собой, но разные понятия. Гегель критиковал определение прекрасного как совершенного за его формальность, за игнорирование содержания красоты. По словам Чернышевского, «все прекрасное превосходно в своем роде. Но не все превосходное в своем роде прекрасно...». Описанная Н- В. Гоголем миргородская лужа не может рассматриваться как нечто прекрасное, хотя она была, наверно, самой совершенной лужей. Понятие С, само-по себе не содержит ценностной характеристики явлений, а лишь подчеркивает их превосходство в своем роде Ведь может быть и «совершенная правда» и «совершенный дурак». Оно не определяет и эстетическую специфику. С. может быть и эстетическим, и нравственным. и экономическим, и технические и т. п. Но если не всякое С. прекрасно, то ценностное представление о красоте присуще явлениям в их С., т. е. в полном и высшем выражении эстетических достоинств. Худож. С. означает достижение гармонии между содержанием и формой в произв. иск-ва, на к-ром лежит печать творческого таланта и виртуозного мастерства.
Источник: Эстетика: Словарь
Совершенство (teleos)
а) Главное значение платоновского «совершенства»— это целостная полнота и всесторонний охват предмета, Демиург при построении совершенного космоса пользуется всеми стихиями, «чтобы наивозможно целое живое существо было совершенно, состоя из совершенных частей». Поэтому он придал ему и соответствующую фигуру— шаровидную, «охватывающую в самой себе всевозможные фигуры». Такая фигура «совершеннее всех фигур и больше всего подобная самой себе» (Tim., 33 ab). Создавая «прекраснейший» космос. Демиург заключил, что «нечто неразумное, никогда как творение не будет прекраснее того, что имеет ум, если сравнивать и то и другое как целое; а ума не может быть ни в чем без души». «Следуя такой мысли, ум вселил он в душу, а душу — в тело, и построил вселенную так именно, чтобы произвести нечто по природе прекраснейшее и чтобы творение вышло совершенным» (Tim., 30 аЬ).
Итак, совершенство космоса заключается в том, что он ничего не оставляет вне себя, что он содержит в себе все, все стихии и тела, все души и умы (следовательно, всецело мировой ум) и всеохватывающую мировую душу. Совершенно, по Платону, то, что охватывает все свои части и не испытывает нужды ни в какой из них, что внутренне пронизывает все эти части своей целостностью, что имеет ум и имеет душу. Взаимопроницаемость тела, души и ума и полный охват этих трех областей есть, следовательно, совершенство.
б) К этому примыкает и более частное понимание совершенства. «А кто помогает по мере сил правителям в осуществлении наказаний, тот человек совершенный и великий в государстве» (имеется в виду осуществление человеком своей воли, направленной к поддержанию целостности государства) (Legg., V 730d). Наша земля полна рытвин, песку, ила, грязи, так что тут нет «ничего совершенного» в сравнении с истинной землей, истинным небом и истинным светом (Phaed., 110 а). Здесь совершенство понимается как истина и осмысленность. Мальчикам прежде всего нужно заботиться о теле. С ростом, когда начинает «совершенствоваться душа», нужно упражнять душу (R. Р., VI 498 b). Совершенствование здесь, очевидно, есть рост ума. Платон говорит и о «совершенном образе» политического деятеля (Politic, 277 ab). Придя к тому, что «истинный царь и политик», прежде всего, должен уважать свободу, Платон говорит, что искомый им образ совершенного правителя этим стремлением еще не определяется. «Напротив, как иногда скульпторы, торопясь и без расчета времени прибавляя к своему произведению еще много крупных моментов, опаздывают, так и мы...» «Слово у нас, как будто живое существо на картине, достаточно получило внешнего очертания, а ясности, как бы от красок и смешения цветов, оно не получило».
Нетрудно заметить, что вес эти тексты только подчеркивают тот или иной момент из основного представления «совершенства» у Платона. Это основное представление сводится к совершенному телу, которое, несомненно, обладает, по Платону, пластическим характером, что явствует также и из приводимых у него аналогий с изобразительным искусством. Это представление совершенства во всяком случае не имеет ничего общего с духовным совершенством.
Источник: Эстетическая терминология Платона
СОВЕРШЕНСТВО
понятие, выражающее идею высшего образца, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. Под совершенством может пониматься также практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенностьзамысла, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота, гармоничность.
