СОЛИПСИЗМ

Найдено 23 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] [зарубежный] Время: [советское] [постсоветское] [современное]

Солипсизм
(от лат. solus – единственный, ipse – сам) – философская позиция, согласно которой несомненно данным является только собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания.

Источник: Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016

Солипсизм
крайняя форма субъективного идеализма, не признающая ничего за пределами ощущений субъекта - "Я" доставляемых органами чувств. Яркий представитель С. - философ-епископ Дж.Беркли.

Источник: Краткий энциклопедический словарь философских терминов

Солипсизм
(от лат. solus – единственный, ipse – сам) – направление философии, согласно которому единственной существующей реальностью является реальность субъективного “я” и содержание его сознания.

Источник: Философия логика и методология науки Толковый словарь понятий. 2010 г.

СОЛИПСИЗМ
(от лат. solus — единственный и ipse — сам) — мировоззренческая позиция, выражающая крайний субъективизм, когда человек признает реально существующим только самого себя, а весь остальной мир, включая других людей, склонен считать существующими лишь в его воображении как продукт его сознания.

Источник: Философско-терминологический словарь 2004

СОЛИПСИЗМ
позиция или учение человека, отвернувшегося осп мира и сводящего всю дейлпвительность к действительности своего индивидуального «Я». Солипсизм – состояние того, кто во всем сомневается. Первый момент «Размышлений» Декарта, когда философ ставит под вопрос все общепринятые истины, – это момент солипсизма. Термин равнозначен скептицизму.

Источник: Евразийская мудрость от а до Я

Солипсизм
(лат. solus – единственный + iрse – сам) – 1. Крайняя форма субъективного идеализма, признающая единственной и несомненной реальностью только сознающего субъекта и объявляющая все остальное существующим лишь в его сознании. Присущ Дж. Беркли («существовать, значит, быть воспринимаемым»); эмпириокритицизму. 2. В этике – крайний эгоизм, эгоцентризм.

Источник: Философия и методология науки (понятия категории проблемы школы направления). Терминологический словарь-справочник 2017

СОЛИПСИЗМ
философская позиция, согласно которой единственным достоверным основанием познания выступает наличие существования собственного "Я", собственных ощущений: "Я мыслю, следовательно, существую" (Декарт). Но декартовская позиция все же не выражает полный солипсизм. Солипсизм – это крайняя позиция субъективного идеализма, когда мир сводится к комплексу индивидуальных, субъективных ощущений, а достоверным их носителем может быть только данный субъект. Следовательно, весь мир, его существование сводится только к одному, единственному субъекту. Такая позиция и получила название солипсизма.

Источник: Философия: конспект лекций и словарь терминов (элементарный курс)

СОЛИПСИЗМ
от лат. solus - один и ipse - сам теоретический эгоизм) - философское направление, согласно которому единственно существующим является только субъективное Я и содержание его сознания. Шопенгауэр считал, что представителей крайнего солипсизма можно обнаружить только в доме для умалишенных. Но, однако, имеется и умеренный солипсизм, признающий сверхиндивидуальное Я как носителя содержания сознания, а также методический солипсизм, который, как у Декарта и Дриша, начинается с крайнего солипсизма, для того чтоб от него двигаться к вне Я существующей действительности (см. Солипсизм данного момента, Субъективизм).

Источник: Философский энциклопедический словарь

Солипсизм
 
Убеждение, что на всем свете существую только я (ipse) один (solus). По мнению солипсиста, существование всего остального мира (постольку, поскольку он дан нам в ощущениях), остается сомнительным, в отличие от «я» (постольку, поскольку «я» дано нам в непосредственной уверенности в своих мыслительных способностях). При всей неопровержимости этого учения оно не выглядит правдоподобным. Как объяснить существование «я», если ничего другого не существует? Поэтому у солипсизма мало приверженцев. Это даже не столько учение, сколько проблема, занимающая философов идеалистического направления. Если во всем отталкиваться от субъекта, то как вырваться за рамки субъекта?

