СОКОЛОВ Василий Васильевич

Найдено 3 определения
Показать: [все] [проще] [сложнее]

Автор: [российский] Время: [советское] [современное]

СОКОЛОВ Василий Васильевич

(р. 15 авг. 1919) – сов. философ, д-р филос. наук (1962), профессор (1963). Член КПСС с 1944. Окончил филос. ф-т МГУ (1943) и аспирантуру там же (1946). Преподает философию с 1944. Область науч. интересов – история домарксистской зап. философии, в последние годы методология истории философии, филос. антропология. Редактор-составитель изд. "Антология мировой филос. мысли" (т. 1, ч. 1–2), а также трудов Декарта, Спинозы, Гоббса. Соч.: Философия Ренэ Декарта, предисл. в кн.: Декарт Р., Избр. произв., М., 1950; Вольтер. (Обществ.-политич., филос. и социологич. воззрения), М., 1956; Античная философия, М., 1958; Философия Гегеля, М., 1959; Бертран Рассел как историк философии, "ВФ", 1960, No 9; Фрэнсис Бэкон – философ-новатор своей эпохи, "ВФ", 1961, No 4; Очерки философии эпохи Возрождения, М., 1962; Филос. система Томаса Гоббса, вступ. ст. в кн.: Гоббс Т., Избр. произв., М., 1964; Философия Спинозы и современность, М., 1964; Предшественники науч. коммунизма, М., 1965; Партийность и историзм в истории философии, "ВФ", 1968, No 4; Философия древности и средневековья, вступ. ст. в кн.: Антологии мировой философии, т. 1, М., 1969.

Источник: Философская Энциклопедия. В 5-х т.

СОКОЛОВ Василий Васильевич
Родился 20 августа 1919 г. в с. Петрушино Тульской губернии. Участник Великой Отечественной войны. Учился на историческом (1936- 1939) и философском (1939-1941) факультетах Московского института философии, литературы и истории. Окончил философский факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (1943), аспирантуру там же (1946). Работал в редакции философии и психологии Издательства иностранной литературы (1947-1950), преподавал философию в различных вузах. С 1950 на кафедре истории зарубежной философии философского факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, доктор философских наук, проф. Один из руководителей издания философской классики в сериях «Философское наследие», «Памятники философской мысли», составитель и автор вступительных статей к сочинениям Эразма Роттердамского, Декарта, Гоббса, Лейбница. Заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени (1986). Награждён серебряной медалью «За вклад в развитие философии» (2011). В своих работах стремился давать новое концептуальное осмысление историко-философского процесса. Разрабатывает субъект-объектную концепцию предмета философии, трактуя ее одновременно и как систему верознания, и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. Исследует проблемы соотношения детерминистического и телеологического видения мира, его бесконечности и конечности, степенях случайности как уникальности происшествий. Показал неоднозначную и сложную: пантеистическую, натуралистическую, рационалистическую суть учения Спинозы.
Основные публикации Вольтер. М., 1955; Античная философия. М., 1958; Философия Гегеля. М., 1959; Бертран Рассел как историк философии // Вопросы философии. 1960. № 9; Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; Философия Спинозы и современность. М., 1964; Спиноза. М., 1973 (2-е изд. 1977); Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973; Средневековая философия. М., 1979 (2-е, исправл. и дополн., изд. М., 2001); Европейская философия XV–XVII вв. М., 1984 (2-е, доп., изд. 1996, 3-е изд. 2003); Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997; Введение в классическую философию. М., 1999; Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам. М., 2004; Послекантовская философия в Германии второй половины XVIII – начала XIX вв. // Историко-философский альманах. Вып. 2. М., 2007; В.Ф. Асмус и драматические моменты его философского творчества и философской жизни // Вопросы философии. 2009. № 2; Философия как история философии. М., 2012; Философские страдания и просветления в советской и постсоветской России. М., 2014.

Источник: Философы современной России. 2015 г.