С антропологической точки зрения, представление о совершенстве соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворенности потребностей (Г. Лейбниц, 3. Фрейд). С аксиологической точки зрения, при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея совершенства воспринимается как трансцендентная человеку и вменяется ему в исполнение в качестве извне данного стандарта. С теологической точки зрения, идея совершенства исполнена в Божестве.
В этике понятиесовершенства получает содержательную определенность через, понятие нравственного идеала; идея совершенства развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфекционистского рассуждения. Одно из них ассоциировано с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности (Аристотель). Другое — с понятием долга: Кант, принципиально отрицая совершенство в качестве основного принципа нравственности, определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства и предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфекционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — развиваться в качестве нравственного субъекта. Еще один тип рассуждения связан с пониманием совершенства как самодостаточности: совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе, т. е. в апатии (стоицизм, буддизм). Особое понимание совершенства содержится в христианстве, согласно которому совершенство опосредствовано деятельной любовью к людям: человек совершенствуется только в милосердии. Для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться, приближаясь к осуществлению идеала Богочеловека. В контексте религиозно-философской мысли обращение человека к совершенству имеет онтологическое объяснение: возможность совершенствования задается тем, что в каждом человеке есть идеальный образ абсолютного — Бога. Всякое помышление о смысле или цели жизни предполагает осознание необходимости совершенствования.
Нравственное совершенство индивида не обусловлено воспитанием, характером или благоприятными обстоятельствами; оно — результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т. е. о собственном несовершенстве (Августин). Отсюда следует важный выводе пути к совершенству: личность отвергает наличное в себе ради Желанного и требуемого возвышенного.
В религиозной мысли этот процесс представлен в контрастных понятиях преодоления плоти, умирания во плоти и обожения. Самосовершенствование как практическая задача человека опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта — стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, — которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться по пути к совершенству. Лит.: Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.—Л., 1981, с. 336-58; Hurka Th. Perfectionism. N.Y.-Oxf., 1993.
P. Г. Апресян
С антропологической точки зрения, представление о совершенстве соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворенности потребностей (Г. Лейбниц, 3. Фрейд). С аксиологической точки зрения, при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея совершенства воспринимается как трансцендентная человеку и вменяется ему в исполнение в качестве извне данного стандарта. С теологической точки зрения, идея совершенства исполнена в Божестве.
В этике понятиесовершенства получает содержательную определенность через, понятие нравственного идеала; идея совершенства развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфекционистского рассуждения. Одно из них ассоциировано с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности (Аристотель). Другое — с понятием долга: Кант, принципиально отрицая совершенство в качестве основного принципа нравственности, определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства и предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфекционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — развиваться в качестве нравственного субъекта. Еще один тип рассуждения связан с пониманием совершенства как самодостаточности: совершенство заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе, т. е. в апатии (стоицизм, буддизм). Особое понимание совершенства содержится в христианстве, согласно которому совершенство опосредствовано деятельной любовью к людям: человек совершенствуется только в милосердии. Для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться, приближаясь к осуществлению идеала Богочеловека. В контексте религиозно-философской мысли обращение человека к совершенству имеет онтологическое объяснение: возможность совершенствования задается тем, что в каждом человеке есть идеальный образ абсолютного — Бога. Всякое помышление о смысле или цели жизни предполагает осознание необходимости совершенствования.
Нравственное совершенство индивида не обусловлено воспитанием, характером или благоприятными обстоятельствами; оно — результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, который предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т. е. о собственном несовершенстве (Августин). Отсюда следует важный выводе пути к совершенству: личность отвергает наличное в себе ради Желанного и требуемого возвышенного.
В религиозной мысли этот процесс представлен в контрастных понятиях преодоления плоти, умирания во плоти и обожения. Самосовершенствование как практическая задача человека опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта — стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, — которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться по пути к совершенству. Лит.: Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.—Л., 1981, с. 336-58; Hurka Th. Perfectionism. N.Y.-Oxf., 1993.