Источник: Философский словарь.

СОЛИПСИЗМ
Противоречивее учение, отрицающее какое-либо существование за пределами субъективного сознания. Отрицание "других существ" (других субъективных сознаний) для солипсизма необязательно. Сам субъект - всего лишь комплекс ощущений, а "другие существа" могут сохраняться в виде иных комплексов. В любом случае подобное отрицание в С. не является краеугольным. Иногда оно дается как следствие.
Критика солипсизма совершенно невозможна при сохранении категории "идеальное".
Условно-временный С., вытекающий из принципов сомнения, необходимости отказа от постулатов, имеет большое методологическое значение.
При выполнении ряда условий С. может выступать как одно из начал философии.

Источник: Философский словарь

СОЛИПСИЗМ
от лат. один, единственный и сам) - философское направление, согласно которому единственно существующим является субъективное Я и содержание моего сознания, единственной реальностью является исключительно наша собственная душевная жизнь, а все остальное - лишь видения, подобные снам. В последовательном виде встречается крайне редко. Умеренный солипсизм встречается в работах Беркли и Фихте (хотя у Беркли субъективным Я является Бог, а у Фихте - самосознание сего человечества). Позже тенденция к солипсизму появляется в философии махизма и в разных формах субъективизма, которые утверждают, что есть только человек и его сознание, а мир, в том числе и люди, существуют лишь в сознании индивида. В этическом плане солипсизм проявляется как крайний эгоизм и эгоцентризм.

Источник: Тематический философский словарь

Солипсизм
 (лат. solus — единственный, ipse — сам) — субъективно-идеалистическая теория, согласно к-рой существует только человек и его сознание, а объективный мир, в т. ч. и люди, существует лишь в сознании индивида. В принципе всякая субъективно-идеалистическая философия неизбежно приходит к С. В наибольшей степени к этому воззрению приближались Беркли, Фихте, сторонники имманентной школы. Т. зр. С. лишает всякого смысла человеческую деятельность и науку. Поэтому философы — субъективные идеалисты — пытаются уйти от крайнего С, для чего постулируют существование родового, сверхиндивидуального, божественного сознания. Гносеологическим основанием С. служит абсолютизация ощущения как источника познания. Критику С. дал В. И. Ленин в своем произв. «Материализм и эмпириокритицизм».

Источник: Философский словарь. 1963

СОЛИПСИЗМ
Крайняя форма теоретико-познавательного (субъективного) идеализма. Согласно солипсизму, существует только философ, признающий солипсизм,— все же остальные люди и вещи в мире суть лишь «идеи», образы, находящиеся в его голове. Солипсизм противоречит здравому смыслу еще больше, чем обычный объективный идеализм, поскольку отрицать существование вещей легче, чем отрицать существование других людей. Бертран Рассел рассказывает, что получил как-то от известной ученой Маккаллем письмо, в котором та писала: «Я солипсистка и уверена, что многие люди разделяют мои взгляды». «Эти слова, вышедшие из-под пера известного логика, несколько удивили меня»,— пишет Рассел. Ведь солипсизм сам себе противоречит: если солипсист не верит в существование других людей, то кого же он оповещает о своем солипсизме?

Источник: Сто суеверий. Краткий философский словарь предрассудков

СОЛИПСИЗМ
(лат. solus — единственный, ipse — сам) — крайне субъективистская идеалистическая теория, согласно к-рой в действительности существует только данный субъект, Я, а весь остальной мир лишь продукт деятельности моего индивидуального сознания. Абсурдность подобной точки зрения очевидна, ибо можно, конечно, вообразить весь мир результатом своих переживаний, однако как заставить другого человека поверить в то, что он существует лишь постольку, поскольку ты его воспринимаешь? Тенденция к С. характерна для философии субъективного идеализма (Беркли, Фихте, Мах и др.), хотя его сторонники и пытаются избежать последовательно солипсистских выводов. «Нелепость этой философии,— писал Ленин о субъективном идеализме,— состоит в том, что она приводит к солипсизму, к признанию существующим одного только философствующего индивида». В С., таким образом, как в фокусе, проявляется антинаучный характер идеалистической философии.

