СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич

Найдено 1 определение
СОЛЖЕНИЦЫН Александр Исаевич
(11.12.1918-3.8.2008) - писатель, историк, публицист, обществ, деятель. Р. в Кисловодске. Окончил физико-матем. ф-т Ростовского гос. ун-та, учился в МИФЛИ. С 1943 по 1945 - участник Великой Отеч. войны, с 1945 — заключенный ГУЛАГа (по начало 1953), затем ссыльный (1953-56). Реабилитирован в 1957. В 1970 С. присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1974 выслан из СССР. В мае 1994 вернулся в Россию. Обл. филос. интересов: филос. истории, проблемы человеческого существования, эстетика. В развитии своих филос. взглядов С. пришел к отрицанию марксизма и продолжил то направление рус. филос, представителями к-рого были Ф. М. Достоевский и И. А. Ильин. Соотнося свои взгляды с прошлой и совр. филос, С. формирует собственное филос. миропонимание. Критичность его сознания не тождественна скептицизму, сопереживание трагедии не приводит его к пессимизму, столкновение с абсурдом не убеждает в правоте агностицизма. «Как бы ни были остроумны и беспощадны системы скептицизма или там агностицизма, пессимизма... они по самой сути своей обречены на безволие», — утверждает один из гл. персонажей романа «В круге первом». В согласии с традициями православной мысли С. видит мир в его определяемости Божественной силой. Он верит в предназначенность жизненного пути человека. Пережив тяжелейшие испытания, приходит к выводу: «Вся возвращенная мне жизнь с тех пор — не моя в полном смысле, она имеет вложенную цель». Мир представляется ему в глубинных связях человеческих судеб с историей как органическим процессом, не подвластным произвольным в него вторжениям. «История — иррациональна... У нее своя органическая, а для нас может быть непостижимая ткань... История растет как живое дерево». С. не принимает рационалистических схем переустройства обществ, жизни: «История не правится разумом... Законы лучшего человеческого строя могут лежать только в порядке мировых вещей. В замысле мироздания. И в назначении человека». В его филос. видении мира неразрывно связаны ист. предопределенность и человеческая активность, свобода человека как свобода выбора жизненных ориентиров, предполагающая личную ответственность за совершаемые поступки и принимаемые решения. Осмысливая реалии XX столетия, устами своего персонажа С. делает вывод о соотношении цели и средств в человеческой деятельности: «Чем выше цель, тем выше должны быть средства! Вероломные средства уничтожают и самую цель!». Универсальная, дух. основа мира предполагает, по С, существование единой и единственной Истины. Множественность и разнообразие усилий в постижении Истины не означают множественности самой Истины. Идея плюрализма в отношении истины — опасное, вед. к распаду духовности явление, «энтропия мысли», угрожающе расширяющаяся как в зап., так и в рус. культуре. «А истина, а правда во всем мировом течении одна — Божья, и все-то мы, кто и неосознанно, жаждем именно к ней приблизиться, прикоснуться... Искать истинные взгляды на вещи, приближаться к Божьей истине, а не просто набирать как можно больше "разных"». У С. собственные подходы в обосновании единства Истины и Добра. Размышления относительно об-ва и его познания приводят к идее того, что не только истина невозможна вне нравственности, но и нравственность вне истины. Добро и Истина едины по своей природе. Поэтому особую важность приобретает вопрос об истине в знании человека об об-ве. «Во всех науках строгих, то есть опертых на математику, — истина одна, и этот всеобщий естественный порядок никого не оскорбляет. А множественность истин в других науках есть показатель нашего несовершенства. Если разнообразие становится принципом, тогда невозможны никакие обществ, ценности, а применять свои ценности при оценке чужих суждений есть невежество и насилие. Если не существует универсальной основы, то не может быть и морали». Следовательно, «энтропия мысли» предполагает «энтропию морали», отказ от нравств. устоев жизни. Филос. взгляд С. на мир и его познание определил его эстетич. принципы. Худож. творч. рассматривается им как худож. иссл., как такой способ постижения Истины, к-рый не подменяется рациональными, теор., науч. формами познания и потому является незаменимым. Сформированное на этой основе понимание худож. метода определяет принципы оценки худож. стилей и направлений в эстетике. Для С. неприемлемо сведение искусства ни к примитивности натурализма, ни к узости самовыражения, ни к апологетическому служению полит, целям. Филос. сознание С. деятельно: ему важно не только понимание теор. принципов, но и осознание способов воплощения их в жизнь, личное участие в обществ, жизни. Философско-худож. осмысление современности приводит его к выводу о том, что вторая половина XX столетия становится переломным периодом ист. развития. Утверждавшийся в течение нескольких веков приоритет рационализма и технократизма, материальных благ обусловил дух. дисгармонию об-ва. Подчеркивая опасность абсолютизации этих ориентиров, С. рассматривает восстановление дух. гармонии как условие дальнейшего развития об-ва и человека. В утрате дух. жизненных ориентиров, утрате нравств. основоположений во всех сферах человеческой деятельности, и прежде всего в политике, видит С. истоки кризиса совр. жизни, особенно болезненного в России. Гл. составляющая ист. движения — в нравственности, в следовании добру. Нравственность об-ва определяется нравственностью человека: прогресс «истинно м. б. только один: сумма дух. прогрессов отдельных людей. Степень самоусовершенствования их на жизненном пути». Нравств. возрождение в об-ве требует следования сверхличным ценностям и возвращения у человека сознания Целого и Высшего над ним, способности смирения. Это возможно на основе самовоспитания, дух. совершенствования и самоограничения как свободного выбора человечеством иного, по сравнению с нынешним, пути. Автор произведений: «В круге первом», «Один день Ивана Денисовича», «Раковый корпус», «Архипелаг ГУЛаг», «Красное Колесо», а также рассказов, очерков, пьес и публицистических произведений (в частности мемуарного характера), в том числе: «Бодался теленок с дубом», «Наши плюралисты», «Как нам обустроить Россию» и др.
Соч.: Собр.
Соч.: В 20 т. Вермонт; Париж, 1978-91; Собр.
Соч.: В 30 т. М., 2006 — (изд. продолжается); Публицистика: В 3 т. Ярославль, 1995-97. А. А. Иванова

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
329.88 кб

Эссе об Александре Исаевиче Солженицыне - русском классике, разбудившем совесть нации

Побегайло Эдуард Филиппович