P. Г. Апресян
Источник: Новая философская энциклопедия
СОВЕРШЕНСТВО
понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских языках соответствующие слова восходят к лат. perfectus от perfectio — завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в которой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идет о С. человека и о путях достижения им С. Понятие С. получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно п е р -фекционизм — это тип этических и моральных учений, в основе которых лежит идея С., в достижении которого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.
С антропологической т.зр. представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворения потребностей, на что указывал уже Г.В. Лейбниц. Об этом определенно говорит 3. Фрейд: встречающееся иногда у людей постоянное стремление к С. представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений; не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность которой неочевидны. «Стремление к совершенствованию», по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (см.; Удовольствие). Жажда С. оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. С аксиологической т.зр., при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С. трансцендентна человеку и вменяется ему в исполнение извне данного стандарта. С теологической т.зр., идея С. испол- ) йена в Божестве.
В истории этико-филос. и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфек-ционистского рассуждения. Один из них ассоциирован с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности. Такое понимание содержится в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни.
Др. т.зр. о С. развивал И. Кант. Принципиально отрицая С. в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфек-ционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга; долг же заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С., идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — значит развиваться в качестве нравственного субъекта.
Христианское учение о С. представляет собой разновидность сотериологического учения. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он действительно совершенствуется только в милосердии (ср.: Мф 5, 39—48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться в соединении с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога.
То, что в религиозной морали обнаруживается как обязанность по отношению к Абсолюту как Другому, в секулярной выступает в качестве обязанности чело- века по отношению к себе, но к себе — в своей опре- деленности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С., в какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Как идея С. обнаруживается в своей противоположности несовершенству, так и практическая задача самосовершенствования опосредована рядом моментов внутреннего нравственного опыта —г стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, — которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться на пути к С.
О Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (II); Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981; Аристотель. Никомахова этика//Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч.: В 2т. М., 1988.Т. ФрейдЗ. Поту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992; Hurka Th. Perfectionism. New York; Oxford, 1993.
С антропологической т.зр. представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения и неудовлетворения потребностей, на что указывал уже Г.В. Лейбниц. Об этом определенно говорит 3. Фрейд: встречающееся иногда у людей постоянное стремление к С. представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений; не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность которой неочевидны. «Стремление к совершенствованию», по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (см.; Удовольствие). Жажда С. оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. С аксиологической т.зр., при которой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С. трансцендентна человеку и вменяется ему в исполнение извне данного стандарта. С теологической т.зр., идея С. испол- ) йена в Божестве.
В истории этико-филос. и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфек-ционистского рассуждения. Один из них ассоциирован с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности. Такое понимание содержится в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни.
Др. т.зр. о С. развивал И. Кант. Принципиально отрицая С. в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфек-ционистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга; долг же заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С., идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — значит развиваться в качестве нравственного субъекта.
Христианское учение о С. представляет собой разновидность сотериологического учения. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства. В отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он действительно совершенствуется только в милосердии (ср.: Мф 5, 39—48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого ему необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться в соединении с Богом в осуществлении идеала Богочеловека. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога.
То, что в религиозной морали обнаруживается как обязанность по отношению к Абсолюту как Другому, в секулярной выступает в качестве обязанности чело- века по отношению к себе, но к себе — в своей опре- деленности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С., в какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Как идея С. обнаруживается в своей противоположности несовершенству, так и практическая задача самосовершенствования опосредована рядом моментов внутреннего нравственного опыта —г стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, — которые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться на пути к С.
О Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч.: В 6 т. М., 1965. Т. 4 (II); Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981; Аристотель. Никомахова этика//Аристотель. Соч.: В 4 т. М., 1984. Т. 4; Соловьев B.C. Оправдание добра // Соловьев В.С. Соч.: В 2т. М., 1988.Т. ФрейдЗ. Поту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992; Hurka Th. Perfectionism. New York; Oxford, 1993.
Источник: Философия: энциклопедический словарь
СОВЕРШЕНСТВО
понятие, выражающее идею некоего высшего стандарта, с к-рым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий.
В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских яз. соответствующие слова восходят к лат. perfectus от pcrfectio — завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в к-рой обнаруживается гениальность), гармоничность.
В этике речь идет о С. человека и о путях достижения им С. Понятие С. получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно перфекционизм — это тип этических и моральных учений, в основе к-рых лежит идея С. в достижении к-рого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.