Источник: Краткий словарь по философии. 1970

СОЛИПСИЗМ
(от лат. solus - один, единственный, ipse - сам, sum - существую) - философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания. Существование же помимо моего сознания внешнего мира и других мыслящих субъектов подлежит сомнению. На такую точку зрения становится Декарт, осуществляя процедуру методического сомнения, но у него это методологический приемка не конечный вывод теории познания. В наибольшей степени к этому воззрению приближались Д. Беркли, Фихте, представители имманентной школы Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн, махисты, т. е. философы, занимающие субъективно-идеалистическую позицию. Но ни один из философов не был последовательным солипсистом, так как солипсизм лишает веяного смысла человеческую деятельность и науку; последовательный солипсизм отказывается допускать выводы о чем-либо другом, кроме психических состояний данного (единственного) субъекта. Гносеологическим основанием солипсизма является абсолютизация ощущений как источника познания. Начиная с XVIII в. в немецкой философской литературе термины «эгоизм», «эгоцентризм» стали использоваться в значении термина «солипсизм» (И. Кант. «Антропология»).

Источник: Краткий философский словарь 2004

СОЛИПСИЗМ
(лат. solus – один, ipse – сам) – крайняя форма субъективного идеализма ; согласно С., существует только «Я» и его сознание . С. есть результат непосредственного перенесения проблем, возникающих в теории познания, в сферу решения онтологических проблем. В «чистом» виде обнаружить С. в истории философской мысли практически невозможно, хотя С. как тенденция характеризует нарастающий субъективизм европейской философской мысли. С. как признание единственно существующего сверхиндивидуального «Я» присущ Беркли и Фихте . «Методический» С. как выражение универсального сомнения характерен для философии Декарта . С. как тенденция присущ философии эмпириокритицизма , «имманентной» философии. В практически-нравственном смысле С. ярко проявился в эгоцентризме немецкого философа, теоретика анархизма М. Штирнера (1806–1856): «Для Меня нет ничего выше Меня». Представления об общих нормах права, морали трактовались Штирнером как призраки индивидуального сознания. С. неоднократно критиковался представителями самых различных, порой диаметрально противоположных философских направлений. Он может возникать как особая установка обыденного сознания, как форма разрешения жизненных проблем.

Источник: Краткий философский словарь.

Солипсизм
( от лат. solus – один, единственный и ipse – сам) – неизбежное следствие, к которому приводит имманентизм (сведение реальности, данной философу, к сознанию или субъективной реальности). В самом деле, непосредственно мыслящему субъекту дано именно его сознание, и, стало быть, весь мир, в том числе и другие мыслящие существа реально существуют только в нем. Уже этот прием доведения до абсурда опровергает С. Однако для кабинетных умов такое опровержение «слишком просто». Взглянем глубже: любая данность субъекту, включая и данность состояний его сознания, уже дает различение субъекта и предмета. Далее обнаруживается, что эта данность не всегда произвольно полагается субъектом, но может демонстрировать свою независимость, оказывая сопротивление его представлениям о ней и намерениям относительно её. И тогда она оказывается не просто другим состоянием его сознания, но независимым от его сознания другим субъектом или объектом. Понимание бытия как соотношения закладывет в сам фундамент бытия наличие другого за пределами данного субъекта.
Ист.: Сагатовский В.Н. Триада бытия (введение в неметафизическую коррелятивную онтологию). Спб. 2006. С. 76-77; его же. Вселенная философа. Второе издание. Исправленное и дополненное. СПб. 2008. С. 118-121.

Источник: Философия антропокосмизма авторский словарь.

