(Soul Sleep).
Учение о том, что душа спит между смертью и воскресением, время от времени бытовало в Церкви. Его нельзя назвать ересью в узком смысле, т.к. в Св. Писании о промежуточном состоянии души говорится очень скупо; оно может быть названо доктринальным отклонением. Это учение поддерживали некрые анабаптисты. В "Сорок две статьи" Эдуарда VI, крые предшествовали "Тридцати девяти статьям", включено следующее утверждение: "Те, кто считает, что души усопших спят, утратив всякое чувство или восприимчивость до Судного дня, явно отступают от истинной веры, раскрытой нам в Св. Писании".
Идея сна души основана на следующих соображениях. (1) Человеческое существование предполагает единство души и тела. Если тело перестает функционировать, то же самое должно произойти с душой. (2)Св. Писание называет смерть сном, и, следовательно, после смерти сознание угасает. (3) Между смертью и воскресением душа не может испытывать ни блаженства, ни страданий, поскольку то и другое возможно лишь после Страшного суда.
Существует и противоположная точка зрения: нормальное состояние человека единство души и тела, но возможно и бестелесное существование души, вопервых, по аналогии с существованием Бога как чистого Духа (человек сотворен по Его образу) и, вовторых, на основании таких отрывков, как Евр 12:23 и Откр 6:911. Что касается слова " сон ", то оно относится к телу, хотя о человеке, впавшем в такой сон, можно сказать, что он спит в смерти. Это ясно из Мф 27:52; Ин 11:11; Деян 13:36ит.д. Есть и третий довод исключая возможности блаженства или скорби в промежуточном состоянии на основании того, что суд, крый вынесет свой приговор, еще не наступил, мы исключаем радостную уверенность в спасении и предчувствие грядущего суда (но см. об этом Ин 5:24; Флп 1:28).
Сохранение сознания после смерти необходимая (а не случайная) часть притчи о богаче и Лазаре и обещания, данного Господом доброму разбойнику. Но самые ясные и яркие свидетельства мы находим у ап. Павла (Флп 1:23; 2 Кор 5:8). В первом случае можно сказать, что сон души очень действенно заполняет промежуток между смертью и воскресением, и надежда на будущую встречу с Христом, пусть и отложенную на долгое время, может создать радостное предвкушение; но этого никак не скажешь о втором отрывке, где не только воскресение тела, но и промежуточное состояние рассматривается напрямую и предстает как менее желательное, чем преображение плоти без смерти (ст. 4).
?. ? Harrison (пер. А. к.) Библиография: J.Calvin, Psycliopannychia; О. Cullmann, Immortality of the Soul or Resurrection of the Dead? E. Lewis, Christ, the First Fruits; R. Whatley,yl View of the Scripture Revelations conceminga Future State.
См. также: Адвентизм; Условное бессмертие; Переходное состояние.