С антропологической т.з., представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения потребностей, на что указывал уже Г.В.Лейбниц. Об этом определенно говорит З.Фрейд: иногда встречаемое у людей постоянное стремление к С. представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений; не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность к-рой неочевидны. «Стремление к совершенствованию», по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (см. Удовольствие). Жажда С. оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. Поскольку на полноту в удовлетворении потребностей всегда можно только уповать, постольку и возникает представление о С. как законченности и гармонии.
С аксиологической т.з., при к-рой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С. трансцендеитна человеку и вменяется ему в исполнение в качестве извне данного стандарта.
С теологической т.з. идея С. исполнена в Божестве.
В истории этико-философской и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфекционистского рассуждения. Одно из них ассоциировано с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности.
В отличие от утилитаристского понимания меры, при к-ром С. может трактоваться как адекватность сил и способностей человека условиям существования (Г.Спенсер) или выполняемым общественным функциям (Э.Дюркгейм), или целям прогрессивного общественно-исторического развития (марксизм), в к-рых на первый план выдвигается ограничивающая функция меры, а достижение С. рассматривается как процесс развития способностей человека или его приспособления к среде, — при эти ко-духовном понимании меры главным является ограничение человеком своей чувственности, возвышение над обыденным, наполнение жизни высшими смыслами. Такое понимание содержится в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни. Аристотелевский идеал совершенной личности покоился на идее самоограничения и подчинения человеком своих поступков разумно избранной цели. Из аристотелевского понимания С. следует, что перфекционистское, т.е. сориентированное на С. мышление содержит в себе два пласта взаимопересекающихся представлений: а) С. как идеал и б) совершенствование как процесс достижения идеала. Это различение впоследствии было закреплено Г.Сиджвиком в метологически принципиальном разведении понятий «perfection» как «С.» в собственном смысле слова и «excellence» («превосходство») как мера восхождения к С. (см. «Методы этики»). Другое рассуждение о С. развивал И.Кант. Принципиально отрицая С. в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфекдионистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга; долг же заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С. идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — развиваться в качестве нравственного субъекта. Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга является главной жизненной задачей человека. Этот кантовский акцент особенно важен, поскольку, как свидетельствует моральный и философский опыт, этическая доминанта на С. может вести к тому, что личное совершенствование воспринимается индивидом как приоритет и довлеет над остальными его нравственными задачами. Это очевидно на примере рассуждения о С. как самодостаточности, к-рое наиболее последовательно было развито в стоицизме и буддизме, хотя его элементы в той или иной форме встречаются в различных этических доктринах. Согласно этому пониманию, С. заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе — в апатии.
В качестве идеала здесь выдвигается отрешение от мира и от плотского в себе, достижение особого «духа чистоты». Он достигается посредством специальных моральных упражнений — аскезы (см. Аскетизм), как это предполагалось в стоицизме или христианстве. Однако в буддизме, напр., отвергались не просто наслаждения, но и всякое специальное, будь то даже аскетическое, попечение о плоти; в буддизме для достижения С. не обязательна даже молитва: внутреннее совершенство можно обрести и путем исключительного внутреннего сосредоточения и полного отрешения от сознания как жизни (равно и жизни, иначе и не представленной, как в сознании). Человек, свободный духом, по учению Будды, не отказывается от вещей и естественных потребностей, ибо его внутренняя просветленность - залог его действительной отрешенности (см. Индийская этика). Еще одно понимание С. содержится в христианской этике. Христианский перфекционизм представляет собой разновидность сотериологических (от греч. owrnpia — спасение, оздоровление) учений. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства, в этой части учения христианство довольно близко буддизму. Однако в отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он действительно совершенствуется только в милосердии (ср. Мф. 5:39—48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога, или абсолюта, к-рые В.С.Соловьев обобщил до безусловного начала нравственности: «
В совершенном внутреннем согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку и в них есть образ и подобие Божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире».
