см. Сочувствие.
СОСТРАДАНИЕ
СОСТРАДАНИЕ
Источник: Словарь по этике
СОСТРАДАНИЕ
инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к осн. субстанции действительного; см. Страдание, Любовь к ближнему.
Источник: Философский энциклопедический словарь
Сострадание
Добродетель прощения. Сострадательный человек не закрывает глаза на чужую вину – это невозможно и неправильно; он не позволяет себе ненавидеть провинившегося. Путь к состраданию лежит через познание причин происходящего и познание себя. «Не осмеивать человеческих поступков, не огорчаться ими, а понимать», – говорит Спиноза («Политический трактат», глава I,§ 4). Таким образом, сострадание противостоит мизантропии и одновременно служит противоядием против нее.
Источник: Философский словарь.
СОСТРАДАНИЕ
(Mitleid) — инстинктивное участие в боли и страдании другого человека; в буддизме и у Шопенгауэра оно приравнено к общему переживанию, потому что страдание относится к основной субстанции действительного. Ницше считает сострадание жизненной слабостью и самоудовлетворением. См. Любовь к ближнему.
В. Groethuysen. Das Mitgefühl, 1904; К. v. Orelli. Die philos. Auffassungen des M. s, 1912; R. S. Peters. Reason and Compassion. London, 1971; K. Hamburger. Das M., 1985.
В. Groethuysen. Das Mitgefühl, 1904; К. v. Orelli. Die philos. Auffassungen des M. s, 1912; R. S. Peters. Reason and Compassion. London, 1971; K. Hamburger. Das M., 1985.
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
Сострадание
способность к сопереживанию не только синтонных положительных состояний Другого, но и сочувствовать его отрицательным состояниям (боли, тревоге и т.п.). Возможны разные трактовки этой способности. 1. Отрицание как проявления слабости, наносящее ущерб жизненным силам того, кто испытывает С. Достаточно распространенная позиция – от Ницше до обыкновенного эгоиста. 2. Взгляд на С. как основу нравственности. Это верная позиция, если С. проявляется не в пассивном самомучительстве, но в попытках активного облегчения С. Другого. 3. Воспевание высшей ценности С., как и страдания. Если этот подход не вызван религиозной установкой на противопоставление несовершенной жизни на Земле и вечной жизни в ином мире, то, возможно, мы просто имеем дело с мазохизмом. 4. Конформистская имитация С. в соответствии с принятым этикетом.
СОСТРАДАНИЕ
русский перевод с санскрита важнейшего понятия буддизма, особенно Великой колесницы. Это понятие выражалось несколькими терминами и, прежде всего: karun a–, ka–run ya, krpa–. В раннем буддизме и в Малой колеснице оно входило в состав учения о четырёх совершенных состояниях (Брахмы), или о четырёх неизмеримо-совершенных качествах, а именно: любовь, С., радость, невозмутимость, которые медитационно практиковались монахами в целях духовного освобождения от омрачений сознания (клеща). В ранней Махаяне, и в частности в трактатах Нагарджуны, С. присоединялось к списку шести совершенствований (парамита) седьмым пунктом (см. «Ратна-авали», IV, 80), причём С. объявляется сущностью парамит: «Сказано ведь, что совершенствование даяния, нравственности, Терпимости и правдивости есть в первую очередь Закон для домохозяина. Его сущность — С.» (Там же, 99). С. являлось базисным условием для всех стремящихся к Просветлению (бодхи). Идеальное С. к другим существам (вне зависимости от родства или близости) способен испытать только тот, кто искоренил привязанность к «я» и «моё». Такие существа уже называются бодхисаттвами. Образным воплощением абсолютного С. стал Авалокитешвара. Следует подчеркнуть, что С. лишь на мирском уровне сопоставимо с этическими понятиями (шила), когда его ошибочно отождествляют с сочувствием или, и того хуже, с жалостью. С. есть высший обет и добродетель просветлённых и стремящихся к Просветлению лиц. С. проявляется в отношении всех существ не как сочувствие или жалость к их желаниям, бедам от собственной глупости и т.д., а как помощь на Пути избавления от алчности и похоти, гнева и ненависти, заблуждений и мрака ума. Объект С. должен совершенствоваться по-буддийски, и тогда просветлённые окажут ему содействие.
