Совершенный

Найдено 1 определение
Совершенный
Не испытывающий недостатка ни в чем, ни количественно (в этом смысле совершенный означает законченный), ни качественно (в этом смысле совершенный означает то, что не может быть улучшено или превзойдено).
Оба значения близки друг к другу – совершенно то, что не имеет недостатков. Но что такое недостаток? Нехватка чего‑либо, т. е. небытие, которое становится реальностью только посредством воображения чего‑то другого. Но это означает, стоит только отказаться от воображения, совершенным становится все. Это самая трудная и в то же время самая простая из тайн, суть которой Спиноза вслед за Фомой Аквинским и Декартом, правда, переиначив ее смысл, гениально выразил одной короткой фразой: «Под реальностью и совершенством я разумею одно и то же» («Этика», часть II, определение 6). Это означает, что реальность – все, что есть (а в настоящем – все, что может быть), без всяких исключений.
Обычно в качестве контраргумента приводят очевидность зла и тщету наших усилий – зачем стараться изменить существующее, если оно совершенно? Здесь кроются сразу две ошибки. Ведь то, что мы называем злом (боль, несправедливость, эгоизм и т. д.) так же реально и так же истинно, как и все остальное, и в этом смысле так же совершенно. То же самое относится и к нашим усилиям, направленным на сопротивление злу или его преодоление. Злокачественная опухоль убивает не потому, что она несовершенна; напротив, она убивает потому, что совершенна в своем смертоносном качестве опухоли. Аналогично дело обстоит с противоопухолевыми препаратами: они либо совершенно эффективны, либо совершенно не эффективны, но в любом из этих качеств – совершенны. Это означает, что любое оценочное суждение субъективно, следовательно, необходимо (для субъектов, т. е. нас) и иллюзорно (если мы пожелаем увидеть в нем что‑либо кроме отражения своего субъективизма). Точнее других это сформулировал Делез со ссылкой на Спинозу: «Если, по Спинозе, зло – ничто, то не потому, что существует только Добро и только оно имеет бытие, а напротив, потому, что добро существует не больше, чем зло, а Бытие есть и добро и зло одновременно» (Спиноза, «Практическая философия», III). Значит, бытие находится по другую сторону добра и зла? Но с равным успехом можно сказать, что оно – по эту сторону, и это будет точка зрения Бога (так мог бы сказать Спиноза) или истины (как предпочитаю говорить я), содержащей все остальное. Реальность ни в чем не испытывает недостатка, потому что в ней присутствует все. Такова мудрость Праджнянпрады. Такова же мудрость Этти Хилсама, и другой мудрости нет. Оптимистична ли она? Отнюдь нет. Пессимистична? Тоже нет. Суть дела точно выражают строки, написанные Этти Хилсамом в пересылочном лагере накануне отправки в Освенцим: «Мне иногда говорят: “Ты всегда смотришь на вещи с хорошей стороны!” Какая плоскость мысли! На самом деле мир совершенно добр. И одновременно совершенно зол. Каждая вещь имеет две стороны, и они всегда и везде взаимно уравновешены. У меня никогда не возникало ощущения, что я принуждаю себя смотреть на вещи с хорошей стороны – они и так совершенно хороши сами по себе. Всякая ситуация, даже самая плачевная, есть абсолют и соединяет в себе хорошее и дурное» (Письмо из Вестерборка от 11 августа 1943 года). Это трагическая мудрость, которая означает: мы уже в Царствии Небесном, но жестоко ошибется тот, кто решит, что это рай.

Источник: Философский словарь.

Найдено научных статей по теме — 15

Читать PDF
127.70 кб

Совершенное мироустройство и совершенный человек: специфика идеала О. Уайльда

Котова Н. В.
Анализ работ известного английского эстета О.
Читать PDF
589.72 кб

Совершенный человек в суфийской философии Абд Аль-Керима аль-джили

Аль-Джанаби Матем Мухаммед Таха
Статья посвящена анализу и систематизации взглядов аль-Джейли о философии совершенства в суфизме.
Читать PDF
30.94 мб

СОВЕРШЕННЫЙ НЕЧЕЛОВЕК (ДЖОН О’МАЛОРКА. ВСЕ МЫСЛИ РАВНЫ: ЛАРУЭЛЬ И НЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ)

Дуденкова Ирина
Читать PDF
2.53 мб

Философская интерпретация феномена «Совершенный человек»

Исаченко Надежда Николаевна
В статье рассматривается концепт «совершенный человек» в философском дискурсе.
Читать PDF
221.59 кб

Совершенная личность как личность, востребованная идентичностью коллективистского общества

Антонов Д. А.
В статье, опираясь на диалектическую методологическую традицию и находящуюся в ее основе теорию познания как теорию отражения, доказывается, что идентичность каж-дого общества детерминирует соответствующую себе идентичность личнос
Читать PDF
136.58 кб

97. 04. 005. Юбель Т. Э. Антифундаментализм и революция в философии, совершенная венским кружком Ueb

Сокулер З. А.
Читать PDF
134.98 кб

От совершенного человека к сверх - и постчеловеку

Булычёв И. И.
Читать PDF
270.11 кб

От совершенного человека к сверх - и постчеловеку

Булычёв И. И.
Читать PDF
88.88 кб

Онтологическая основа благополучия совершенного государства Платона

Лазаренко Виктор Иванович
Читать PDF
148.19 кб

Совершенное знание: история и сущность

Пискорская Светлана Юрьевна
Рассматриваются вопросы научного познания. Раскрывается проблема существования совершенного знания.
Читать PDF
1,000.06 кб

Все вещи мира: «Совершенная энциклопедия» И. Г. Альстеда и «Пансофия» Я. А. Коменского

Осминская Наталия Александровна
Статья посвящена рассмотрению теологических, гносеологических и логических аспектов двух крупнейших энциклопедических проектов XVII века «Энциклопедии» (1630) И.Г. Альстеда и «Пансофии» Я.А. Коменского.
Читать PDF
383.05 кб

Личность как образ совершенного человека в христианской антропологии В. В. Зеньковск

Сорочик Людмила Ивановна
В статье исследуется проблема сущности личности и ее роли в становлении и воспитании человека с позиции христианской антропологии русского философа В. В. Зеньковского.
Читать PDF
343.43 кб

Философские версии совершенного человека: концептуалистский подход

Меликян Мерине Акоповна
В статье через призму системного подхода с опорой на традицию качественного понимания вещей анализируется логика разворачивания идеи совершенного человека в пространстве философской мысли от античности до середины ХХ в.
Читать PDF
67.15 кб

Концепт Совершенного человека в антропологии суфизма: краткий обзор

Волобуев Алексей Викторович
В статье обрисовывается ключевой для антропологии суфизма концепт Совершенного Человека, вкратце описываются его истоки и роль в суфийском мировоззрении.
Читать PDF
164.51 кб

2004. 01. 034. Паолинелли М. «Совершенное дело разума» согласно эдит Штайн. Paolinelli M. il « Perfe

Хлебников Г. В.

Похожие термины:

  • Совершенный человек

    обобщенное название для виртуальных уровней человека, располагающихся между внутренним человеком и абсолютом, предельной реальностью (Н.А. Носов, Словарь виртуальных терминов).
  • Совершенство, совершенность

    состояние совершенного, высшая степень каких-либо качеств; полнота, крайний предел свойств, качеств, безукоризненность. Совершенствовать - совершать, усовершать, улучшать что-то, доводить до высше