Солипсизм

Таким образом, я ограничиваюсь тем, что называется "солипсизмом", то есть теорией о том, что существую только я один. Эту точку зрения трудно опровергнуть, однако еще труднее в нее поверить. Однажды я получил письмо от одного философа, который заявлял, что он солипсист, но удивлялся, что нет других солипсистов.
Однако этот философ относил себя к тем, кто считает, что существует лишь он один. Это показывает, что на самом деле в солипсизм не верят даже те, кто считает себя убежденным в его истинности.
Таким образом, если мы не можем быть уверены в независимом существовании объектов, мы останемся одни в пустыне. Может оказаться, что весь внешний мир - не более чем сон, и существуем мы одни. Это - не самая приятная возможность; но хотя не может быть строго доказано, что она ложна, нет никаких оснований предполагать, что она истинна.
Можно провести различие между двумя видами солипсизма, которые я буду называть "догматическим" и "скептическим". Догматический солипсизм утверждает:
"Нет ничего, кроме фактов"; скептический солипсизм утверждает: "Неизвестно ничего, кроме фактов". Не существует никаких доводов в поддержку догматической формы, поскольку существование так же трудно опровергнуть, как и доказать, если речь идет не о факте.

Источник: Философский словарь разума, материи, морали

СОЛИПСИЗМ
(от лат. solus — один, единственный + ipse — сам, себе) — филос. учение, согл. к-рому реально существует только один субъект (субъективное «Я»), а любая реальность вне его сознания явл. иллюзорной. По выражению Шопенгауэра, учение к-рого часто приводят как пример филос. С., представителей этой филос. идеи в чистом виде можно обнаружить только в доме для умалишенных. Однако история философии знает немало примеров «умеренного С.», к-рый представлен в трех вариантах: 1) Помимо единичного субъективного «Я» признается существование трансцендентального субъекта, являющегося действительным источником содержания сознания «Я» и, в конечном счете, имманентного персональному «Я» (брахманизм Уддалаки, адвайта веданта Шанкары, кит. и яп. чань/дзен буддизм, волюнтаризм Шопенгауэра); 2) Признается существование трансцендентального субъекта, потенциально отождествляющегося с субъективным «Я» в результате саморазвития последнего (субъективный идеализм Беркли, Юма и Фихте); 3) Существует «методол. С.», рассматривающий познание действительности как процесс, начинающийся с крайнего С. и продолжающийся в направлении движения от внутр. содержания «Я» к порождаемым его активностью образам внешн. реальности (Декарт, Кант, Гуссерль). Формулой филос. С. часто выступает утверждение Беркли: «Esse est percipi» («Существовать — значит быть воспринимаемым»). Е.В.Гутов

Источник: История и философия науки. Энциклопедический словарь

СОЛИПСИЗМ
лат. solus ipse - только сам) - теоретическая установка, сквозь призму которой весь мир видится произведением сознания (Я), которое - единственное, что дано несомненно, во всякое время тут. Несмотря на то, что античные скептики выдвигали сходную программу, о С. речь может идти только в эпоху Нового времени - после мыслительного опыта Декарта по радикальному вытеснению из Я всего недостоверного, в результате чего одновременно рвутся все связи с миром и выставляется требование к Я - основываясь только на самомыслии, выстроить опыт мира целиком как несомненный. Этот подход перенимается большинством последующих теоретиков познания. Однако одновременно возникает проблема обоснования общезначимости такого опыта познания, решаемая в большинстве случаев психо-физиологически - на основании положения, что все люди устроены сходным образом и используют схожие знаки (что является выходом за пределы установки С). Попытка разрешить проблему С, одновременно сохраняя приоритет мыслительной позиции Декарта, была предпринята Гуссерлем - в виде разработки темы интерсубъективности и монадического сообщества. Однако Гуссерлю так и не удалось обосновать общезначимость работы феноменолога вне допущения сферы дорефлексивного ("жизненный мир" у позднего Гуссерля), того, что существует до Я и определяет его рождение. Трудность состоит в том, что никакие теоретические средства не могут выступить фундаментом веры, которая необходима для преодоления мнения, что существует лишь мой опыт.
Д.В. Майборода

