СОЛОВЬЕВ Эрих Юрьевич

Найдено 2 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [современное]

СОЛОВЬЕВ Эрих Юрьевич
(р. 20.4.1934) — спец. в обл. истории западноевропейской филос; д. филос. н. Окончил филос. ф-т МГУ (1957). С 1958 по 1968 — зам. зав. отделом совр. заруб, филос. ж. ВФ. В 1968-70 - н. с. Ин-та международного рабочего движения, зав. сектором соц. психол. и масс, движений. С 1970 — в ИФ РАН (прежнее название - ИФ АН СССР), в наст. вр. гл. н. с. Канд. дисс. — «Экзистенциализм и научное познание» (1967). Докт. дисс. — «Эпоха ранних буржуазных революций и практическая философия Канта» (1991). В 1960-е. осн. обл. интересов С. — концепции К. Ясперса, М. Хайдеггера, Ж.-П. Сартра. В противовес расхожему истолкованию экзистенциализма как «философского отчаяния и страха», утверждал, что суть этого направления в стоическом сопротивлении пессимизму, рожденному кризисом традиц. бурж. религии прогресса. Показывал, что критика экзистенциализма предполагает освобождение от провиденциалистского (историцистского) истолкования обществ, развития при разработке концепции открытой, ситуативно-подвижной истории. Один из примеров такого понимания истории С. видит в работах Маркса 1848-52 (ВФ. 1968. № 5). С 1970-х С. занимался изучением нравств. и правовых идей нем. реформации, подготовил (первую в СССР) науч. биографию Лютера. Реформацию он трактует как великий социокультурный переворот, в ходе к-рого родилась предпринимательская хозяйственная этика, раннебуржуазная правовая и договорная теория гос-ва. Др. обл. иссл., интересующая С, — этика и философско-правовое учение Канта. С. видит в Канте не столько родоначальника нем. класс, филос, сколько крупнейшего завершителя Просвещения, многие идеи к-рого не были поняты Фихте, Шеллингом и Гегелем. Работы С. последних лет посвящены проблемам прав человека и правового гос-ва. В дискуссиях о путях развития России С. на стаивает на том, что Россия в новых ист. условиях должна повторить дух., идеол. усилия, к-рые обеспечили становление гражд. об-ва, правовой системы и рентабельной экономики в странах Запада. В работах С. рассматриваются также методол. проблемы биографического, ситуационно-ист. анализа, комплексного изучения ключевых эпох дух. развития, а также вопросы филос. теории личности.
Соч.: Экзистенциализм: критический очерк // ВФ. 1966. № 12; 1967. № 1; Экзистенциализм и научное познание. М., 1966; Классика и современность: две эпохи в развитии буржуазной философии. (В соавт.) // Философия и наука. М., 1972; Церковь, государство и право в эпоху ранних буржуазных революций. М., 1983; Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры. М., 1990; И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992; Критика практического разума И. Канта // НФЭ: В 4 т. Т. 2. М., 2001; Провидение против фатума // Философия и история философии. М., 2004; Переосмысление талиона: карательная справедливость и юридический гуманизм // Новый мир. 2004. № 4; И. Кант: этический ответ на вызов эпохи секуляризации // Историкофилософский ежегодник — 2004. М., 2005; Категорический императив нравственности и права. М., 2005; Критика практического разума И. Канта// Философия: Энциклопедический словарь. М., 2006.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009

СОЛОВЬЕВ Эрих Юрьевич
Родился 20 апреля 1934 г. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1957). В 1958-1968 гг. зам. зав. отделом современной зарубежной философии журнала «Вопросы философии». В настоящее время: проф., гл.н.с. Института философии РАН. В 1967 г. защитил кандидатскую диссертацию «Экзистенциализм и научное познание». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию «Эпоха ранних буржуазных революций и морально-практическая философия Канта». С 1988 г. член редколлегии «Историко-философского ежегодника». Награжден серебряной медалью Института философии РАН «За заслуги в развитии философии» (2010). Специалист по этике и истории западноевропейской философии. Основная область научных интересов: западноевропейская религиозная Реформация, политико-правовые идеи Просвещения, классический немецкий идеализм, экзистенциальная философия, философия права, методологические проблемы историко-философского исследования (биографический и ситуационноисторический анализ, импровизационная реактуализация философского наследия). Автор первой в России научной биографии Мартина Лютера. В этой и последующих работах рассматривает Реформацию как масштабный социокультурный переворот, в ходе которого родилась идея неотчуждаемых личных прав, договорноправовые проекты государства и предпринимательская хозяйственная этика. В исследованиях, посвященных трансцендентально-критической философии, трактует Канта не столько как родоначальника немецкой классической философии, сколько в качестве критического завершителя Просвещения, многие идеи которого не были поняты Фихте, Гегелем и Шеллингом. В изучении философии права уделяет основное внимание генезису прав человека, проблематике карательной справедливости и обоснованию концепции взаимодополнительности (комплементарности) морали и права. В публикациях последних лет обращается к проблематике исторического взаимовлияния отечественной и западноевропейской философии (статьи о А.И. Герцене, Вл.С. Соловьеве, Л.Н. Толстом). Особое внимание уделяет попыткам философской реформации марксизма в 50-60-гг. XX в., философским исканиям советского времени (творче ское наследие Э.В. Ильенкова, М.К. Мамардашвили, К.М. Кантора).
Основные публикации Экзистенциализм и научное познание. М., 1966; Экзистенциализм (критический очерк) // Вопросы философии. 1966. № 12, 1967. № 1; Непобежденный еретик (Мартин Лютер и его время). М., 1984; Прошлое толкует нас (очерки по истории философии и культуры). М.,1991; И. Кант: взаимодополнительность морали и права. М., 1992; Категорический императив нравственности и права. М., 2005. Экзистенциальная сотериология Мераба Мамардашвили // Историко-философский ежегодник. 1998. М., 2000; Гуманитарно-правовая проблематика в философской публицистике Вл.С. Соловьева // Соловьевский сборник. М., 2001; Философия права // Философия. / Под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. М., 2003; Переосмысление талиона. Карательная справедливость и юридический гуманизм // Новый мир. 2004. № 4; Реформация и становление новоевропейской цивилизации // Вестник РГНФ. 2009. № 1; Институт философии уже давно был институтом гражданского общества // Наш философский дом. М., 2009; Историко-философская публицистика (приметы и требования) // Философия и культура. 2014. № 5.

Источник: Философы современной России. 2015 г.