СОКОЛОВ Василий Васильевич
(р. 20.8.1919) — спец. в обл. ист. филос. и теории историко-филос. процесса; д. филос. н., проф. Р. в с. Петрушино Тульской губ. Учился на ист. и филос. ф-тах МИФЛИ. Участник Великой Отеч. войны. Окончил филос. ф-т МГУ в 1943, там же асп. (1946). Своим осн. филос. наставником считает В. Ф. Асмуса. Работал в Изд-ве иностр. литературы в редакции филос. и психол. (1947-50), а также в разл. вузах преп. филос. С 1950 — на кафедре истории заруб, философии филос. ф-та МГУ, проф. этой кафедры. Длительное время (в 1960х) руководил изд. филос. классики прошлого (библиотека «Философское наследие», сер. «Памятники философской мысли») в ИФ АН СССР. С. — заслуженный деятель науки РСФСР (1980), заслуженный проф. МГУ, акад. РАЕН. Лауреат Ломоносовской премии 1-й степени 1986 за работы: «Философия Спинозы и современность», «Средневековая философия», «Европейская философия XV-XVII вв.». В своих работах стремился давать новое концепт, осмысление историко-филос. процесса, уйти от маркс.-лен. схем в освещении филос. прошлого, боролся с упрощениями и вульгарным социологизмом, господствовавшими во всех отраслях филос. знания в сов. годы. В кн. «Философия Спинозы и современность» (1964) впервые в историко-филос. литературе автор отказался от идущей от Плеханова квалификации спинозизма как материализма («марксизм — разновидность спинозизма»), показав сложную пантеистическую, натуралистическую, рационалистическую, метафиз. родословную и суть этого неоднозначного учения. С. разрабатывает субъектобъектную концепцию предмета филос, трактуя ее одновременно и как систему верознания, и как максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи. На материалах античной, средневековой и новой филос. С. проводит также идею противоположности органистической и механистической интерпретации бытия, оттесняющую (во многом и перечеркивающую) проблему борьбы материалистич. и идеалистического направлений в филос. — проблему, к-рая в течение десятилетий играла гл., определяющую роль в марксистско-лен. ист.-философской методологии. Анализ противоположности и взаимодействия органицизма и механицизма привел С. к более частным проблемам — соотношения детерминистического и телеологического видения мира, его бесконечности и конечности («оконеченности»), к вопросу о степенях случайности как уникальности происшествий и др. Задолго до эпохи перестройки С. обратился к анализу идеи Бога как субъект-объектного единства и роли этой идеи в историко-филос. и дух. процессе. При этом выявлены разл. типы понятия единого Бога — пантеистического, деистического, теистического в их различии и взаимодействии у разл. философов. Выявлена онтол. функция понятия Бога как глубинного бытия, объединяющего бесконечно сложный мир, а также амбивалентная гносеол. функция понятия Бога — мистифицирующая (собственно религ.), подчеркивающая постоянную недостаточность и ущербность познавательных усилий и результатов человеческой деятельности, и интеллектуализирующая (собственно филос), поощряющая человека к расширению и углублению своих познаний (абсолютизация и релятивизация истины). В кн. и статьях С. по истории филос. в центре внимания всегда находились вопросы взаимоотношения филос. и идеологии, места филос. в системе дух. культуры и др.
Соч.: Вольтер. М., 1955; Античная философия. М., 1958; Философия Гегеля. М., 1959; Бертран Рассел как историк философии // ВФ. 1960. № 9; Очерки философии эпохи Возрождения. М., 1962; Философия Спинозы и современность. М., 1964; Предшественники научного коммунизма. М., 1965; Партийность и историзм в историко-философской методологии // ВФ. 1968. № 4; Философия древности и средневековья [вступительная статья к Т. 1 «Антологии мировой философии»]. М., 1969; Спиноза. М., 1973 (2-е изд.—1977); Историко-философская концепция Гегеля // Философия Гегеля и современность. М., 1973; Средневековая философия. М., 1979 (2-е, исправл. и дополн., изд. — М., 2001); Философский синтез Готфрида Лейбница [вступит, статья к Т. 1 «Сочинений» Г. В. Лейбница в 4 т.]. М., 1982; Европейская философия XV-XVII вв. М., 1984 (2-е, доп., изд. — 1996, 3-е изд. — 2003; Философия духа и материи Рене Декарта [вступит, статья к Т. 1 «Сочинений» Р. Декарта в 2 Т.]. М., 1989; Философское значение «Теодицеи» Лейбница [вступит, статья к Т. 4 Сочинений Г. В. Лейбница в 4 т.]. М., 1989; Проблема религиозного и философского Бога в системе воззрений Декарта // Бессмертие философских идей Декарта. М., 1997; Введение в классическую философию. М., 1999; Историческое введение в философию: История философии по эпохам и проблемам: Учебник для высшей школы. М., 2004; Послекантовская философия в Германии второй половины XVII — начала XIX вв. // Историко-философский альманах. Вып. 2. М., 2007.

Источник: Философы России начала XXI столетия Биографии идеи труды. Энциклопедический словарь 2009



Найдено научных статей по теме — 1

Читать PDF
218.12 кб

Василию Васильевичу Соколову 95 лет

Калинников Леонард Александрович