Источник: Новейший философский словарь

СОЛИПСИЗМ
от лат. solus - один, единственный и ipse - сам), крайняя форма субъективного идеализма, в к-рой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется су­ществующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии со всем жизненным опытом, с данными науки и практич. деятельностью. В последоват. виде С. встречается крайне редко, у отдельных мыслителей (напр., у французского философа и врача 17 в. К. Брюне).
Сторонники этого направления стремятся, как пра­вило, избежать последовательного С. путем синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основополо­жений. Так, субъективный идеалист Беркли, пытаясь уйти от обвинения в С., заявлял, что все вещи сущест­вуют как «идеи» в божеств. уме, к-рый «внедряет» ощущение в сознание людей; он, т. о., переходил на позиции объективного идеализма платонистского типа. К С. вел и субъективный идеализм Фихте, хотя сам он подчеркивал, что абсолютное «Я», положенное в ос­нову его наукоучения, не есть индивидуальное «Я», а совпадает в конечном счете с самосознанием всего чело­вечества. Отчетливо проявилась тенденция к С. в фи­лософии махизма (эмпириокритицизма) (см. В. И. Ле­нин, «Материализм и эмпириокритицизм», в кн.: ПСС, т. 18, с. 92-96). Еще более явно, чем в эмпириокрити­цизме, к С. вела имманентная философия (Шуппе, Р. Шуберт-Зольдерн).
Термин «С.» употребляется иногда в этич. смысле как крайний эгоизм, эгоцентризм (т. н. практич. С., по терминологии экзистенциалиста Марселя). Ярким представителем этой формы С. был Штирнер.