СОСТРАДАНИЕ
одно из основных нравственных переживаний человека. Участие в страданиях другого существа (животного, человека) рождает желание помочь ему. Оценки С. в истории этической мысли не были, однако, однозначны. Большинство мыслителей высоко оценивали сострадание как проявление нравственного достоинства человека. Но у Лао-цзы находим строки: «Небо и земля лишены сострадания... И мудрый не имеет сострадания (Дао дэ цзин. 5). С. лишает сострадающего покоя, но не приносит само по себе помощи страдающему. Оно бесполезно и ненужно. Близки к даосизму в этом пункте позиции стоиков, ставивших превыше всего невозмутимость и спокойствие, но вместе с тем одобрявших деятельное участие и помощь страдающим. Не все философы, христианские мыслители и богословы единодушны в нравственной оценке С. По И.Канту, нравственное достоинство принадлежит лишь тем поступкам, к-рые совершены из чувства долга, а не по естественным склонностям, какими могут быть С. и любовь. Многие протестантские богословы толкуют евангельские заповеди милосердия в том смысле, что человек должен стремиться любить, сострадать и т.д. Православные идеологи говорят о ценности любви и С. к-рые выше, чем то, что сделано только из чувства долга. С. и милосердие, по учению христианской религии, неразрывно связаны с важнейшей заповедью Христа о любви к ближнему. Нужно жалеть ближнего как самого себя. Главенствующую роль играет С. ко всему живому в этическом учении А.Шопенгауэра.
В С. выражается тождество всего живущего. С. свойственно и животным, но только человек как нравственное существо способен к непосредственному познанию тождества мировой воли во всех ее проявлениях. Такой человек уже не делает эгоистического различия между собой и другими, признает бесконечные страдания всего живущего, усвояет скорбь целого мира. В.С.Соловьев, не соглашаясь с утверждением Шопенгауэра о постоянном и неизбывном страдании мировой воли (она ничем не ограничена и не испытывает никакого внешнего воздействия), относит С. к первоосновам, «первичным данным» нравственности вместе со стыдом и чувством благоговения перед высшим началом. Жалость и С. по его мнению, не могут быть достаточной основой всей нравственности. Доброта может быть совместима с безнравственностью в других отношениях. О.Конт вместо христианской любви к ближнему выдвигал идею любви и С. к абстрактному человеку, назвав это альтруизмом. Предметом поклонения является, согласно такому пониманию, человечество — «великое существо». Марксизм, во многом основывающийся на С. к угнетенным и бесправным массам, делает упор на действенную помощь людям, на чувства братства и солидарности трудящихся. При всех разных толкованиях чувства С. и оценки его значимости нельзя не признать, что С. — существенная часть наших духовнонравственных переживаний. См. Кару на. Лит.: Бердяев НА. О назначении человека. М.: Республика, 1993; Соловьев B.C. Оправдание добра [III] // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. I. M.: Мысль, 1988; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992; Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. В. Н. Шердаков
В С. выражается тождество всего живущего. С. свойственно и животным, но только человек как нравственное существо способен к непосредственному познанию тождества мировой воли во всех ее проявлениях. Такой человек уже не делает эгоистического различия между собой и другими, признает бесконечные страдания всего живущего, усвояет скорбь целого мира. В.С.Соловьев, не соглашаясь с утверждением Шопенгауэра о постоянном и неизбывном страдании мировой воли (она ничем не ограничена и не испытывает никакого внешнего воздействия), относит С. к первоосновам, «первичным данным» нравственности вместе со стыдом и чувством благоговения перед высшим началом. Жалость и С. по его мнению, не могут быть достаточной основой всей нравственности. Доброта может быть совместима с безнравственностью в других отношениях. О.Конт вместо христианской любви к ближнему выдвигал идею любви и С. к абстрактному человеку, назвав это альтруизмом. Предметом поклонения является, согласно такому пониманию, человечество — «великое существо». Марксизм, во многом основывающийся на С. к угнетенным и бесправным массам, делает упор на действенную помощь людям, на чувства братства и солидарности трудящихся. При всех разных толкованиях чувства С. и оценки его значимости нельзя не признать, что С. — существенная часть наших духовнонравственных переживаний. См. Кару на. Лит.: Бердяев НА. О назначении человека. М.: Республика, 1993; Соловьев B.C. Оправдание добра [III] // Соловьев B.C. Соч. в 2 т. Т. I. M.: Мысль, 1988; Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М.: Прогресс, 1992; Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М.: Республика, 1992. В. Н. Шердаков
Источник: Этика. Энциклопедический словарь. М. Гардарики 2001