СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Найдено 1 определение
СООТНОШЕНИЕ НАУКИ И ТЕХНИКИ
В философии техники при решении проблемы  соотношения  науки  и  техники  сформировались  следующие основные модели: 1) Линейная, которая рассматривает технику как прикладную науку, т.е. анализирует технику в качестве простого  приложения науки. Так, О. Майер считает, что границы между наукой и техникой произвольны, и что практически применимого критерия для различения науки и  техники попросту не существует. В конце XX  века  линейная модель подверглась серьезной критике как слишком упрощенная, так как утверждает, что наука и техника представляют различные функции, выполняемые одним и тем же сообществом: за наукой признается  функция производства знания, а за техникой – лишь его применение. Главное различие между наукой и техникой – лишь в широте кругозора и в степени общности проблем: технические проблемы более узки и более специфичны. Наука и техника составляют различные сообщества, каждое из которых различно осознает  свои  цели и систему ценностей. Сегодня линейная модель технологии как прикладной науки, т.е. модель, постулирующая линейную, последовательную траекторию – от научного знания к техническому открытию и инновации – большинством специалистов признана упрощенной. 2) Эволюционная, которая процессы развития науки и техники рассматривает как автономные, но скоординированные процессы, т.е. анализирует процессы развития науки и техники как автономные, независимые друг от друга, а проблему их соотношения решает следующим образом: a) полагает, что наука на некоторых стадиях своего развития использует технику инструментально для получения собственных результатов, или наоборот – техника использует научные результаты в качестве инструмента для достижения своих целей; б) техника задает условия для выбора научных вариантов, а наука в свою очередь – технических. Первая точка зрения подчеркивает, что технический прогресс руководствуется прежде всего эмпирическим знанием, полученным в процессе развития самой техники, а не  теоретическим знанием, привнесенным в нее извне научным исследованием. Вторая точка зрения рассматривает технику как прикладную науку, а прогресс в ней – в качестве простого придатка научных открытий. Такая точка зрения является односторонней. Но не менее односторонней, по-видимому, является и противоположная позиция, которая акцентирует лишь эмпирический характер технического знания. Совершенно очевидно,  что  современная  техника  немыслима  без  глубоких  теоретических исследований,  которые проводятся  сегодня не  только в  естественных, но  и  в особых – технических – науках. В  эволюционной модели соотношения науки и техники  выделяются три  взаимосвязанные,  но  самостоятельные  сферы: наука, техника и производство (или – более широко – практическое использование). Внутренний инновационный процесс происходит в каждой из этих сфер по эволюционной схеме. 3) Инструментальная, где наука рассматривается как прикладная, ориентирующаяся на развитие технических достижений, т.е. утверждает, что наука развивается, ориентируясь на развитие технических аппаратов и инструментов, и представляет  собой  ряд попыток исследовать способ функционирования этих инструментов.  4) Опережающая, рассматривающая технику науки как постоянно обгоняющую технику повседневной жизни, т.е. утверждает, что техника науки, т.е. измерение и эксперимент, во все времена обгоняет технику повседневной жизни. 5) Технизации науки, утверждающая, что до конца XIX в. регулярного применения научных знаний в  технической практике не было, но оно характерно для современных технических наук. Модель технизации науки является наиболее реалистической и исторически обоснованной точкой зрения, утверждая, что вплоть до конца XIX века регулярного применения научных знаний в технической практике не было, но это характерно для технических наук сегодня. В течение XIX века отношения науки и техники частично переворачиваются в связи со «сциентификацией» техники. Этот переход к научной технике не был, однако, однонаправленной трансформацией техники наукой, а их взаимосвязанной  модификацией. Другими словами, «сциентизация техники» сопровождалась«технизацией науки».

Источник: Философия науки и техники: словарь