Источник: Советский философский словарь

СОЛИПСИЗМ
от лат. solus – единственный и ipse – сам) – крайняя форма субъективного идеализма, в к-рой несомненной реальностью признается только мыслящий субъект, а все остальное объявляется существующим лишь в сознании индивида. С. находится в противоречии с жизненным опытом и повседневной человеч. деятельностью. В последоват. виде С. встречается крайне редко, у отд. мыслителей (напр., у франц. философа и врача 17 в. К. Брюне). По словам Шопенгауэра, законченных солипсистов можно найти только среди обитателей дома умалишенных. Сторонники этого направления стремятся, как правило, избежать явного С. путем синтеза субъективного и объективного идеализма, тем самым свидетельствуя о несостоятельности своих основоположений. Так, Беркли, пытаясь уйти от обвинения в С., заявлял, что все вещи существуют как "идеи" в божеств. уме, к-рый "внедряет" ощущение в сознание людей, и т.о. переходил на позиции идеализма платонистского типа. К С. вел и субъективный идеализм Фихте, хотя сам он подчеркивал, что абсолютное Я, положенное в основу его наукоучения, не есть индивидуальное Я, а совпадает в конечном счете с самосознанием всего человечества. Отчетливо проявилась тенденция к С. в философии эмпириокритицизма (см. В. И. Ленин, Материализм и эмпириокритицизм). Еще более явно, чем в эмпириокритицизме, к С. вела имманентная философия. Шуберт-Зольдерн, напр., заявлял в духе Фихте, что "теоретико-познавательный" С. неопровержим (см. R. von Schubert-Soldern, Grundlagen einer Erkenntni?theorie, Lpz., 1884). С гносеологич. обоснованием С. выступил также Шуппе (W. Schuppe, Der Solipsismus, в журн. "Zeitschrift f?r immanente Philosophie", 1898, ?. 3). Тенденция к С. проявляется в разных формах субъективизма. Термин "С." употребляется также в этич. смысле, как крайний эгоизм, эгоцентризм (т.н. практич. С., по терминологии экзистенциалиста Марселя). Ярким представителем этой формы С. был Штирнер. К "практич. С." тяготеют и мн. представители совр. бурж. "эготизма". Б. Мееровский. Москва.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СОЛИПСИЗМ
от лат. solus— единственный и ipse— сам) — философская позиция, согласно которой несомненно данным является лишь собственный субъективный опыт, данные индивидуального сознания, а все, что считается существующим независимо от него (включая тело, мир внешних сознанию физических вещей, других людей), в действительности — лишь часть этого опыта. Точка зрения солипсизма выражает логику той субъектоцентристской установки, которая была принята в классической западной философии Нового времени после Декарта (см. Субъективное, Теория познания, Я). Вместе с тем явное противоречие позиции с фактами обыденного здравого смысла и постулатами научного познания не позволяло большинству философов, придерживавшихся субъектоцентристской установки, делать выводы в духе солипсизма. Так, Декарт, выдвинувший тезис о том, что единственной самоочевидной истиной является утверждение «Я мыслю, следовательно, существую», с помощью онтологического доказательства утверждал существование Бога, который не может быть обманщиком и поэтому гарантирует реальность внешнего мира и других людей. Беркли, отождествляющий физические вещи с совокупностью ощущений, считал, что непрерывность существования вещей, т. е. невозможность их исчезновения тогда, когда они никем не воспринимаются, обеспечивается их постоянным восприятием Богом. С точки зрения Юма, хотя чисто теоретически невозможно доказать существование внешнего мира и других людей, необходимо верить в их реальность, ибо без такой веры практическая жизнь и познание невозможны. Согласно Канту, опыт является конструкцией Я. Но это не эмпирическое Я, а Я трансцендентальное.в котором в сущности стирается различие между мною и другими. Что касается Я эмпирического индивида, то его внутренний опыт (осознание состояний собственного сознания) предполагает опыт внешний (сознание независимых от индивидуального Я физических предметов и объективных событий).
Существует два способа понимания смысла солипсизма. Согласно первому, утверждение в качестве единственно реального моего личного опыта влечет также утверждение Я, которому этот опыт принадлежит. Такое понимание совместимо с тезисами Декарта и Беркли. Согласно другому пониманию, хотя единственно несомненным является мой личный опыт; не существует того Я, к которому этот опыт относится, ибо Я—не что иное, как совокупность элементов этого же опыта. Парадоксальность такого понимания солипсизма хорошо выразил Л. Витгенштейн в «Логико-философском трактате», связав это понимание, правда, не с несомненной данностью моего чувственного опыта в виде ощущений (как это было у Юма и Маха), а с данностью мне моего языка и фактов описываемых этим языком. С одной стороны, подчеркивает Витгенштейн, я есть мой мир, с другой стороны, «субъект не принадлежит миру, а представляет собой некую границу мира» (Витгенштейн Л. Философские работы, ч. l. M., 1994, с. 56). «То, что солипсизм подразумевает, совершенно правильно, — считает он, — только это не может быть сказано, но оно обнаруживает себя» (там же). Поэтому «...строго проведенный солипсизм совпадает с чистым реализмом. «Я» солипсизма сжимается до непротяженной точки, остается же соотнесенная с ним реальность» (там же, с. 57). В действительности последовательно проведенная точка зрения солипсизма, отождествляющая с реальным только то, что непосредственно дано в моем опыте, не позволяет считать реальными даже прошлые факты моего сознания, т е. делает невозможным также и непрерывность моего сознания (см. Рассел Б. Человеческое познание. М., 1957, с. 208—214).
Некоторые представители современной когнитивной психологии (Дж. Фодор и др.) считают; что т н. методологический солипсизм должен быть главной стратегией исследований в этой науке. Имеется в виду точка зрения, согласно которой изучение психологических процессов предполагает их анализ вне отношения к событиям внешнего мира и другим людям. Это, конечно, не солипсизм в его классическом философском понимании, ибо не отрицается существование внешнего мира, а психические процессы, факты сознания связываются с деятельностью головного мозга, существующего как материальное образование в пространстве и времени. Многие философы и психологи (напр., X. Патнэм, Д. Деннет и др.) считают, что точка зрения методологического солипсизма является тупиковой, т. к. невозможно понять сознание и психику вне отношения к внешнему миру и миру межчеловеческих взаимодействий.
В современной философии все более утверждается точка зрения, согласно которой внутренний мир индивидуального сознания, включая Я, возможен лишь в результате коммуникаций субъекта с другими людьми в реальном физическом мире. Позиция солипсизма могла казаться логически возможной лишь в рамках субъектоцентристской установки классической философии, от которой современная философия отказывается. О невозможности чисто внутреннего опыта и несостоятельности позиции солипсизма Л. Витгенштейн писал в поздних работах. М. М. Бахтин уже с 1920-х гг. показал, что если человек рассматривает себя вне отношения к другим, то с точки зрения самопереживания солипсизм может показаться убедительным, но мы принципиально не можем согласиться с тем же солипсизмом, предлагаемым от имени другого человека. Именно отношение к другому конституирует реальное переживание Я, а не то, из которого исходила философская традиция. См. ст. Сознание, Самосознание, Я к лит. к ним.
В. А. Лекторский