В контексте религиознофилософской мысли обращение человека к С. имеет онтологическое объяснение: возможность совершенствования задается тем, что в каждом человеке есть идеальный образ абсолютного — Бога. Так что всякое помышление о смысле или цели жизни предполагает осознание необходимости совершенствования. Но такое объяснение имеет смысл именно в религиозном рассуждении; стоит выйти за его рамки, как возникает вопрос о предпосылке обращения человека к Богу как высшему образу С. И внутри этого рассуждения, если это именно философское, рационально-теологическое, а не просто религиозное рассуждение, остается вопрос об условиях решения и решимости избежать греха и отдаться божественному предопределению в надежде на благодать Бога. Нравственное С. индивида не обусловлено характером или благоприятными обстоятельствами; оно результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, к-рый предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т.е. о собственном несовершенстве.
В виде парадокса это положение было сформулировано Августином: «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве» (аналогичные мысли встречаются в разных культурных традициях). Отсюда следует важный вывод о пути к С: личность отвергает наличное в себе ради желанного и требуемого возвышенного.
В религиозной мысли этот процесс представлен в контрастных понятиях преодоления плоти, умирания во плоти и обожения.
В идее личного совершенствования раскрывается диалектика миро-отвержения и миро-утверждения, на к-рую указал А.Швейцер. Миро-утверждение возможно лишь в независимости от мира, как утверждение С. в мире; усовершенствование мира актуализируется в отрицании несовершенно исполненного мира.
В нравственном совершенствовании от человека требуется не просто совершенствовать то, чем он уже владеет, а устремиться к высшему, к духовному, и тем самым отказаться от приоритета себя. Нравственное возвышение опосредовано отрешением от мира как мира страстного, вещного, искушающего. Миро-отвержение неоднозначно.
В этическом плане оно может быть интерпретировано и как отречение от сущего, а совершенствование - как утверждение должного.
В контексте перфекционистского рассуждения противоположность должного и сущего предстает как практическая нравственная задача: преодолевая сущее, утверждать должное.
В нравственной аскетике обязанности человека по отношению к себе трансформируются: они универсализируются, становясь обязанностями человека по отношению к высшему, абсолютному.
В религиозной морали это — обязанности по отношению к Абсолюту как Другому; в секулярной морали это - те же обязанности человека по отношению к себе, но к себе - в своей определенности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С. в какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Только как идея, как исходный принцип С. обнаруживается в своей противоположности несовершенству. Самосовершенствование как практическая задача человека опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта — стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, к-рые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться по пути к С. См. Канал, Сихха. Лит.: Аристотель. Никомахова этика [1109а 20-30, 1179Ь 515] // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 91-92, 287—288; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 320-321; Соловьев B.C. Оправдание добра//Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 246-266; Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. С. 336-358; Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 382—424; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Республика, 1992; Hurka Th. Perfectionism. New York; Oxford: Oxford U.P., 1993. Р.Г.Апресян
В естественном языке под С. может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достигнутость поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских яз. соответствующие слова восходят к лат. perfectus от pcrfectio — завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в к-рой обнаруживается гениальность), гармоничность.
В этике речь идет о С. человека и о путях достижения им С. Понятие С. получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно перфекционизм — это тип этических и моральных учений, в основе к-рых лежит идея С. в достижении к-рого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.
С антропологической т.з., представление о С. соотнесено с опытом удовлетворения потребностей, на что указывал уже Г.В.Лейбниц. Об этом определенно говорит З.Фрейд: иногда встречаемое у людей постоянное стремление к С. представляет собой не что иное, как следствие вытеснения влечений; не будучи нормально реализованным, влечение разрешается в активности, перспективы и целесообразность к-рой неочевидны. «Стремление к совершенствованию», по Фрейду, и есть попытка бегства от удовлетворения влечения (см. Удовольствие). Жажда С. оказывается, т.о., инобытием, превращенной формой стремления человека к полноте удовлетворения потребностей. Поскольку на полноту в удовлетворении потребностей всегда можно только уповать, постольку и возникает представление о С. как законченности и гармонии.
С аксиологической т.з., при к-рой мир ценностей берется как данность, безотносительно к его становлению, идея С. трансцендеитна человеку и вменяется ему в исполнение в качестве извне данного стандарта.
С теологической т.з. идея С. исполнена в Божестве.
В истории этико-философской и религиозной мысли идея С. развивается в противопоставлении гедонистическому опыту — как представление об упорядоченности и одухотворенности склонностей человека. На этом фоне можно выделить несколько контекстов перфекционистского рассуждения. Одно из них ассоциировано с понятием меры и предполагает рационализацию влечений, внутреннюю уравновешенность и гармоничность личности.
