(Zweifel) — состояние неуверенности, нерешительность, колебание в том, что следует считать истинным или правильным (теоретическое нравственное, религиозное сомнение). Сомнение предполагает критическое мышление и может иметь методологическое значение, одновременно являясь предварительной ступенью познания, как это было, например, у Августина и Декарта (см. Скептицизм).
К. Löwith. Wissen, Glauben, Skepsis, 1958; H. Cramer. Für ein neues skeptisches Denken, 1983; M. D. Roth u. a. (Hgg.). Doubting. Dordrecht, 1989.
СОМНЕНИЕ
СОМНЕНИЕ
Источник: Философский словарь [Пер. с нем.] Под ред. Г. Шишкоффа. Издательство М. Иностранная литература. 1961
СОМНЕНИЕ
неуверенность духа, отказ от утверждения или отрицания. Различают две формы сомнения: 1) естественное сомнение, сопровождающее отсутствие определенных знаний; 2) методическое, или философское сомнение, предполагающее сомнение во всех наших знаниях, даже в нашем восприятии вещей и мира, поскольку принцип знания нам не известен. Такая установка была характерна для Платона, Декарта, Фихте. Это точка отправления любой радикальной философии. Различают два фундаментальных объекта сомнения: 1) внешний мир: скептицизм в отношении мира античных философов (Пиррон), не исключавший определенной веры в Бога; 2) Бог: скептицизм в отношении Бога соответствует современному позитивизму, который верит лишь в то, что он видит (позитивизм Конта, материализм).
Источник: Философский словарь
СОМНЕНИЕ
(древ.‑рус. сумьнетися – сомневаться, не доверять, колебаться, не решаться, уклоняться, остерегаться, бояться) – рассудительная осторожность в отношении познаваемых объектов; состояние неуверенности в истинности и отсутствие твёрдой веры во ч.‑л.; колебание в том, следует ли принимать в качестве истинного к.‑т. утверждение; недоумение при разрешении некоторой проблемы.
Предрасположенность обману усиливается следующими факторами: низким уровнем осведомлённости в обсуждаемой проблеме; второстепенностью этой проблемы; отсутствием знаний, умений и навыков общения с обманщиком; непредсказуемостью поведения обманщика; дефицитом времени для осмысления поступающей информации и возможностью сопоставления её со своим жизненным опытом; эффектом обманутого ожидания.
Предрасположенность обману усиливается следующими факторами: низким уровнем осведомлённости в обсуждаемой проблеме; второстепенностью этой проблемы; отсутствием знаний, умений и навыков общения с обманщиком; непредсказуемостью поведения обманщика; дефицитом времени для осмысления поступающей информации и возможностью сопоставления её со своим жизненным опытом; эффектом обманутого ожидания.
Источник: Истина и ложь в терминах понятиях и определениях. Анапа. 2018
Сомнение
(греч. skeptikos – сомневающийся) – состояние между признанием и отрицанием, возникающее в результате сравнения мотивов «за» и «против», недостатка аргументов для принятия решения. Различают следующие виды сомнения: а) спонтанное, которое происходит из незнания, невозможности рассмотреть все варианты «за» и «против»; б) рефлективное – как последствие изучения всех «за» и «против» и соответствующий выбор; в) методологическое, основанное на фиктивном, гипотетическом или фактическом минутном, временном воздержании от формулировки суждений, касающихся истинности исследования, ценности и достаточности оснований для принятия однозначного решения; г) повседневное, обыденное, радикальное, основанное на убеждении в необоснованности формулирования любых суждений (см. Скептицизм).
СОМНЕНИЕ
неуверенность в истинности ч.-л., отсутствие твердой веры в к.-л. или ч.-л., а также затруднение, недоумение при разрешении к.-л. вопроса. Как и в случае с сознанием, «со-мнение» явл. «знанием мнения», т.е. отношением как к мнению к тому, в чем ранее была убежденность, что считалось незыблемым знанием (см. Знание). Методол. значение С. как необходимого условия познания и образования впервые в европ. философии оценили др.-греч. софисты. Позже С. в кач-ве принципа мышления использовалось в учениях антич. скептиков, в Новое время — в философии Декарта. Особый статус С. получило в философии амер. прагматизма (Ч.С.Пирс, У.Джеймс и др.), где все чел. познание понимается как стремление избавиться от С. в пользу твердой веры (англ. belief), к-рая фиксирует успешность действий, обеспеченных конкретно-ситуативным знанием. В.И.Полищук
Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь
Сомнение
Противоположность достоверности. Сомневаться значит мыслить, но мыслить, не будучи уверенным в истинности того, что осмысливаешь. Скептики возвели сомнение в ранг высшего состояния мысли. Догматики чаще всего отдают сомнению необходимую дань вежливости. Таков, например, Декарт. Его сомнение носит методический и гиперболический характер (оно чрезмерно, поскольку он спешит объявить ложным все, что представляется сомнительным), но на самом деле не имеет для него большого значения и является переходным моментом в поиске твердой истины, в которой он уверен. Декарт освобождается от сомнения с помощью cogito ergo sum – (лат.) мыслю, следовательно, существую, – утверждения, которое, как он считает, не подлежит сомнению, а также с помощью Бога, который не может обманывать. Однако, что бы он ни заявлял, его Бог остается сомнительным, и нельзя исключить обманчивости его cogito. Так что сомнение возрождается. Избавиться от него можно двумя способами – заснуть или начать действовать.
Источник: Философский словарь.
СОМНЕНИЕ
душевное состояние, характеризующееся пристальным вниманием к тому, что ранее казалось очевидным и незыблемым, обнаружением его необоснованности, несостоятельности. Погрузившись в сомнение, человек «теряет почву под ногами», ощущает неуверенность, перед ним встает задача выбора предпочтений из нескольких альтернатив. Тотальное и постоянное сомнение равносильно безверию, унынию, нигилизму. Однако сомнение как особая фаза играет важную роль в процессе познания и мышления, что отмечено в древнем изречении: «Подвергай все сомнению». Сократ отводил сомнению значительное место в учении о методе, связав его с иронией. Декарт разработал учение о методическом сомнении, согласно которому правильный путь достижения истины состоит в последовательном разложении сложных тезисов на все более простые. Сомнение способствует разрушению «мнимого всезнания и фиктивной уверенности» (Соловьев), оно есть выражение «полемического разума» (Г. Башляр), т.е. критичности мышления. Для достижения позитивных результатов на фазе сомнения не следует застревать, поскольку сомнение является для творческого мышления лишь начальным этапом, за которым должны последовать конструктивные предложения, творческие идеи, определенность и твердость выбора. Н. Бердяев характеризовал беспрерывные сомнения и колебания как «гамлетизм», имея в виду нерешительность шекспировского героя в том случае, когда выбор должен быть сделан быстро и определенно.
Источник: Краткий философский словарь 2004