Источник: Новая философская энциклопедия

Найдено научных статей по теме — 7

Читать PDF
339.89 кб

Солипсизм как «Ошибка счета» в двузначной алгебре метафизики (дискретная математическая модель ценно

Лобовиков Владимир Олегович
Исследуются «ощущение», «материя», «сознание», «бытие», «объективная реальность» как ценностные функции от двух ценностных переменных в двузначной алгебре метафизики, которая трактуется как формальная аксиология.
Читать PDF
251.37 кб

Постмодернизм как «Социальный солипсизм». Анализ с позиций актуальной антропологии

Воронцов Сергей Селиверстович
Читать PDF
226.37 кб

Трансцендентальный солипсизм

Слинин Ярослав Анатольевич
В статье я намерен показать, что декартово правило не принимать за истинное ничего неочевидного и сомнительного приводит к солипсизму.
Читать PDF
443.89 кб

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ СОЛИПСИЗМ: АНАЛИЗ ОДНОЙ НАУЧНОЙ ПОЗИЦИИ

Соколов Михаил Михайлович
Эта статья задумывалась как рецензия на сборник «Расизм в языке социальных наук», вышедший в Петербурге в 2002 году (Расизм в языке социальных наук / Под ред. В. Воронкова, О. Карпенко, А. Осипова. СПб.: Алетейя, 2002).
Читать PDF
377.53 кб

Мир как мое представление? Спор реализма и солипсизма

Фоллмер Герхард
В статье рассматривается проблема противостояния противоположных философских концепций реализма и солипсизма.
Читать PDF
1.45 мб

Доктрина солипсизма как повод её опровергнуть

Клеева Д.
В представленном исследовании проводится анализ основных положений и эволюции философской доктрины, отрицающей существование объективной реальности вне сознания индивида, а также обзор попыток её опровержения.
Читать PDF
4.18 мб

Между солипсизмом и сциентизмом, или Несциентистская рациональность

Драгунская Людмила Самуиловна
В статье речь идет о развитии научного познания в сторону расширения возможностей рациональности. Психология может развиваться по тем же законам, что и все современное познание, т. е. от science (наука) к studies (исследование).

Похожие термины:

  • СОЛИПСИЗМ ДАННОГО МОМЕНТА

    философский взгляд, согласно которому (в отличие от солипсизма, считающего реальностью исключительно нашу собственную душевную жизнь, а все остальное - лишь видениями, подобными снам) реальным яв
  • СОЛИПСИЗМ В ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

    В индийской религиозно-философской традиции к идеям солипсизма близко приблизились два учения, в которых особую роль играет концепция «чистого сознания»: среди неортодоксальных учений — буддий
  • солипсизм (от лат. Solus – только и ipse – сам)

    крайняя форма субъективного идеализма, результат последовательного проведения субъективно-идеалистических установок, доктрина, согласно которой единственно достоверной (а потому и единственно