В отличие от утилитаристского понимания меры, при к-ром С. может трактоваться как адекватность сил и способностей человека условиям существования (Г.Спенсер) или выполняемым общественным функциям (Э.Дюркгейм), или целям прогрессивного общественно-исторического развития (марксизм), в к-рых на первый план выдвигается ограничивающая функция меры, а достижение С. рассматривается как процесс развития способностей человека или его приспособления к среде, — при эти ко-духовном понимании меры главным является ограничение человеком своей чувственности, возвышение над обыденным, наполнение жизни высшими смыслами. Такое понимание содержится в аристотелевском учении о добродетели и добродетельной личности: совершенной является добродетельная, а значит, деятельная личность, знающая надлежащую меру всему и во всем стремящаяся к достойной, разумно определенной и прекрасно-благой жизни. Аристотелевский идеал совершенной личности покоился на идее самоограничения и подчинения человеком своих поступков разумно избранной цели. Из аристотелевского понимания С. следует, что перфекционистское, т.е. сориентированное на С. мышление содержит в себе два пласта взаимопересекающихся представлений: а) С. как идеал и б) совершенствование как процесс достижения идеала. Это различение впоследствии было закреплено Г.Сиджвиком в метологически принципиальном разведении понятий «perfection» как «С.» в собственном смысле слова и «excellence» («превосходство») как мера восхождения к С. (см. «Методы этики»). Другое рассуждение о С. развивал И.Кант. Принципиально отрицая С. в качестве основного принципа нравственности, Кант определил его деонтологические рамки: физическое, социальное или личностное развитие не является критерием достоинства или предметом нравственного долженствования; необязательно совершенствование того, что дано человеку природой или жизненными обстоятельствами; собственно перфекдионистское требование заключается в том, что следует совершенствоваться в исполнении долга; долг же заключается в том, чтобы постоянно стремиться к идеалу морального С. идеалу святости. Быть совершенным, по Канту, значит быть нравственным, а совершенствоваться — развиваться в качестве нравственного субъекта. Не совершенствование само по себе, а совершенное исполнение долга является главной жизненной задачей человека. Этот кантовский акцент особенно важен, поскольку, как свидетельствует моральный и философский опыт, этическая доминанта на С. может вести к тому, что личное совершенствование воспринимается индивидом как приоритет и довлеет над остальными его нравственными задачами. Это очевидно на примере рассуждения о С. как самодостаточности, к-рое наиболее последовательно было развито в стоицизме и буддизме, хотя его элементы в той или иной форме встречаются в различных этических доктринах. Согласно этому пониманию, С. заключается в полной независимости человека от преходящих обстоятельств и страстей, во внутренней свободе — в апатии.
В качестве идеала здесь выдвигается отрешение от мира и от плотского в себе, достижение особого «духа чистоты». Он достигается посредством специальных моральных упражнений — аскезы (см. Аскетизм), как это предполагалось в стоицизме или христианстве. Однако в буддизме, напр., отвергались не просто наслаждения, но и всякое специальное, будь то даже аскетическое, попечение о плоти; в буддизме для достижения С. не обязательна даже молитва: внутреннее совершенство можно обрести и путем исключительного внутреннего сосредоточения и полного отрешения от сознания как жизни (равно и жизни, иначе и не представленной, как в сознании). Человек, свободный духом, по учению Будды, не отказывается от вещей и естественных потребностей, ибо его внутренняя просветленность - залог его действительной отрешенности (см. Индийская этика). Еще одно понимание С. содержится в христианской этике. Христианский перфекционизм представляет собой разновидность сотериологических (от греч. owrnpia — спасение, оздоровление) учений. Совершенствование в христианстве немыслимо без спасения от греха и обретения загробного блаженства, в этой части учения христианство довольно близко буддизму. Однако в отличие от буддистской этики нирваны христианство проповедует деятельную любовь к людям: человек должен совершенствоваться во имя милосердия, и он действительно совершенствуется только в милосердии (ср. Мф. 5:39—48). Согласно перфекционистским представлениям христианства, каждый человек несет в себе возможность спасения, или совершенствования, для этого человеку необходимо лишь осуществить свое естественное и единственное предназначение — подчиниться воле Бога и на основе этого преобразиться и обожиться. Отсюда вытекают нравственные обязанности человека в отношении Бога, или абсолюта, к-рые В.С.Соловьев обобщил до безусловного начала нравственности: «
В совершенном внутреннем согласии с высшею волею, признавая за всеми другими безусловное значение, или ценность, поскольку и в них есть образ и подобие Божие, принимай возможно полное участие в деле своего и общего совершенствования ради окончательного откровения Царства Божия в мире».
В контексте религиознофилософской мысли обращение человека к С. имеет онтологическое объяснение: возможность совершенствования задается тем, что в каждом человеке есть идеальный образ абсолютного — Бога. Так что всякое помышление о смысле или цели жизни предполагает осознание необходимости совершенствования. Но такое объяснение имеет смысл именно в религиозном рассуждении; стоит выйти за его рамки, как возникает вопрос о предпосылке обращения человека к Богу как высшему образу С. И внутри этого рассуждения, если это именно философское, рационально-теологическое, а не просто религиозное рассуждение, остается вопрос об условиях решения и решимости избежать греха и отдаться божественному предопределению в надежде на благодать Бога. Нравственное С. индивида не обусловлено характером или благоприятными обстоятельствами; оно результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу, к-рый предполагается нравственным идеалом. Совершенствование начинается с осмысления себя и своего места в мире и предположения о своем несоответствии идеалу, т.е. о собственном несовершенстве.
В виде парадокса это положение было сформулировано Августином: «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве» (аналогичные мысли встречаются в разных культурных традициях). Отсюда следует важный вывод о пути к С: личность отвергает наличное в себе ради желанного и требуемого возвышенного.
В религиозной мысли этот процесс представлен в контрастных понятиях преодоления плоти, умирания во плоти и обожения.
В идее личного совершенствования раскрывается диалектика миро-отвержения и миро-утверждения, на к-рую указал А.Швейцер. Миро-утверждение возможно лишь в независимости от мира, как утверждение С. в мире; усовершенствование мира актуализируется в отрицании несовершенно исполненного мира.
В нравственном совершенствовании от человека требуется не просто совершенствовать то, чем он уже владеет, а устремиться к высшему, к духовному, и тем самым отказаться от приоритета себя. Нравственное возвышение опосредовано отрешением от мира как мира страстного, вещного, искушающего. Миро-отвержение неоднозначно.
В этическом плане оно может быть интерпретировано и как отречение от сущего, а совершенствование - как утверждение должного.
В контексте перфекционистского рассуждения противоположность должного и сущего предстает как практическая нравственная задача: преодолевая сущее, утверждать должное.
В нравственной аскетике обязанности человека по отношению к себе трансформируются: они универсализируются, становясь обязанностями человека по отношению к высшему, абсолютному.
В религиозной морали это — обязанности по отношению к Абсолюту как Другому; в секулярной морали это - те же обязанности человека по отношению к себе, но к себе - в своей определенности к высшему, к идеалу. Поэтому любая мораль аскетична в той мере, в какой ориентирует человека на С. в какой предполагает самоограничение, отказ от своеволия и корысти. Только как идея, как исходный принцип С. обнаруживается в своей противоположности несовершенству. Самосовершенствование как практическая задача человека опосредовано рядом моментов внутреннего нравственного опыта — стыдом, чувством вины, покаянием, смирением, к-рые человек должен пережить, чтобы действительно продвинуться по пути к С. См. Канал, Сихха. Лит.: Аристотель. Никомахова этика [1109а 20-30, 1179Ь 515] // Аристотель. Соч. в 4 т. Т. 4. М.: Мысль, 1984. С. 91-92, 287—288; Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Соч. в 6 т. Т. 4 (2). М.: Мысль, 1965. С. 320-321; Соловьев B.C. Оправдание добра//Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 1988. С. 246-266; Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М.: Прогресс, 1981. С. 336-358; Фрейд 3. По ту сторону принципа удовольствия // Фрейд 3. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989. С. 382—424; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Республика, 1992; Hurka Th. Perfectionism. New York; Oxford: Oxford U.P., 1993. Р.Г.Апресян
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001